История площади Свободы в Казани

№ 138

(Занятие, посвященное 100-летию ТАССР)

Гульсина АБАЙДУЛЛОВА,

педагог дополнительного образования гимназии №17 г.Казани

Гузяль НИГМАТУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 87 г.Казани

Адресация: для дошкольников и детей начальной школы.

Цель: приобщить детей к изучению истории края

Задачи:

образовательные: познакомить детей с достопримечательностями города, расширить представления об исторических событиях;

развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для  содержательного общения детей друг с другом;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к истории родного края.

Планируемые результаты: гордиться достоянием народа, проявлять интерес к историческому прошлому страны.

Тип занятия: виртуальная экскурсия (усвоение новых знаний).

Наглядный материал: иллюстрации «Объекты города Казани», фотографии, презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности

1-й ведущий. Казань – столица Республики Татарстан, имеет тысячелетнюю историю. На стенах кабинета много иллюстраций, фотографии, на которых есть изображения видов города. (Лучше использовать и презентацию.) Как вы думаете, почему они здесь представлены?

Дети. С целью изучения истории города. (Добиться, чтобы дети это проговорили.)

III. Актуализация знаний

2-й ведущий. На разных исторических этапах на одном месте менялись здания. Город на берегах Волги и Казанки расширялся территориально, хорошел и притягивал людей.

Сердце города – Казанский Кремль. В 2000 году он вошел в состав ЮНЕСКО. ЮНЕСКО – это международная организация, которая включает в список особо значимые объекты, с целью их сохранить и передать следующим поколениям. Кремль – свидетель исторических событий. Городу Казани уже более 1000 лет.

– Тысяча (1000) – это сколько? (100 x 100)

– Из чего состоит Казанский Кремль? (Крепость состоит из стен и башен.)

– А 1000 лет назад из чего он был построен? (Дерево окружало город со всех сторон, строили из бревен.)

– А сейчас мы его видим, что он не деревянный. Из чего Кремль построен почти 500 лет назад? (Из камней – известняка)

IV. Первичное усвоение новых знаний

1-й ведущий. Если бы Земля могла говорить, то сказала бы, что здесь прошла царица Сююмбике. Красавица видела крепость с деревянными и каменными стенами и башнями. Полностью каменным он стал позже. Каменные стены сказали бы, что видели А.С.Пушкина (который написал много сказок, стихов), С.Т.Аксакова (сказку «Аленький цветочек»), В.И.Ульянова (Ленина) – руководителя Советского государства…

V. Первичная проверка понимания

2-й ведущий. Значит, Казанский Кремль – самое древнее место города. За длительное время он менялся. В настоящее время выглядит в самом лучшем наряде.

VI. Основная часть занятия

1-й ведущий. Казанский Кремль (крепость) находится на природной горе. Во всех городах бывают улицы и площади. Что такое площадь?

Предполагаемые ответы. Площадь – это открытое архитектурно организованное обрамленное зданиями и зелеными насаждениями пространство, ровное место. От центрального пространства расходятся лучами улицы. Обычно на площади собираются жители на праздники.

– Перечислите казанские площади?

Предполагаемые ответы. Привокзальная, Советская, Восстания, Тукая. Рядом с Кремлем: 1 Мая, Тысячелетия.   

2-й ведущий. Одна из главных площадей Казани – площадь Свободы. Мы отправимся на виртуальную экскурсию «История площади Свободы Казани». Она находится в центральной части города. Ее пересекают улицы Пушкина, Театральная, Карла Маркса, Большая Красная.

Примерно 200 лет назад на площади располагались Державинский сад с фонтаном, памятник Г.Р.Державину – уроженцу нашего края, поэту, государственному деятелю. Позже построено здание Дворянского собрания Здесь дамы в вечерних нарядах  с господами, офицерами танцевали на балах, знатные люди обсуждали городские новости, принимали решения.  (Один из вариантов, показать фото из книги «Сады и парки Казани»). На площади располагалось деревянное здание русского театра. Площадь называлась Театральной. Название само за себя говорит, что площадь была культурным центром города.

Физкультминутка

Мы по площади гуляли, и немножечко устали, (шагают)

Сели – встали, сели – встали. (приседают)

Дружно руки поднимали, (подняли руки вверх)

И гостей мы приглашали, (разводят руки в стороны)

Тайны вместе разгадать, (пожимают плечами)

И путь дальше продолжать. (шагают)

1-й ведущий. Прошло еще 100 лет. Деревянное здание театра сгорело. Деревья в саду срубили. Памятник Державину снесли, а затем в другом месте такой же памятник установили. От прошлого осталось здание Дворянского собрания. Это здание, как вежливый и радушный щеголь видел, что по площади гуляли барышни, проезжали дорогие кареты в упряжи нарядных лошадей, вечером керосиновые фонари скромно освещали окружение. Позже в мире открыли электричество, здесь установили электрические фонари, проезжали трамваи. Уже не господа заходили в здание Дворянского собрания, а крестьяне, офицеры. Сейчас мимо проезжают автобусы, летом цветники притягивают взгляд, зимним вечером – новогодняя подсветка. Площадь Театральную переименовали в площадь Свободы. Во всех городах страны устанавливали памятники Ленину, руководителю страны. В Казани установили здесь – в центре площади.

Загадки.

Кто был добрый и весёлый,

Кто детей всегда любил?

Кто открыл повсюду школы,

Кто сады для нас открыл? (Ленин)

2-й ведущий. Ваши прабабушки и прадедушки, когда-то были маленькими, не все могли учиться в школах и ходить в детский сад. Прошли столетия, сейчас все обязательно ходят в школу.

Сейчас трибуны пустые, можно всем стоять и любоваться площадью. За последнее столетие в стране построили заводы, институты, спортивные комплексы, парки, школы, детские сады.

Что это за Диво-Дом?

И игрушек сколько в нем!

Там играют и поют,

Дети весело живут.

Сколько в доме дошколят!

Это дом ведь … (детский сад).

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

1-й ведущий. Памятник В.И.Ленину имеет и трибуну. Была традиция в стране, что каждый год 7 ноября, в День рождения страны, на трибуне руководители республики стояли и приветствовали трудящихся, которые проходили колоннами. В городе стало жить больше миллиона жителей. Поменялись и традиции. День республики и города стали отмечать на разных площадках города и завершать салютом.

2-й ведущий. После Великой Отечественной войны на площади торжественно открыли здание театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Оно с колоннами на втором ярусе, с лепниной в виде танцующих татарочек и юношей с народными музыкальными инструментами в руках. Уже более двадцати лет в театре  проходят Международные фестивали оперы и балета. Со всего мира приезжают талантливые артисты и представляют зрителям новые программы. Рядом построен великолепный Большой Концертный зал, в котором установлен  орган. Он – самый большой музыкальный инструмент (можно включить его звучание). Самое высокое здание на площади, облицованное мрамором – Дом Правительства. В его верхней части – республиканский флаг. Он состоит из трех цветов. Каких? (Сверху вниз: зеленый, белый, красный.) Виден и герб Татарстана. (Белый барс.) В здании Дома Правительства руководители республики принимают решения о благоустройстве, улучшении жизни жителей республики. Президент республики Рустам Нургалиевич Минниханов тоже здесь работает, хоть есть и официальная резиденция в Казанском Кремле.

1-й ведущий. Рядом – пятиэтажный учебный корпус Казанского национально-исследовательского технического университета (КАИ). Здесь получают образование будущие строители самолетов. Среди новых построек все тот же Дом Дворянского собрания. Ему 160 лет, как стойкий, пожилой господин – истинное украшение площади. Выглядит так: с богатыми оконными проемами в три ряда, часами, нарядным крыльцом. К нему бережно относятся казанцы, «во время лечат» – реставрируют и любуются. Здание меняло название по требованию времени: Дом крестьянина, Дом красноармейца, Дом Советской Армии. Сегодня – Казанская ратуша, городское управление, место приема важных российских и зарубежных  гостей. В здании сохранился Большой зал, в котором мраморные стены, зеркала, прекрасная акустика. В нем выпускники школ танцуют вальс.

Физкультминутка на зрение (отводить взгляд в сторону,  моргать, жмурить)

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть все дано –

Где театр, в нем окно.

Ты, дружочек, молодец.

Видел ты Большой дворец.

Обведу глазами круг,

Погляжу на мир вокруг.

2-й ведущий. Казань – древний и красивый город России. Площадь Свободы – один из главных центров города. Каждый год Казань посещают тысячи-тысячи туристов из разных уголков мира. Оставляют хорошие отзывы. Мы сегодня познакомились с историей площади Свобода и его достопримечательностями.

VII. Информация о домашнем задании

Придумайте предложения со словом площадь.

VIII. Рефлексия

1-й ведущий. Мы узнали, что за 200 лет площадь Свободы в г. Казани менялась: деревянные здания горели от пожара, устанавливали памятники, строили новые здания. Здание Городской Ратуши – свидетель исторических событий города и края. Мы сегодня увидели красивую площадь, она входит в туристическую программу, ее показывают туристам города. Объясните значение слов: площадь, памятник, трибуна. Есть ли рядом с нашим образовательны учреждением площадь? Понравилось ли наша виртуальная экскурсия?

В следующий раз мы совершим виртуальные экскурсии по другим площадям прекрасного города с богатой историей.-