Исторические основы литературы XIX века
Исторические основы литературы XIX века
(Конспект бинарного урока истории и литературы в 10 классе)
Светлана БУДЬКО
учитель истории и обществознания
Ольга УСТИНОВА
учитель русского языка и литературы
гимназии №10 г. Зеленодольск
Бедный, больной, несчастный век! Но в его ранах
столько прекрасного, столько человеческого,
что невольно верится в скорое исцеление мира.
Н. В. Станкевич
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, эвристический (частично-поисковый), репродуктивный, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока: познакомить с историческими основами литературы второй половины XIX века.
Задачи урока:
- образовательные:
- определить уровень исторических и литературных знаний учащихся, их начитанность, познакомить с основными историческими событиями и этапами русской литературы XIX века;
- охарактеризовать литературное и историческое развитие Российской империи XIX века, дать общую характеристику периода, определить эволюцию литературных направлений и жанров, русской литературной критики.
2) развивающие:
- развивать исторический и литературный кругозор учащихся, умение составлять кластер по изученному материалу, находить нужную информацию, заполнять таблицу, делать выводы;
3) воспитательные:
- способствовать эстетическому воспитанию учащихся, воспитанию ценностного отношения к изучаемым предметам и произведениям искусства, воспитывать любовь к предметам гуманитарного цикла.
Оборудование: интерактивная панель, презентация, учебники истории и литературы.
Использованные технологии: технология проблемного обучения, технология критического мышления, информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, технология интегрированного обучения.
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель истории: Добрый день. Мы рады приветствовать вас на бинарном уроке истории и литературы. (1 слайд)
Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на «облако слов», определите цель и тему урока. (2 слайд)
- II. Постановка учебной задачи
Ученики: Тема нашего урока: «Исторические основы литературы XIX века».
Учитель литературы: Наша задача – вспомнить ключевые исторические события XIX века, определить основные этапы развития русской литературы «золотого» века, определить исторические и литературные особенности XIX века. (3 слайд)
III. Актуализация знаний
Учитель истории: Это было сложное и противоречивое время. С одной стороны, время надежд, а с другой – эпоха разочарований. С чем это было связано? Вспомните политическую и общественную обстановку начала XIX века.
Ученики: Ключевым историческим событием является война 1812 года. Именно она вызвала общенациональный подъем. На борьбу с Наполеоном Бонапартом встает весь народ, который под руководством Михаила Илларионовича Кутузова наносит французам сокрушительный удар. (4 слайд)
Учитель истории: Победа России в Отечественной войне 1812 года только обострила в сознании людей общественные противоречия. Люди ожидали улучшения в общественной сфере, а политика Александра I, наоборот, вызвала массовое недовольство передового дворянства, интеллигенции и угнетенных крестьян. Военным министром назначается А.А.Аракчеев. «Аракчеевщина» становится символом государственного деспотизма, муштры и палочной системы. Крестьяне ответили восстаниями на отношения к ним после 1812 г. Движение против самодержавия и крепостничества возникает и среди дворян. Передовое дворянство и интеллигенция стали объединяться в политические общества. «Северное общество» ратовало за ограниченную монархию, «Южное общество» – за республиканское правление. Деятельность обществ завершилась восстанием «Декабристов» 1825 года, которое было практически сразу. Участники восстания потерпели неудачу, так как не решились призвать в свои ряды простой народ. (5 слайд)
Учитель литературы: Несмотря на это, идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей того времени и были подхвачены писателями и поэтами. Можно вспомнить обличительное стихотворение «К временщику» Н.Рылеева, Вильгельма Кюхельбекера «Участь русских поэтов». В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» отражаются этические и эстетические воззрения декабристов. А.С.Пушкин пишет стихотворение «Во глубине сибирских руд», посвященное участникам восстания. Ответом Пушкину можно считать стихотворение «Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли…» Александра Одоевского. Данному историческому событию посвящена поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины». В ней была раскрыта тема жен декабристов и их подвига. (6 слайд)
Учитель литературы: Ранее вы изучали произведения, написанные в первой половине XIX века. Назовите их. С какими историческими событиями связаны данные произведения?
Ученики: «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина связана с Пугачевским восстанием. Пушкин осуждает народное восстание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Роман «Евгений Онегин» В.Г.Белинский называл «энциклопедией русской жизни», так как там представлена жизнь разных слоев населения: как крестьянства, так и дворянства. Н.В.Гоголь в комедии «Ревизор» показал жизнь уездного городка с пороками чиновничества. В «Мёртвых душах» писатель размышляет о русской доле крестьян, о помещиках, о судьбе России. Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» тоже отразил исторический период, отмеченный потерей идеалов и разочарованием общественного строя.
