Использование технологии перспективного (иммерсионного) чтения на примере междисциплинарных проект-тетрадей («Сказкотека»)

 № 173

(Мастер-класс)

Елена ЕСИПОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №2 г. Лениногорска

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Существует мнение, что каждый человек умеет читать любые тексты. Но так ли это на самом деле? У вас на партах лежат индивидуальные дорожные карты. Прошу вас достать задание, написанное на листочке. (Демонстрирую.)

Попробуем прочитать текст. (Текст по биологии.)

1-й раздаточный материал

Основной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка  – нейрон, в котором различают тело клетки и отростки: дендриты и аксон. Нервный импульс распространяется всегда в одном направлении: по дендритам к телу клетки, по аксону – от тела клетки. Таким образом нейрон – система, имеющая множество «входов» (дендриты) и лишь один «выход» (аксон). Такая закономерность свойственна нервной системе в целом. В функциональном отношении нейроны можно различать на афферентные, доставляющие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные в которых происходит предварительная промежуточная переработка импульсов и организующая коллатеральные связи.

Легко пересказать этот текст? А понять ребёнку?

Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит».

К сожалению, международные исследования показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов. Поэтому на это нацеливает новый федеральный стандарт.

Как научить наших детей эффективно читать тексты? Решение этой проблемы я вижу в использовании технологии продуктивного чтения через работу проекта «Сказкотека».

Я вновь попрошу вас достать из дорожной карты маленький листочек. Приём, который я использую, называется «Верю-не верю». Он поможет определить ваш начальный уровень знаний по данной теме.

2-й раздаточный материал

Приём «Верю-не верю»

1 2 3 4 5

 

1. Проект «Сказкотека» – республиканский проект. (–)

2. В сказках сохранен этно-код нации. (+)

3. Технология «перспективного чтения» заключается во вхождении в сказочное бытие и в  выходе из него в реальный окружающий мир. (+)

4. «Сказкотека» – это серия из 30 рабочих проект-тетрадей. (–)

5. Структура проект-тетради состоит из 5 частей. (+)

Что же такое «Сказкотека»? Это – международный проект, где используется образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное понимание и восприятие текста. Сказкотеку создавали 27 педагогов из 21 страны мира с 2005 г. по настоящее время.

«Сказкотека» – это серия из 35 рабочих проект-тетрадей, в которых каждая буква русского алфавита соответствует названию русской народной, либо авторской сказки или имени сказочного персонажа. Интересна и инновационна также структура каждой проект-тетради (выстроенная по законам перспективного чтения). Дети при помощи педагога проходят «испытания», открывая 5 чудесных дверей. (Помните, сколько испытаний пришлось выдержать Буратино, прежде чем он с друзьями золотым ключиком открыл последнюю, истинную дверь в реальный мир.)

Почему выбрали сказки? В сказках сохранен этно-код нации (национальная картина мира), ее культура, традиции и опыт. Сказки способствуют развитию креативности, комплексному мировосприятию, образованию в игре… Наконец, сказки имеют постоянную структуру (зачин, основную часть, концовку), позволяющую легче запоминать содержание, а также использовать сказку в психотерапевтических целях.

В каждой проект-тетради «Сказкотеки» идет последовательная и незаметная для ребёнка работа с текстом и контекстами самой сказки (в технологии «перспективного чтения» от вхождения в сказочное бытие до выхода из него в реальный окружающий мир. Одинаковое внимание уделяется как расширению лексического запаса (точнее, развитию речи, актуализации лексики, развитию мелкой и крупной моторики, внимания и концентрации, логического мышления, предметных компетенций (естественно-научной, лингвистической, физико-математической и пр.) – как тропинкам к становлению самостоятельного творчества. Таким образом, мы имеем комплексное междисциплинарное развитие ребенка, основанное на его мотивации к саморазвитию.

Первая дверь откроется, если дети внимательно вникнут в саму сказку (начиная с прогнозирования содержания), осмыслят и прочувствуют ее, а не поверхностно проскользнут по ней (разделы «Приглашение в сказку» и «По дорожкам сказки»), т.е. педагогу важно вместе с детьми сначала обсудить: о чем может быть сказка с таким названием, как может развиваться ее сюжет. Материал для такой подготовительной беседы (зачина) дан в 1-й части каждой проект-тетради «Сказкотеки».

Здесь уместно использовать такие приёмы, как «Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…», «Загадка», «Корзина идей», «Дерево предсказаний» и др.

Я попрошу вас достать листочек «Приглашение в сказку», и, используя приём «Корзина идей» придумать приглашение в сказку Фаниса Яруллина «Где зимует весна?».

Например, «Приглашение в сказку»:

1. Какими словами, присказкой, обычно начинаются сказки?

2. Как вы думаете, о чем может быть сказка Ф.Яруллина, если она начинается словами: «Где-то далеко-далеко, что не видать отсюда, – то ли за Черным морем, то ли в море Красном…»?

3. Наша сказка называется «Где зимует весна?». Давайте сами до ее прочтения, попробуем ответить на этот вопрос «Как вы думаете, где зима проводит весну, лето и осень?».

Раздаточный материал

После того, как первая дверца открыта, происходит сам процесс ознакомления со сказкой. (7 мин. самостоятельного чтения.)

Вторая дверца (завязка) – откроется после знакомства с текстом сказки для тех, кто внимательно, тщательно и кропотливо будет вникать в смысл русских слов и их связь с предметами и явлениями русской и иных национальных культур (и в этом ребятам и педагогам поможет раздел тетрадей-проектов «Работа над лексикой»).

