История школы села Абалач
№ 154
Габдельбар ХАЗЕЕВ,
кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РТ
Развитие капитализма вызвало острую потребность в грамотных рабочих. В середине XIX века начали открываться новые народные учреждения: приходские училища на селе, церковно-приходные училища, училища для свободных крестьян.
К 1856 году в Российской империи насчитывалось 8227 различных народных училищ, в которых обучалось более 45 тыс. человек.
В эти годы в Граховской волости Елабужского уезда Вятской губернии, куда относился село Абалач, в 1837 году открывается начальная школа, его в 1847 году переименовали в светскую, а в 1913 году мусульманскую школу I ступени.
В 1927 году на горе вдали от деревни на левом берегу речки Абалач, которая протекала, разделив село на две части построили новую школу.
После строительства новой школы дети начали получать знания в новой семилетней школе, его возглавил Магсум Фаизов.
Несмотря на голод, нищету, бедность, дети тянулись к знаниям, активно посещали школу.
Не хватало книг, тетрадей… Не все дети посещали школу, не в чем было ходить. Многие ходили, кто в чем. Если было тепло, ходили босиком. В морозы – в калошах или в валенках, если их не было,то сидели дома. Сумки были самодельные холстины. Книг не хватало. По одной книге занимались 3 – 5 человек.
Под руководством учителей дети помогали колхозу: собирали по домам золу, прокалывали поля от сорняков, во время уборки урожая собирали колосья…
В эти годы в школе работали приезжие учителя. Но была огромная кадровая текучка – бедность, голод 1920 – 1921, 1932 – 1933, 1946 – 1947 гг., тяжелые условия. Родители в школу давали кусок хлеба, картофель. бутылку молока…
В первые годы советской власти культура на селе была низкой: не было радио, электричество, мало выписывались газеты и журналы.. В деревне была изба-читальня, где проводились читки газет, журналов и книг.
Здания школы отоплялись дровой. Технический персонал Банат апа и Биби апа заготовливали, пилили и кололи дрова. Они рано утром 4 часа приходили и топили 6 печей, до прихода учащихся что бы было тепло и светло.
Тяжелый труд был у технических работников школы. В годы. когда не было центрального отопления, канализации и водопровода – всю работу они выполняли добросовестно6 носили коромыслами воду из речки и из родника, чистили от снега дорожки, каждую неделю ( в субботу) драили деревянные полы и летом мыли всю школу. А также до начала нового учебного года красили классные доски и парты.
В начальных классах длинные парты стояли в ряд, выкрашены черной краской. За ними сидели по 4 – 6 учеников. По левую сторону класса сидели девочки, по правую – мальчики. В день было по 4 урока: русский язык, татарский язык, математика, чтение, чистописание. Уроки вела Евдокия Филиповна Смирнова (1946 – 1974). Учеников воспитывали в строгости, чтоб они уважали учителей и взрослых. Писали деревянными ручками с перьями и чернилами. В перемену все ученики выходили из классов в коридор, летом на улицу и играли разные игры. Дети играли с увлечением. Очень весело было в перемены.
Вокруг школы росли тополя, раскидистые дубы украшали школьную территорию. В летнее время они целиком в зелени. А весной на старые гнездовья возвращались грачи, и школьный сад наполнялся их криком. Старпшеклассники делали и вешали скворечники для скворцов.
В школе был большой пришкольный сад, где выращивали яблоки, вишню, смородину, черемуху и др., а также огород, где выращивали картофель и овощи.
Учителя вели занятия с неграмотными и малограмотными, работа в селсоветах, организация изб-читавлен, клубов, пропаганда передовых методов земледелия и животноводства, проведение бесед, чтение лекций, антирелигиозная и культурно-просветительская работа, борьба за здоровый быт – вот далеко не полный перечень повседневных дел учителей сельских школ того времени.
Учителя в летнее время работали наравне с колхозниками. Прополывали поля, молотили, скирдовали, заготавливали корма для школьного лошадя и дрова для школы. Кроме того, учителя боролись с неграмотностью. Они являлись агитаторами, выпускали стенгазеты, поставили концерты и спектакли для жителей деревни.
