Исследовательская деятельность обучающихся в системе дополнительного образования
Ольга СУГАК,
учитель географии I квалификационной категории
Марина БОТАРЕВА,
учитель биологии
Алсу МУЗАФАРОВА,
учитель родного языка и литературы
I квалификационной категории.
Многопрофильный лицей №187
г. Казани
«Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одарённость,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе».
А.Н.Колмогоров
Окружающий нас мир меняется стремительно, и для выживания в нем человеку все реже удаётся опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку всё чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.
Это обстоятельство вызвало принципиально новое для российского образования явление – исследовательскую работу. Ее главная особенность – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Чтобы раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника, нам, группе учителей, захотелось вовлечь обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность по предметам «география», «биология», «родной язык и родная литература», которая предполагает постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы, обработку собранного материала с заранее неизвестным результатом.
В кабинете географии нашего лицея имеется очень много интересных предметов, которые ребята привозят после каникул из разных уголков нашей страны. Каждая из них с интересной историей. Чтобы они не пылились на полках, а заняли свое достойное место, мы решили создать на базе лицея в кабинете географии географический музей. Находящиеся там экспонаты мы используем на уроках, а также в проектной и исследовательской деятельности. Сейчас их насчитывается более 50 экземпляров. Среди них имеется и горсть янтаря, с которой связана «Янтарная история». Как же появилась «Янтарная история»?
Еще в 2021 – 2022 учебном году, на уроке географии, речь зашла о путешествии Пифея за «Солнечным камнем», при этом демонстрировался экспонат географического музея – горсть мелкого янтаря. После урока я от одного ученика услышала историю о том, как во время осенних каникул, гуляя по набережной Балтийского моря в городе Зеленоградск, он увидел очень красивый желто-оранжевый камень. Это оказался янтарь. Тот самый «Солнечный камень», за которым путешествовал Пифей и похожий на тот, что я показывала на уроке.
На первый взгляд, было трудно понять, настоящий ли это янтарь. И нам с ребятами пришла идея провести проектную-исследовательскую работу и узнать, настоящий ли это камень.
В ходе исследования мы познакомились с индивидуальным предпринимателем, занимающимся обработкой янтаря и изготовлением ювелирных украшений «Proamber». После недолгой переписки он прислал нам несколько средних по размеру янтарей, которые мы использовали для исследовательской работы, а несколькими экземплярами обогатили наш географический музей. Имея несколько разновидностей янтаря и достаточное количество информации про «солнечный камень», мы начали исследовательскую работу, в ходе которой в кабинете географии проводили различные «опыты» и наблюдали за поведением предметов:
1.Опускали весь имеющийся янтарь в пресную воду – он тонул;
- Добавляли соль обыкновенную и соль мертвого моря (на 1стакан воды – 6 чайных ложек соли) – весь янтарь всплывал;
- Проверяли шлифованный цельный янтарь и необработанный цельный янтарь на электростатичность (натирали ватный диск об янтарь, наблюдали, как притягиваются кусочки бумаги, делали выводы).
В ходе исследовательской работы нам в руки попало два янтарных кулона с инклюзами. Ребята заинтересовались: что такое инклюзы? С большим интересом они стали искать информацию про растительность и животных, которые были найдены в янтаре. Собралась большая коллекция образцов с инклюзами (более 50 экспонатов).
В кабинете географии имеются световой микроскоп и цифровой, который подключается к компьютеру и можно увеличивать изображение в несколько сотен раз. Ребята с интересом исследуют образцы. Ведь в небольших кусочках янтаря – целый мир.
Со временем ребята изготовили искусственный янтарь из эпоксидной смолы, уникальный лэпбук «Калининградская область», учебный макет «Янтарный лес», украсили янтарем татарскую тюбетейку и деревянную модель русских мини-саней. Также был создан уникальный альбом, где имеются фотографии всех образцов янтаря с описанием и инклюзами.
Коллекция янтаря с инклюзами, фигурки из янтаря получили название «Янтарная история», у которой в следующем учебном году планируется интересное продолжение, где предусмотрено пополнение коллекции и дальнейшее исследование новых экземпляров с целью сравнения доисторических инклюзов с современными представителями растительного и животного мира.
Чтобы делиться результатами своих опытов, ребята с большим желанием выступают на конференциях различного масштаба, отвечают на вопросы. Также на уроках биологии и географии перед учениками 5 – 7-ых классов они рассказывают о древних насекомых, растительных включениях, которые обнаружили в своих образцах.
Авторами проекта являются ученики 8 класса Токарев Максим и Ганеев Ильяс.
