Исследовательский проект «Родные лица Победы»

№ 145

Флюра АСКАРОВА,

педагог-организатор Куакбашской основной школы Лениногорского района

Великая Отечественная война – одно из наиболее значимых событий нашей истории, показавшее всему миру стойкость и героизм нашего народа. Она далась нелегко: миллионы людей положили свои жизни на Алтарь Победы, миллионы людей лишились своих родных, близких, друзей. Война коснулась каждой семьи, и у каждой семьи есть свои герои и подвиги.

Актуальность проекта: все мы – потомки победителей, и этот факт возлагает на нас большую ответственность. Однако чем дальше от нас эти события, тем меньше люди помнят о той войне.  Все это, конечно, можно забыть и ничему не научиться, но как мы потом сможем глядеть в глаза своих детей, которые вдруг окажутся перед лицом новой войны. Ведь уже сейчас дети забывают подвиги русских солдат. А что более важно: они даже не знают о героях собственных семей! Трагедию битв, террор можно преодолеть, если помнить тех, кто своей жизнью жертвовал ради мира на земле.

Проблема: в потоке современной информации, отечественной и зарубежной истории о Великой Отечественной войне легко потерять истину и уважение к отечественной истории.

Важное место в сохранении исторического прошлого и формировании будущего играет школа. Воспитание гражданина своей страны – одна из ее главных задач. Главную роль в этом играют воспоминания свидетелей прошлых лет. К сожалению, материалов об этих людях в школе недостаточно, что естественно вызывает затруднения в проведении школьных мероприятий и классных часов. Именно поэтому мы решили собрать информацию о солдатах Великой Отечественной войны. И это не просто герои, а люди из семей самих учащихся школы.

Предлагаемый проект, в котором косвенным образом участвуют все учащиеся школы накануне празднования 75 летия Великой Победы, будет способствовать формированию гражданского самосознания  учащихся.

Цель: используя документальные хроники, семейные архивы учащихся создать альбом  как основы формирования гражданской сопричастности с судьбой своей страны, на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

Мы прекрасно понимаем, что это работа не одного дня и даже не одного года, но она необходима для нас, для участников описываемых событий и для будущих поколений.

Продукт: альбом о ветеранах.

     Социальная востребованность: по данным социологического опроса проведенного среди  учащихся 5 – 9 классов (34 чел.) стало известно, что  большинство учащихся — 84% считает нужным как можно чаще говорить о ВОВ.

Место и сроки социологического исследования: МБОУ «Куакбашская ООШ», 2018-2019 учебный год.

Краткая характеристика объекта, района исследования:

История Куакбаша, как гласят официальные документы, начинается с двадцатых годов восемнадцатого века. Но местные краеведы утверждают, что прошлое их села гораздо древнее и связано оно с Иваном Грозным. Еще в XVI веке в глухие, сплошь покрытые лесами и густыми кустарниками края бежали те, кого не устраивал жестокий царский режим, кто не хотел менять свою религиозную принад­лежность. Позже к этим бунтарски настроенным людям примкнули скрывавшиеся от царского возмездия участники пугачевского восстания. Горячая кровь и «отчаянные» гены сыграли, очевидно, свою роль – в дореволюционные времена Куакбаш называли деревней конокрадов и разбойников.

Неподалеку как раз проходил торговый путь, и некоторые местные жители действительно разбойничали, захватывая обозы, – рассказывает руководитель управления сельского хозяйства и продовольствия Лениногорского района Дамир Миннибаев. – В свое время Красной армии пришлось изрядно попотеть, чтобы установить в Куакбаше свою власть, потому что село считалось белогвардейским оплотом и не хотело сдаваться большевикам. А еще его жители были активными участ­никами известного в 20-е годы прошлого века вилочного восстания крестьян. Так что свободолюбия у них всегда было в избытке. Сегодня Куакбаш – крепкое и процветающее хозяйство. А народ здесь замечательный.

Задачи:

  1. Используя семейные архивы педагогов и учащихся школы собрать информацию об участниках Великой Отечественной войны.
  2. Подобрать материал об основных событиях ВОВ.
  3. Создать альбом о ветеранах ВОВ.
  4. Оформить работу в соответствии с требованиями проекта.

Особенностью нашей работы является сохранение памяти о своих предках на электронных носителях, проживающих в селе Куакбаш и за его пределами, а так же тех, кто не вернулся с войны. Многие ветераны это родственники самих участников проекта, либо их знакомых, от этого работа становится еще более значимой, т.к. вызывает ответные чувства участников проекта и его слушателей. Рассказы очевидцев, их лица, переживания и чувства мы постараемся сохранить, используя современные технологии.

Социологическое исследование.

Во все времена людей интересовала история их страны. Она становилась важ-ным звеном в воспитании гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Вот и в наши дни к ней обращаются, те, кому не безразлична судьба нашей страны. Особым моментом в истории являются войны, а войны за защиту своей Родины оказывают наибольшую воспитательную роль.

Нас заинтересовал вопрос, актуальна ли тема войны сегодня, как прошлое влияет на настоящее, на сколько важно для учащихся средней и старшей школы понимание необходимости изучения военных событий и особенно Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Чтобы проанализировать ситуацию, мы провели разовое социологическое исследование учащихся 5 – 9 классов.

Основным методом исследования был анкетный опрос.

Анкета носила индивидуальный раздаточный характер  и состояла из следующих вопросов:

  1. Кто это: Б.Шапошников, А.Василевский, Н.Ватутин?
  2. Достаточно ли Вы знаете о Великой Отечественной войне?
  3. Были ли в Вашей семье участники Великой Отечественной войны?
  4. Считаете ли Вы, что отсутствие памяти может привести к восхвалению нацизма?
  5. Нужно ли говорить о Великой Отечественной войне?