Абалачевская школа имеет длинную историю своего развития. Полную картину школьной жизни можно проследить по воспоминаниям жителей села, выпускников и старожилов. Жизнь школы пересекается с такими событиями в стране, что Великая Октябрьская революция , ликвидация безграмотности, Великая Отечественная война, времена застоя и перестройки и т.п. Пройдя длинный путь через все события и реформы, школа сохранила свое лицо и живет полноценной жизнью, выпуская замечательных выпускников. Многие выпускники школы связали свою судьбу и жизнь с малой Родиной. Они стали шоферами, трактористами, комбайнерами, учителями, ветеринарами,служащими и др. Но кажды из них помнит родную школу, учителей и школьных товарищей.
В годы, когда в Абалачах не было средней школы, желающие получить среднее образование, уезжали учиться в пос. Бондюг (ныне г. Менделеевск). Жили в интернате и обучались в средней школе №2.
В 1988 году Абалачевская школа была пепеобразована в среднюю. Директором школы назначен Николай Андреевич Кабаев. За время прибывания на посту руководителя школы, многое сделал: открыта столовая, оборудована летняя спортплощадка и др. Главной задачей всего педагогического коллектива школы была трудовая деятельность учащихся. Обращали внимание на дисциплину учащихся. Оборудованы класс-кабинеты и оснащение кабинетов наглядными пособиями пополнялись ежегодно. Кадровый состав педагогов был укомплектован, что дало возможность получить среднее образование в стенах родной школы.
С 20 августа 2016 года назначен директором Ильдар Шайхенурович Шаихов. За короткое время руководства молодого директора отремонтирован школьное помещение, расширен пришкольный участок, который дает неплохие урожаи. Продукция с участка используется для питания в школьной столовой. Ильдар Шайхенурович отличается аккуратностью, терпением, доброжелательностью по отношению к коллегам, родителям и ученикам, за что его уважают.
Несмотря на малое количество учащихся, школа укомплектована учителями-предметниками.
Абалачевская школа создает условия для жизненного самоопределения, проводит исследования жить в обществе и организации взаимодействия, ставить перед собой цели, принимать и осуществлять принятые решения самостоятельно осваивать новые инновационные виды деятельности.
На уровне поставлена и внешкольная работа. На базе материалов школьного музея ведется кружок краеведения. Раиса Анваровна Гарифуллина бережно хранит экспонаты музея и охотно пкредает свой опыт.
Любовь и знания к предметам учащимся привить нелегко. Это приходит учителю не сразу, а годами. Прочные знания, полученные от учителей, во время учебы в школе никогда не забывается, так же как не забываются и любимые учителя. У каждого ученика – любимые учителя. любимые предметы. Они взаимосвязаны между собой искренны одной ниточкой.
Иногда очень трудно бывает учащимся привыкнуть к другому учителю. Еще труднее тому учителю, который заменяет ушедшего на отдых учителя. На смену приходит молодая смена педагогов. Хочется от имени учеников школы вспомнить: Евдокии Филиповны Смирновой (1946 – 1974, начальные классы), Рамзии Саубановны Сабитовой (1961 – 1995, математика), Александре Степановны Моисеевой (1957 – 1979, татарский язык), Раисе Муллануровны Мухаметзяновой (русский язык), Рашита Хафизовича Хафизова (1967 –– 2001), Закира лябибовича Исрафилова (1968 – 2012), Габдельбара Загареевича Низаметдинова (1968 – 2003) и др.
Основными направлениями школы являются формирование физически здоровой и всесторонне развитой личности. За 90 лет существования Абалачевской школы в ней сложились свои традиции. Учащиеся и учителч принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах роайона и республики. Школа поддерживает связь с выпускниками и гордится их достижениями и успехами.
Среди выпускников школы много известных личностей: Габдельбар Хазеев – кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РТ; Фоат Габдуллин – старший преподаватель Наб. Челнинского педуниверситета; Николай Кабаев – заслуженный учитель РТ и др.