Изучаем татарский с помощью камешками Марблса

Эльмира ХИСМАТУЛЛИНА,

воспитатель по обучению татарскому языку детского сада №114 г Казани

Аида АБДУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №114 г. Казани

Одна из важнейших и ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, через которую педагог может решить любую образовательную задачу – это игра.  В игре дети чувствуют себя самостоятельными, реализуют и углубляют свои знания и умения.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

В условиях новой языковой ситуации в нашей Республике формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций.

Использование игровых технологий в нашем детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру.

Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка для изучения государственных языков РТ, способствует пополнению словарного запаса.

Мы решили использовать в своей педагогической практике технологию «Камешки Марблс», т.к. это полет нашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный материал. Камешки Марблс, универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук — отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук. При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

Игры с использованием камешков Марблс:

– стимулируют речевое развитие путем тренировки пальцев рук;

– увеличивают на 100% активность, интерес детей на занятии;

– улучшают результат коррекции речи;

– вариативны и удобны в применении.

Нашим воспитанникам очень нравится эта технология, где можно творить, красоту и дарить добро окружающим. Работа с камешками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность.

В процессе разработки данного проекта по обучению татарскому языку, мы опирались на следующие составляющие модели образовательного процесса:

– самостоятельная деятельность дошкольников;

– совместная деятельность взрослого и детей.

Проект обеспечивает осуществление образовательного процесса с детьми от 4 до 7 лет.

Проект направлен на познавательно-речевое, художественно- эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского языка и использованием инновационных методик и технологий, в т.ч. ИКТ технологий  и методики «Камешки Марблс».

Требования к организации проведения упражнений с камешками Марблс

Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук. Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Наличие познавательной направленности упражнений.

Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает   использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

Виды камешков

Камешки бывают различные: они имеют круглую или  квадратную форму, бывают  разные по размеру и по цветовой окраске. Ими дети выкладывают предметные картинки в соответствии с лексической темой, буквы, выполняют задания на развитие творческого воображения, с целью релаксации и пр.

Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например, «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «На дереве сидят совы»,  «Подводное царство» и т.д.

Актуальность. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением. У детей дошкольного возраста ещё отсутствуют действительные мотивы овладения вторым языком. Кроме того, для русскоязычных детей, а для некоторых детей и из татарских семей — татарский язык является по сути иностранным языком.

Здесь на помощь может прийти правильно организованная языковая среда. Естественная языковая среда достаточно стимулирует процессы овладения родным языком

Процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка. У детей дошкольного возраста могут возникать психологические барьеры в связи с непривычными звуками татарской речи, незнакомыми и странными для детей словами и фразами, возникающими ассоциациями с родной речью.

К сожалению, ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.

Играя с камешками, у детей хорошо поддерживается положительный эмоциональный настрой и речевая активность.Кроме того, технология «Камешки Марблс» открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи них картины, сочинить и показать удивительные истории, таким образом, в игровой форме развивать речевые и коммуникативные навыки. Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.

Цель проекта. Создание условий для свободного общения детей дошкольного возраста на русском и татарском языках посредством реализации технологии «Камешки  Марблс».

Задачи проекта:

пробуждать интерес к изучению языкам, желание общаться на родном языке через камешки Марблс;

формировать навыки общения между собой на татарском и русском языках;

обогатить содержание развивающей предметно — пространственной среды в условиях функционирования данной модели;

создать условия для развития ребенка с использованием сюжетно-ситуативных приёмов, развития инициативы и творческих способностей на основе камешки Марблс;

активно внедрять информационные технологии в практическую деятельность детского сада;

вовлечение родителей в процесс введения в дошкольном возрасте и установления сотрудничества по созданию условий, способствующих формированию разговорной среды.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, и законные представители воспитанников.

Тип, вид проекта: практико-ориентированный; групповой с привлечением родителей.

Сроки реализации: долгосрочный проект.

Ожидаемые результаты: к концу реализации проекта у детей сформируется устойчивые коммуникативные и речевые навыки общения между собой на татарском языке.

Создание естественной среды, приобщения к культуре татарского народа пробудит интерес к татарскому языку и желание его узнать независимо от их психического и интеллектуального развития. С одной стороны, мы воспитываем у детей любовь к родному краю, уважительное отношение к русскому и татарскому языкам, народностям.

