Исследование свежести мяса лабораторным способом

 № 182

(Внеурочное занятие в VIII классе)

Алиса ШАЯХМЕТОВА,

учитель технологии гимназии №183 г. Казани

Цели:

– познакомить  лабораторным способом определение свежести мяса, путем визуальной оценки фильтрата экстракта;

– познакомить  со способом  определения pH водного экстракта мяса;

– познакомить  со способом определеня аммиака в водном экстракте мяса.

Задачи:

– мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

– прививать интерес к исследовательской деятельности

Планируемые результаты:

личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении лабораторной работы с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.

Метапредметные:

познавательные УУД: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; самостоятельная организация и выполнение  работы по работе с таблицами; приведение примеров; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; оценивание своей деятельности по требованиям; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;

коммуникативные УУД: умения работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;

регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Виды внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая деятельность, познавательная деятельность.

Методы используемые для организации занятий: наглядные, проблемно-поисковый, лабораторная работа

.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ ХОД ЗАНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЕ УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу. – Доброе утро! Личностные:формируем личностное, жизненное самоопределение. Коммуникативные:формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (15 мин.)         Цель: подведение детей к формулированию темыи постановке задач урока. Составление плана работы. Слайд 1– Чтобы узнать. О чём будем говорить сегодня. Надо  дописать слово.Отварное, отбивное,

Просто чудо – заливное!

Жду обеденного часа:

На второе будет… (мясо).

– Правильно вы догадались. Мы будем говорить о мясе. Слайд 2

Мясо – ценный продукт питания. Это источник полноценных белков, жиров и других веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.

Несмотря на это некоторые выбирают вегетарианство, другие выбирают разнообразное питание, а есть люди которые мясо используют для поднятия имиджа. (Леди Гага)

Слайд 3 – Ребята, я просила, чтобы вы пообщались в семье и выяснили,  какой вид питания в ваших семьях? Вегетарианство или разнообразное питание? (Дети поднимают карточки.)

 

Слайд 4  Айсель провела небольшое исследование среди учащихся нашей гимназии. Цель исследования :  Выяснить отношение учащихся к мясу. Знают  ли учащиеся , что мясо полезный и ценный продукт?

Исследовательская работа

Анкетирование  

Слайд 5 

1) Вегетарианство полезно или опасно для здоровья?

А. Полезно

Б. Опасно для здоровья

В. Не знаю

Слайд 6

2) Какой вид мяса вы считаете полезнее?

А) птица

Б) говядина

В) свинина

Слайд 7

3) Можно ли исключить мясо из рациона ребенка?

А) да

Б) нет

Слайд 8

4) Обильное потребление мяса

А) полезно

Б) вредно

Слайд 9

Вывод. Большинство учащихся понимают, что мясо очень полезный продукт, особенно в детском возрасте
Также учащиеся знают, что мясо нельзя употреблять в большом количестве.

– Спасибо Айсель за твое исследование.

Особенно полезно красное мясо, так как оно богато гемоглобином. Рекомендуется молодым девушкам, девушкам готовящимся стать матерями и людям с астеничным телосложением. Это возможно объяснить тем, что частой спутницей их жизни является анемия.

Слайд 10. Однако мясо может представлять опасность, если получено с нарушением санитарных правил при заготовке, хранению, транспортировке и реализации

Как определить свежесть мяса органолептическим способом? (По запаху, цвету, консистенции,)

Слайд11. – А  как еще можно проверить свежесть мяса?

Слайд 11 Тема занятия. Исследование свежести мяса лабораторным способом.

 

 Познавательные:формируем самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, формулирование темы.Коммуникативные:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу,

формируем умение составлять план и последовательность действий.

Личностные:

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

 

 

 

 

III. Совместное открытие новых знаний ( 25 мин)Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу. Слайд 12– Какая профессия занимается определением свежести продуктов лабораторным способом? (Фельдшер-лаборант, эксперт качества.)Слайд13. Давайте посмотрим как выполняют фельдшер лаборант проверку свежести мяса лабораторным способом? (Видеоролик)

Слайд 14. Игра «Контрольная закупка»

– Сегодня вам предстоит провести экспертизу свежести мяса и видовую принадлежность мяса. Для этого были закуплены специально для урока “Контрольная закупка” образцы мяса, которые засекречены.

– Мы вас разделили на две команды. экспертов. (В белых халатах, колпаках и в перчатках.)

– В пакетиках с номерками мясо неопределенного качества.

– Каждая команда выбирает по два образца мяса.

– Первая проверка определение свежести  органолептичским   способом. Результат заисывают в таблицу.

– З мяса лабораторным  способом.