Здесь уместно использовать приёмы: «Инсерт», «Написать вопрос автору», «Тонкие и толстые вопросы».

Я прошу вас достать из дорожной карты листочек «По дорожкам сказки» и сам текст сказки. Чтобы дальше можно было понять цель проекта, сказку сокращать я не стала. Используя приём «Инсерт» я прошу вас ознакомиться со сказкой.

Пример. «По дорожкам сказки».

Теперь вы познакомились со сказкой Ф.Яруллина «Где зимует весна?». Вы согласны с ее названием? А как бы вы сами назвали эту сказку?

Ф.Яруллин перечисляет детей и даже внуков Весны. Кто они? И кого бы вы назвали родственниками Весны? Нарисуйте ее родовое древо!

Я прошу вас на листочке «По дорожкам сказки» написать один «толстый» и один «тонкий» вопрос.

Раздаточный материал. Написать вопрос автору, «Тонкие и толстые вопросы».

Третья дверь (кульминация) поможет смене видов деятельности (без ухода от контекста сказки и его осмысления), здоровьесбережению юных читателей: в проект-тетрадях предложено много креативных игр на концентрацию внимания, ловкость, развитие мелкой и крупной моторики, артистичность («Развивающие игры»).

Перед вами на столе лежат образцы игр из вкладышей тетради.

Пример. В мире музыки

14. В сказке главный герой захватил с собой в путь-дорожку свистки-свистульки. Почему?

Какие предметы должны брать с собой дочка и внуки Весны, чтобы родилась музыка весны?

15. Кто еще собирается весной в путь-дорогу? И что они приносят в леса, поля, города и деревни? Например, что несут с собой ручейки и речки, а что — журавли и ласточки или пчелы и муравьи?

16. Какие слова с корнем «-свист-» вы знаете? Запишите их.

Раздаточный материал. Перечислите инструменты, где надо использовать силу воздуха?

За четвертой дверью (развязка) открывается простор для проявления детьми своих индивидуальных творческих способностей в процессе создания рисунков, аппликаций, самых разных поделок и их презентации как продуктов проектной и экспериментально-проектной деятельности («Мастерская» и «Я рисую»). В доступном для ребенка пространстве постоянно должны находиться карандаши, краски, фломастеры, кисточки и т.д., так как индивидуальный подход заключается и в праве ребенка на выбор формы работы с новой информацией.

Пример. Национальный наряд

Раздаточный материал

еСИПОВА2

 

А когда отворяется пятая дверь («Окружающий мир», концовка), «Сказкотека» в соответствии с технологией перспективного чтения, возвращает нас в реальность и помогает в том числе и взрослым читателям понять: зачем нужны сказки сегодня, в ХХI веке.

Пройдя через пятую дверь, взрослый возвращает себе функцию проводника, следующего за ребенком, оберегающего, но не подталкивающего его. Если процесс погружения в сказку проведен правильно, то здесь ребенок сам начинает дополнять «Сказкотеку», так как его порог креативности выше, чем у взрослого. Поэтому задача педагогов здесь – помогать наблюдениям, формулировке выводов самими детьми; создавать среду для таких наблюдений с учетом возрастной и специфики детей.

Пример. Работа над лексикой.

23. Найдите и выпишите все используемые в тексте устойчивые выражения.

24. Какой из фразеологизмов автор обыгрывает, используя прием олицетворения? Попробуйте обыграть так же другие устойчивые обороты.

25. В русском языке есть выражение «диву даваться». Как вы думаете, что оно значит? И как выглядит «диво дивное»? В каких сказках мы с ним еще встречаемся? Каким синонимом можно заменить слово «диво»?

Окружающий мир

В сказке говорится о землепашцах. Весной они выходят на пашню и сеют зерновые культуры, потому что давно замечено, что зерна некоторых растений очень сытные и при хранении долго не портятся. Это злаковые растения: пшеница, рожь, овеси др. Постепенно люди изобрели приспособления, с помощью которых мололи зерно и пекли хлеб.

46. Разгадайте кроссворд «Зерновые культуры» и узнайте – что за приспособление изобрели наши предки для получения крупы.

47. Рассмотрите картину А.Венецианова «На пашне. Весна». (Написана в первой половине 1820-х годов. Государственная Третьяковская галерея.)

еСИПОВА3

 

1. Что изображено на картине? На что обращает наше внимание художник и как он этого достигает?

2. Что расположено на переднем плане?

3. Что делает крестьянка? Как она выглядит? Верим ли мы, зрители, в то, что изображенное – повседневный труд этой женщины? Почему?

4. Что мы видим на заднем плане картины?

5. Какое настроение у вас создает картина? Какие детали важны для этого?

6. Можно ли сказать, что труд крестьянки на земле – это романтично, идиллия?

Сделайте вывод о том, что такое искусство.

Зачем оно нужно человеку?

Как оно отражает жизнь?

Являются ли сказки искусством?

Итак, при помощи конкретных приёмов технологии перспективного (иммерсионного) чтения, которые я продемонстрировала на примере проект-тетради «Сказкотека», происходит полноценное понимание и восприятие текста.

Завершить наш мастер-класс мне хотелось бы приёмом, с которого мы начали «Верю-не верю».

Приём «Верю-не верю»

1 2 3 4 5

 

1. Проект «Сказкотека» – республиканский проект. (–) (международный)

2. В сказках сохранен этно-код нации. (+)

3. Технология «перспективного чтения» заключается во вхождении в сказочное бытие и в выходе из него в реальный окружающий мир. (+)

4. «Сказкотека» – это серия из 30 рабочих проект-тетрадей. (–) (35)

5. Структура проект-тетради состоит из 5 частей. (+)