С другой стороны, уже в дошкольном возрасте в нашем детском саду с УМК компонентом образования детская группа должна приобрести объективное представление о наличии других языков. В целом, обучение детей татарскому языку будет способствовать нравственному формированию личности; развитию коммуникативных способностей; расширению кругозора и познавательной активности. Ребёнок будет комфортно чувствовать себя в иноязычной среде, сможет проявить себя как личность, быть успешным. А это, в свою очередь, будет способствовать воспитанию у детей уважения и толерантности к носителям татарской культуры.

Родители станут союзниками во взаимодействии с педагогами по вопросу воспитания и обучения детей, необходимости пополнения знаний об изучении второго языка. Педагоги обучатся современным методам и технологиям по развитию речи и реализации национально-регионального компонента.

Принципы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития);
  • стремление к общению с взрослыми и активное подражание им в движениях и действиях; появление игры, в которой ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоциональный отклик на игру, предложенную взрослым, принятие игровой задачи.

Итог

В детском саду проект успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Поэтому во всех режимных моментах звучит как русская, так и татарская речь воспитателя. Организация и проведение всевозможных праздников, как русских народных, так и татарских повышают интерес не только к культуре народов, но и к языковой культуре. Именно такой комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку может дать хорошие результаты.

Дети, хорошо изучающие другой язык, имеют отличную память, внимание, что особо необходимо для подготовки к обучению в школе. Благодаря реализации проекта ребенок становится социально-адаптирован, раскрепощен в общении, учится отстаивать свою позицию, у детей повышается интерес к второму языку, к истории родного края, к его культуре, традициям.

Одним из значимых результатов проекта является сотрудничество с семьями воспитанников в познавательном и социальном развитии дошкольника: увеличение активности и участия в мероприятиях ДОУ родителей; готовность и способность к активному социальному участию, развитие чувства эмпатии, уважения, готовность к равноправному сотрудничеству.

Проект по совершенствованию системы образования дошкольников «Камешки Марблс» долгосрочен, практичен, востребован и рассчитан на конкретные действия и результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. «Люби и знай свой отчий край»
  2. Завьялова М.К. «Татарский костюм»
  3. Закирова К.В. «На поляне детства» — хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений  и родителей
  4. Закирова К.В. « Игры в детском саду», методическое пособие для воспитателей
  5. Закирова К.В. «Встаньте, дети, встаньте в круг», учебное пособие для воспитателей
  6. Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г. «Говорим по – татарски» — «Татарчасөйләшәбез» по обучению русскоязычных детей 4-7 лет татарскому языку
  7. Сергеева Н.Г. «Город Казань в картинках», учебное пособие
  8. Фотоальбом «Костюмы народов Поволжья»
  9. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования «Сөенеч-радость познания»

Прилоржение№1

Игры с камешками Марблс.

  1. Дидактическая игра«Разноцветные заплатки»/ “Төсле тапчан”

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить Марблс разных цветов; шаблоны.

Описание: ребёнку предлагается закрыть белые отверстия на шаблоне с помощью камней Марблс, подбирая их по цвету.

  1. Дидактическая игра «Дорожки»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.

Оборудование: камни Марблс разных цветов; шаблоны.

  1. Дидактическая игра «Продолжи ряд»/ «Рәтне дәвам ит»

Цель: формирование умения находить закономерности.

Оборудование Марблс разных цветов; шаблоны.

Описание: ребёнку необходимо найти закономерность и продолжить ряд, раскладывая камешки по цвету и называя их (кызыл,сары,зэнгэр)

  1. Дидактическая игра «Выложи по образцу»/”Рәсем буенча җый”

Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия.

Оборудование: камни Марблс разных цветов; шаблоны.

Описание: детям необходимо по образцу выложить с помощью камешек  цветочки, рыбку, ёлочку, машинку.

  1. Дидактическая игра «Корректурная проба»

Цель: развитие внимания.

Оборудование: камешки Марблс разных цветов; шаблоны.

Описание: педагог предлагает ребёнку закрыть на шаблоне определённую картинку (например: мячик-туп). Задачу можно усложнить и предложить ребёнку закрывать мячики –туп красным камнем, а машинки(машина) — синим камнем.

  1. Дидактическая игра «Раздели на группы»/ “Төркемнәргә бүл”

Цель: формирование умения классифицировать предметы по цвету.

Оборудование: камни Марблс разных цветов; шаблоны тарелочек.

Описание: перед ребёнком кладут тарелочки(тялинкэ) разных цветов и предлагают распределить камни по тарелочкам в соответствии с цветом. На красную тарелочку (кызылтэлинкэ) ребёнок кладёт красные камни,  на жёлтую  (сары)— жёлтые камни и так далее.

  1. Дидактическая игра «Какого цвета нет?»/ “Ниниди төс юк?”

Цель: развитие внимания, закрепления цвета.

Описание: перед ребенком раскладывают разноцветные камешки. Ребѐнок должен назвать каждый цвет на татарском языке. Взрослый прячет один камешек  и спрашивает:

– Нинди камешек юк? (Какого камешка нет?)

– Сары (кызыл) камешек (таш) юк.

  1. Дидактическая игра «Чудесный коробок»/ “Тылсымлы тартма”

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, учить  согласовывать слово-предмет и слово-признак. (кечкенә, зур туп); расширять словарный запас детей.

Оборудование: камни Марблс разные по форме и размерам, мешочек.

Описание: педагог предлагает ребёнку выбрать камни разные по форме и величине. Затем все остальные камни складываются в мешочек м ребёнку предлагается на ощупь достать из мешочка камни похожие на выбранные им. Игру можно проводить с группой детей. Тогда первый круг – это выбор любого камня из мешочка, а второй круг – выбор точно-такого же камня, как предыдущий. Бу нинди?(кызыл, сары).

  1. Дидактическая игра «Наряди елочку»//”Чыршыны бизә”

Цель: развитие внимания, закрепления цвета.

Описание: перед ребенком раскладывают разноцветные камешки. Ребѐнок должен назвать каждый цвет на татарском языке. Взрослый  спрашивает:

– Нинди камешек куясың? (Какой  камешек положишь?)

– Сары (кызыл).

  1. Дидактическая игра «Проведи маршрут»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета. Называть камешки по цвету на татарском языке

Оборудование: камни Марблс разных цветов; шаблоны.

  1. Дидактическая игра «Запомни-повтори»/ “Истә калдыр, кабатла”

Цели:

– ориентировка на листе бумаги в клетку;

– развитие устойчивого внимания;

– укрепление памяти;

– активизация мыслительных процессов;

– развитие мелкой моторики;

– игры и упражнения с камешками Марблс направленные на развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.

  1. Дидактическая игра «Разноцветные заплатки»/ “Төсле тапчан”

Цель: развитие внимания, закрепления цвета.

Описание: перед ребенком раскладывают разноцветные камешки. Ребѐнок должен назвать каждый цвет на татарском языке. Взрослый спрашивает:

– Нинди камешек куясың? (Какой  камешек положишь?)

– Сары (кызыл).

  1. Дидактическая игра«Цифры» картотека Марблс»

Цели:

– знакомить с цифрами;

– обучать прямому и обратному счёту в пределах 10 (1, 2,3…).

– соотносить число и количество;

– развивать зрительное восприятие.

  1. Дидактическая игра «Повтори узор»//”Рәсемне җый”

Цели:

развитие устойчивого внимания;

– укрепление памяти;

– активизация мыслительных процессов;

– развитие мелкой моторики;

– игры и упражнения с камешками Марблс направленные на развитие пространственных представлений.

Описание. Ребѐнок должен назвать каждый цвет на татарском языке. Взрослый  спрашивает:

– Нинди камешек куясың? (Какой камешек положишь?)

– Сары (кызыл).

  1. Дидактическая игра «Найди, сосчитай»/ “Сана”

Цели:

– ориентировка на листе бумаги в клетку;

– развитие устойчивого внимания;

– укрепление памяти;

– активизация мыслительных процессов.

– развитие мелкой моторики;

– игры и упражнения с камешками Марблс направленные на развитие пространственных представлений.

  1. Дидактическая игра «Разложи камешки»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.

Описание: называть камешки по цвету на татарском языке.

Оборудование: камни Марблс разных цветов; шаблоны.

  1. Упражнение «Кто больше соберет?» / “Кем күбрәк җыя?”

Цель: развивать двигательную активность детей, быстроту реакции