Слайд 15. Проба Андриевского (визуальная оценка фильтрата водного экстракта мясопродукта)

1) Поместите 1 чайную ложку (~5 г) измельчённого мяса (фарша) или субпродукта в полимерный стакан на 100 мл. (электронные весы)

2) Прибавьте 50 мл дистиллированной воды, настаивать в течении 10 минут при периодическом помешивании стеклянной палочкой.

3) Отфильтруйте экстракт через бумажный фильтр в стеклянный стакан.

4) Определите время фильтрования и проведите визуальную оценку фильтрата.

Слайд 18

Образец №1 Образец №2 Образец №3
Проба Андриевского (визуальная оценка фильтрата водного экстракта мясопродукта)
Если экстракт (50 мл) фильтруется через бумажный фильтр в течение 3-5 мин, и фильтрат в результате — прозрачный розовый, то мясо считается свежим.Если экстракт обладает большой вязкостью, фильтруется медленно (для фильтрования 50 мл экстракта требуется более 10 мин) и фильтрат получается мутный, то мясо считается недоброкачественным.

Слайд 19. Определение pH водного экстракта мяса (фарша) и субпродуктов

ž    Цель работы: оценить свежесть мяса путем определения значения pH.

ž    Определение выполняется с использованием экстракта, приготовленного в лабораторном опыте № 1.

ž    Материалы, посуда, принадлежности: индикаторная бумага «Ликонт pH», пинцет, поднос, а также материалы посуда и принадлежности из опыта № 1.

 

 

 

 

Образец №1 Образец №2 Образец №3
Определение pH водного экстракта мяса (фарша) и субпродуктов
Нормальная реакция среды pH для доброкачественного мяса через 20-24 ч (после убоя) для разных животных разная, но не превышает 6,2.Мясо дефектных животных (загнанных, больных, сильно истощенных или больных) pH 6,4-6.6, даже при отсутствии признаков разложения.

 

Слайд 22. Определение аммиака в водном экстракте мяса и субпродуктов.

Первичные продукты распада белков –аммиак, амины образуют с реактивом Несслера меркурамидные соединения , окрашенные в желтый цвет.

1) Поместите 1 чайную ложку (~5 г) измельчённого мяса (фарша) или субпродукта в полимерный стакан на 100 мл.

2) Прибавьте 20мл. дистилированной воды.

3) Настаивайте смесь в течении 15 минут, переодически перемешивая стеклянной палочкой.

4) Отфильтруйте экстракт через бумажный фильтр.

5) Отберите в пробирку полимерной пипеткой 1 мл       отфильтрованного экстракта.

6) Добавьте 10 капель реактива Несслера. Взболтайте.

7)Наблюдайте за изменением цвета и прозрачности содержимого пробирки в течении 10 – 20минут.

ž    Слайд 24

ž    Если содержимое пробирки приобретает зеленовато-желтую окраску с содержанием прозрачности или слегка мутнеет, мясо считается свежим.

ž    Если содержимое приобретает интенсивно-желтую окраску, появляются заметное помутнение и образуется даже незначительный осадок, мясо считается сомнительной свежести.

ž    Если содержимое приобретает желто-оранжевую окраску, образуются крупные хлопья, выпадающие в осадок, мясо считаетс несвежим.

Слайд 25

Образец №1 Образец №2 Образец №3
Определение аммиака в водном экстракте мяса и субпродуктов

 

Выводы: свежее мясо или не свежее.

Слайд 26

Профориентация

ž    Эксперт по качеству

ž    Фельдшер –лаборант

Слайд 27 Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Направление обучения

Пищевая биотехнология: программа бакалавриата

Слайд 28. Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана

Направление обучения

Ветеринарно-санитарная экспертиза

Программа готовит бакалавров по экспертизе и оценке качества продукции животного и растительного происхождения.

Сайт 29. Казанский медицинский колледж.

Специальность

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

 

Личностные:формируем внутреннюю позицию школьника,формируем  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные:

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем, формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

формируем умение искать и выделять необходимую информацию из текста,

формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение),

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы, формируем умение представлять информацию по предложенному плану.

Коммуникативные:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос,

формируем умение работать в коллективе, учитывая позицию собеседника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

IV. Закрепление нового (3 мин.)Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности – Подведем итоги.– Вам хотелось бы  в будущем заниматься  исследованием продуктов или промышленных товаров? Видите ли вы себя в этой профессии?

– Будете вы проверять качество продуктов лабораторным способом в домашних условиях?

Коммуникативные:формируем умение слушать и понимать других,формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Регулятивные:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Личностные:

формируем внутреннюю позицию школьника,

формируем способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные:

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать),

формируем умение строить логические цепи рассуждений.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин.)Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. – О чем же главном мы сегодня говорили на занятии?– Мясо – ценный продукт.– О способах определения свежести мяса.

– О важности использовать в пищу только свежие продукты.

– Спасибо за внимание.

 

Личностные:формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересовКоммуникативные:

формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

Регулятивные:

формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено,