Изготовление национальных кукол-матрёшек

№ 116

(Роспись пластиковых бутылок маслом и акрилом)

(Урок по технологии в III классе)

Зухра БОГАПОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №4 г. Казани

Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся.

Задачи:

– формируем умение изготавливать изделие из вторсырья (пластиковые бутылки), совершенствуем умение расписывать изделие, учимся работать масляными красками и акрилом, формирование представлений о том, что такое вторсырьё, как можно использовать текстильные и промышленные отходы, как влияют данные отходы на экологию окружающей среды;

– воспитываем наблюдательность, ответственность за результат труда; умение рассуждать, обсуждать, договариваться, адекватно оценивать поведение свое и товарищей; воспитание экологической культуры;

– развитие познавательно-исследовательской деятельности, проектировочных и технологических умений, художественно-эстетических способностей.

Оборудование: монитор, компьютер, рабочее место для работы с вторсырьём, клеёнка, кисти, масляные краски, акрил, салфетки, растворитель, чёрный маркер.

Тип занятия: открытие нового знания (занятие-практикум).

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций); практический метод (последовательное изготовление).

Раздаточный материал: пластиковые бутылки, масляные краски, акрил, салфетки, растворитель, чёрный маркер.

План

1. Подготовительно-организационный этап.

Приветствие гостей, представление участников мастер-класса, сообщение и обоснование выбора темы, определение целей и задач мастер-класса.

2. Основная часть.

Повторение: беседа учителя с участниками о вторсырье, о татарском костюме и татарском орнаменте.

3. Практическая работа:

– рассмотрение готового образца;

– знакомство с используемыми декоративными материалами;

– разъяснения учителем процесса выполнения работы;

– подбор элементов рисунка орнамента;

– выбор техники исполнения декорирования;

– декорирование калфака;

– демонстрация готовых изделий.

4. Заключительный этап. Рефлексия.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

(Проверка готовности рабочих мест.)

– Ребята, хотели бы вы попробовать себя в новой роли? (Ответы ребят.) Тогда предлагаю вам сегодня стать создателями кукол-матрёшек. Мы создадим не обычных матрёшек, а интернациональных. И украсим ими нашу интернациональную аллею. Работа это сложная, но интересная, требующая внимания, точности и поддержки товарищей. Думаю, эти качества у вас есть. Тогда вперёд!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Беседа.

– Что это? (Это мусор.)

9655 741211

– А что с ним делать? (Выкинуть в мусорку.)

– А потом? (Его вывезут на свалку.)

– А там он будет гнить, выделять токсичные вредные вещества в воздух и в почву, в подземные воды.

А посмотрите, что сделал мусор с животными?

32161851241

Что же делать? (Сортировать мусор.)

– А как? (Отдельно бумагу, металл, пластик, стекло, пищевые отходы.)

– А что делать потом с отсортированным мусором? (Использовать вторично.)

– А для чего использовать вторично? (Чтобы не загрязнять планету.)

– Предположите, что мы будем делать на уроке?

III. Постановка учебной задачи

Учитель. Проверим наше предположение по инструкционной карточке.

854

(Демонстрируется образец готового изделия.)

320

– Что необычно?

– Каков план действий?

– При изготовлении изделия, с какой трудностью вы можете столкнуться?

– Что вы знаете о татарском костюме и о татарском орнаменте?

Физминутка

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие практического умения

– Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие материалы?

– Каковы особенности изделия?

– Вспомните правила обращения с инструментами и размещения рабочего материала на столе.

V. Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи)

– Давайте составим алгоритм работы. (Подводит детей к составлению плана работы.)

VI. Практическая работа

1. Приготовить бутылки для росписи: помыть, вытереть насухо.

2.Чёрным маркером нанести эскиз будущей куклы: лицо, платок, платье, руки, орнамент на платье.

521 7415

3. Начинаем расписывать со светлых цветов. Сначала лицо, руки. Толстой кистью разукрашиваем платье, платок.

254 124

4. Тонкой кистью прорисовываем орнамент.

1244

VII. Рефлексия. Оценка практической деятельности

Выставка работ, обсуждение по качеству, аккуратности, прочности, точности выполнения, творческому подходу.

524          1247

 

– Оцените работы друг друга.

– Удалось ли всё реализовать?

– Всё выполнил сам или с чьей-то  помощью?

– Что нового узнали, чему научились?

– Где могут пригодиться эти умения и навыки?