Учитель литературы: Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете его смысл? Почему Н.В.Станкевич сказал: «Бедный, больной, несчастный век! Но в его ранах столько прекрасного, столько человеческого, что невольно верится в скорое исцеление мира». Для этого вспомните важные исторические события того времени. (7 слайд)
Учитель истории: Воспользуйтесь хронологической линейкой времени и распределите исторические события на ней. (9 слайд)
Основные события XIX века
(работа в приложении LearningApps.org )
Ссылка на задание – https://learningapps.org/watch?v=pdfke86u224
Учитель истории: «С половины прошедшего столетия ум образованного русского человека напитался значительным запасом политических и нравственных идей…» – так характеризовал время реформ историк В.О. Ключевский. Во второй половине XIX века Российская империя стояла на пороге Великих реформ, от которых ждали многого.
Учитель литературы: Иван Сергеевич Тургенев в своем цикле рассказов «Записки охотника» показал поэзию жизни простого крестьянина с его бедами и горестями. В романе И.А.Гончарова «Обломов» показана помещичья жизнь, приходящая в упадок. Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» показал тяжелую жизнь разночинцев, живущих в нищете, атмосферу, влияющую на психическое состояние человека. Николай Алексеевич Некрасов пишет поэму «Кому на Руси жить хорошо», поднимая тему социального неравенства, угнетения крестьян. (10 слайд)
- «Открытие» новых знаний. Составление таблицы по учебникам литературы и истории.
Учитель истории: Заполните, пожалуйста, таблицу, используя учебники литературы и истории (работа в парах по периодам) (11 слайд):
Основные периоды XIX века | Общая характеристика периода | Литературные направления | Основные литературные жанры |
Iчетверть XIX века:
1801–1825 |
Революционная настроенность дворян. Декабристское восстание 1825г. | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, критический реализм. | Баллада, элегия, поэма, повесть. |
30 ые годы:
1826–1842 |
Кризис крепостного строя, общественная реакция. | Декабристская направленность творчества
А. Пушкина, М. Лермонтова. Реализм, социальная направленность сатиры Н. Гоголя. |
Критические статьи В.Белинского, исторический роман, повесть лирика, драма. |
40–50ые годы:
1842–1855 |
Кризис крепостничества, рост демократических идей. Революционная направленность, утопический социализм. Идейная борьба славянофилов и западников | Появление «натуральной школы». Тема «маленького человека». Реакционные меры правительства в связи с революциями на Западе. | Физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, лирика поэма. |
60-ые годы: 1855–1868 | Отмена крепостного права. Демократическое движение. Противостояние либералов и демократов. Кризис самодержавия. | Противоборство демократической и консервативной журналистики. Герои-разночинцы, пассивность крестьян, тяжелая жизнь рабочих. «Почвенничество». Реализм. | Демократическая повесть, роман, литературная критика, журналистика, лирика. |
70ые годы: 1869–1881 | Расцвет капитализма в России. «Народничество». Утопический социализм. Тайные революционные организации. | Журнал «Отечественные записки». Реализм. | Очерк, рассказ сказ, повесть, роман
|
80ые годы: 1882–1895 | Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Идеи марксизма. | Закрытие ведущих журналов. Появление развлекательной журналистики. Критический реализм. Герои-интеллигенты, исповедующие теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма. | Рассказ, повесть, роман, лирика
|
90ые годы: (1895–1904) | Развитие капитализма в России.
Рост марксистских идей. |
Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии. Пролетарская литература. | Рассказ, повесть, роман, публицистика, поэзия, драматургия
|
- Закрепление полученных знаний.
Учитель литературы: Докажите справедливость высказывания Н.В.Станкевича (см. эпиграф к уроку) (12 слайд). Действительно, много противоречивых событий произошло в этот период. Но вера в лучшее всегда была в душе русского человека. Это можно увидеть и в произведениях русских поэтов и писателей. Сегодня мы упоминали произведения, которые были изучены и те, которые предстоит еще читать. Но везде мы можем увидеть и поэзию русской души. Литература стала зеркалом, в котором была отражена жизнь русского общества и человека, пропагандируя добро и правду, свободу и любовь к родине, желание изменить жизнь к лучшему, верность нравственным идеалам. (13 слайд)
- Домашнее задание. (14 слайд)
Учитель истории: 1) Дать определение понятиям «славянофильство», «западничество», «народничество», «почвенничество», подготовить сообщение по материалу, записанному в таблицу.
Учитель литературы: 2) Заполнить анкету в гугл-форме:
вопросы анкетирования:
- Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Напишите на них небольшой отзыв.
- Какие вопросы, поставленные в русской литературе, актуальны и сегодня?
- Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или антипатию? Докажите письменно свою точку зрения.
VII. Рефлексия. Итог урока (выставление оценок)
Учитель истории: Какую цель ставили на уроке? Смогли ли добиться поставленной цели и выполнить задачи урока? Где вы сможете применить новые знания?
Учитель литературы: Спасибо вам за урок! Все молодцы!