Использование технологии критического мышления на уроках физики

Марина ГАВРИЛОВА,

учитель 1 квалификационной категории Зюринской средней школы Мамадышского района

Научить детей думать самостоятельно, овладевать знаниями и решать проблемы – словом, приводить механизм работы мысли в действие, несомненно, помогут современные образовательные технологии. Одна из таких технологий – технология развития критического мышления. При использовании на уроках технологии развития критического мышления учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, вспоминают пройденный материал, рассуждают, делятся идеями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Учитель выступает координатором. Урок, построенный по технологии развития критического мышления, соответствует всем требованиям ФГОС.

Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию, ее оценивает, осмысливает, применяет и выстраивает свои собственные реальности. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

При традиционном обучении активность детей снижается, большая часть обучающихся зачастую не понимает того, что слышат, о чем читает и даже того, что им говорят. Анализируя полученную информацию, они не могут оценить её с учетом требований современного общества и правильно применить её в реальной жизни. На уроке ученики с трудом оценивают себя, своих товарищей (по определённым критериям); не умеют задать вопрос. Главным плюсом технологии критического мышления является то, что ученик вовлекается в процесс обучения и становится активным участником поиска, учится дифференцировать информацию, создавать причинно-следственные связи.

Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление – рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий.

Можно выделить ряд стратегий и методик, которые могут повысить эффективность уроков математики и физики. В целом все стратегии и приемы в ТРКМ можно условно объединить в такие группы: организация текстового материала, стратегии совместной деятельности, приемы индивидуализации в коллективе. Органичное их сочетание, исходя из целей и задач и этапа урока и выступает условием эффективной работы на уроке.

Так же как и для других уроков, для физики и математики значимо формирование таких умений, достигающееся с помощью этой технологии, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Основными этапами урока при использовании критического мышления, которые также значимы и для уроков физики и математики, так как не противоречат особенностям этих учебных предметов, а наоборот способны сделать их более насыщенными, являются фаза вызова, осмысления, рефлексии.

Дети любопытны по своей природе. Замечая, что-то новое, они хотят узнать, что это такое. Любопытство, есть неотъемлемое свойство всего живого. При посещении уроков в начальных классах, проведении предметных недель по физике я увидела, что малышам проще поставить вопрос и уяснить проблему, которую нужно решить. Например, почему мыло скользкое? Почему снег на солнце искрится? Почему идя по лыжне в валенках, мы проваливаемся? Почему когда мы говорим в рупор, нас слышно далеко? Как мы можем слышать друг друга на расстоянии в несколько метров с помощью самодельного телефона из спичечных коробков и ниточки?

Работа в направлении развития критического мышления учащихся на уроках физики приводит к следующим положительным результатам:

– вырастает положительная мотивация учащихся к образовательному процессу, результаты учебной деятельности;

– формируются мыслительные способности обучающихся: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, гибкость, мышление, переключение с одного типа мышления на другое, и т.д.;

– развивается навык самостоятельного конструирования понятий и оперирование ими;

– развивается способность передавать другим авторскую информацию, подвергать её коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.