В анкетировании приняло участие 34 человек.

В первом вопросе мы пытались выяснить знают ли современные подростки полководцев ВОВ? Ответ получился следующим: большинство из них — 58% ответили верно, что это полководцы, 22% — ученые, 15% — писатели и поэты, 5% — политические деятели.

При оценивании собственных знаний по данной тематике «Достаточно ли Вы знаете о Великой Отечественной войне?», ответ получился следующим: 71% ответили, что достаточно знают о войне,  29% — что не достаточно.

При ответе на вопрос «Были ли в Вашей семье участники Великой Отечественной войны?» 65% респондентов ответили утвердительно, то есть большинство, а 20% отрицательно, 15% ответили, что не знают.  Это может свидетельствовать о том, что дети в большинстве интересуются историей своей семьи и лишь небольшая часть опрошенных 15%, об этом вообще ничего не знают.

Пятый вопрос: «Считаете ли Вы, что отсутствие памяти может привести к восхвалению нацизма? Является наиболее актуальной темой на сегодня, так вот 40% согласны с этим утверждением.

Последний вопрос анкеты «Нужно ли говорить о Великой Отечественной войне?», большинство учащихся — 84% согласны, и лишь 16% отрицают это.

Получив общие данные анкеты, мы сделали вывод, как важно сохранить память о ВОВ и ее участниках, для того, чтобы эти события не повторились вновь.

                               Этапы работы.

  1. I.       этап (сентябрь 2018 года) – знакомство с понятием социологический опрос, создание вопросов, его проведение и анализ.
  2. II.   этап (октябрь — ноябрь 2018 года) — выбор темы проекта, определение задач и конечного продукта.
  3. III.           этап (декабрь 2018 года – февраль 2019 года) –  сбор информации о ветеранах войны, корректировка текстов.
  4. IV.           этап (март – апрель 2019 года) – оформление альбома.
  5. V.    этап (май  2019 года) – оформление  проектной работы, подготовка участников проекта к его защите.

                                            План выполнения:

I этап:  1. Изучение понятий: социологический опрос, респондент.

2. Как составить текст социологического опроса.

3. Методы и способы социологического опроса.

4. Анализ и обобщение результатов.

      Форма выхода: выявление проблематики, определение проблемы, связанной с ВОВ.

II этап: 1. Изучение понятий: исследование; проект;

2. Определение проблемы и темы работы.

3. Определение задач и конечного продукта.

       Форма выхода: Постановка проблемы и пути выхода.

III этап:  1. Поисковая работа по сбору материалов об участниках ВОВ.

2. Обобщение и систематизация собранного материала.

3. Подбор и корректировка документальных материалов.

      Форма выхода: Создание портфолио о ветеранах.

IV этап: 1. Оформление альбома.

      Форма выхода: Создание продукта – альбома о ветеранах ВОВ.

V этап: 1. Оформление проекта в соответствии требований.

2. Создание презентации, текста защиты проекта.

3. Подготовка участников к защите проекта.

     Форма выхода: Проектная папка. Участие в конкурсе.

                             Результаты исследований

  1. Собран документальный фонд об участниках ВОВ по материалам семейных архивов.
  2. Сделана систематизация участников войны и их боевых действий в соответствии с хронологией событий.
  3. Собранные материалы сохранены и возвращены участникам поисковой работы в электронном варианте.

             В создании альбома были использованы:

Материалы семейных архивов учащихся и учителей (участники Великой Отечественной войны);

           Выводы исследовательской работы

  1. В большинстве семей информационный материал о предках участниках Великой Отечественной войны отсутствует.
  2. Имеющийся семейный материал крайне ограничен.
  3. В результате организованной поисковой работы многие дети заинтересовались историей своей семьи.
  4. Собранные материалы являются объективными источниками по ВОВ.
  5. Народ, который чтит свою историю, знает к чему и как нужно стремиться.
  6. Многие ушли из жизни, не дожив  до сегодняшних дней, наша задача помнить и сохранить память о них.

Обоснование соответствия продукта социальному заказу

Проектируемый альбом  предназначен для использования на классных и общешкольных мероприятиях посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Планируемый продукт разработан в рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк», продолжает его популяризацию и активно способствует его доведению до коллектива учащихся.

Работа построена на материалах собранных самими учащимися, учителями из их семейных архивов, что делает  работу более интересной и востребованной. В работе использованы выдержки из документальных материалов о Великой Отечественной войне. Многие из них сделаны на основе компьютерной графики, с использованием военных карт и личностной характеристикой участников войны.  В проекте использованы стихи о войне.

                                       Заключение

В сборе информации по ветеранам ВОВ приняли участие:

  • классные руководители
  • педагог-организатор
  • учащиеся школы и их родители.

                                  Перспективы работы

  1. Сделать доступным собранный материал  для широкого использования на уроках, классных часах и иной внеурочной деятельности;
  2. Участие воспитанников школы по сбору информации об участниках ВОВ в рамках акции «Бессмертный полк» продолжается, значит и содержание альбома должно увеличиться.
  3. Продолжить работу по сбору материалов об основных событиях ВОВ.
  4. Представить работу для учащихся школы в рамках празднования  Победы в ВОВ.  

                                         Практические рекомендации

  1. При сборе информации из семейных архивов регистрировать источник получения информации.
  2. Полученные материалы сохранять в электронных носителях.
  3. Активно сотрудничать с классными руководителями и учащимися школы.