Наши исследования
Макет «Янтарный лес» Тюбетейка и сани с янтарем
Лэпбук «Калининградская область»
Некоторые проектные и исследовательские работы мы проводили и совместно с учителем биологии Мариной Ботарёвой. Примером может служить исследовательская работа «Из отходов в доходы. Изготовление из пластиковых бутылок красивых брошек». Как-то ребята принесли в географический музей интересную брошь. На наш вопрос: «Из чего она сделана?», они ответили: «Из пластиковых бутылок». Так появился еще один проект «Анализ мирового опыт из отходов в доходы». В ходе реализации проекта учащиеся ставили опыты с мусором, наблюдали, фиксировали, делали выводы. И в результате исследования появился продукт проекта – брошь из пластиковых бутылок. Также ребята вместе придумали, как из пластика и других бытовых отходов изготовить елочные игрушки и игольницы. Они успешно выступают на конференциях разного уровня, где с удовольствием делятся секретами изготовления елочных игрушек и игольниц.
Авторами проекта «Из отходов в доходы» являются ученица 9 класса Хисамова Диляра и ученик 10 класса Туманов Владислав.
Игольница Елочные игрушки
Еще один уникальный проект – исследовательская работа совместно с руководителем Музафаровой Алсу на тему: «Марципан – изысканное лакомство Калининграда и стран Европы. Бизнес-проект-макет «Казанская избушка».
Цель проекта заключается в том, чтобы ознакомить жителей Татарстана с уникальным лакомством Калининграда и стран Европы – марципаном. Мы рассказали, что это за сладость, как она появилась в России и Татарстане, каков состав марципана, в каких странах его производят, как сделать марципан в домашних условиях?
Также у детей возникло желание организовать в Казани некое подобие детского арт–обьекта, похожее на «Марципановый домик», который ребята видели в Калининграде, и кафе «Сказка». Так, в результате совместных усилий, появился макет детского кафе – «Казанская Избушка».
Кроме того, ребята, проводившие социологический опрос с жителями города Казани, выяснили, что наши соотечественники знают, что такое марципан, но его не так часто можно найти в наших казанских торговых точках. Также во время поездки в Калининград мы выяснили, что жители города и Калининградской области знают о нашем татарстанском лакомстве чак-чак, но он отсутствует в магазинах.
Как же будет выглядеть детское кафе – «Казанская Избушка»? Предполагается, что это будет деревянный домик в виде избушки с изображением на стенах татарского и русского орнаментов. Внутри предполагается создать три секции: «Марципаны Калининграда, Санкт – Петербурга и стран Европы»; «Чак – чак от татарстанских производителей и самые вкусные блюда татарской кухни» и «Сладости русской кухни». В первом зале будут продаваться марципаны Калининграда, Санкт – Петербурга и стран Европы, во втором зале – чак-чак от татарстанских производителей и самые вкусные блюда татарской кухни. А в третьем зале будут продаваться русские блюда – печеные яблоки и груши, кисели, «петушки» на палочке, блины с начинками.
В центре планируется разместить столики и стулья, где и дети, и взрослые смогут отдохнуть и попробовать все сладости в одно время.
Ребята также разработали меню для каждой из секций. Меню секций «Чак–чак от татарстанских производителей и самые вкусные блюда татарской кухни» и «Сладости Русской Кухни» переведены на татарский язык. В меню секции «Марципаны Калининграда, Санкт-Петербурга и стран Европы» присутствуют немецкие, польские и другие названия марципанов.
Также предполагается использование «Магической коробки». Это подарочная упаковка с изображением на стенах достопримечательностей г.Казани и музеев марципана. Сюда будут помещены марципаны, чак-чак или другие казанские сладости. Такую «магическую коробочку» с лакомством будет приятно получить в качестве подарка и взрослому, и ребенку.
«Казанскую Избушку» желательно расположить в тех местах Казани, где часто дети бывают с родителями, например, около Цирка, Театра Кукол или ТЮЗа. Очень хочется, чтобы хотя бы одна «Казанская Избушка» со своими блюдами открылась на побережье Балтийского моря и потчевала бы ими жителей Калининградской области.
Авторами проекта являются ученицы 8 класса Муравьева Дарья и Гильманова Камила, ученик 4 класса Муравьев Егор.
«Казанская Избушка»: вид снаружи и внутри (на крыше и стенах снаружи татарский и русский орнамент)
«Магический куб» Меню секций
Приоритетным направлением системы обучения и воспитания является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Поэтому мы, педагоги, делаем все необходимое, чтобы дать возможность ученикам развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей.