Использование техники «синквейн» в развитии дошкольников

(Консультация для родителей)

Екатерина ФАТТАХОВА,

воспитатель детского сада №47 г. Казани

Что такое синквейн?

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Или это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Правила составления синквейна

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4-я строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

5-я строка – слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

  1. Щенок.

Белый, пушистый.

Играет, спит, ест.

Он друг человека.

Домашнее животное.

  1. Дом.

Большой, красивый.

Защищает, греет, стоит.

Нужен всем людям.

Убежище.

  1. Яблоко.

Круглое, красное.

Катится, растёт, зреет.

Яблоко – это полезный фрукт.

Осень.

  1. Береза.

Зеленая, красивая.

Растёт, шелестит, гнется.

Я люблю зеленую березу.

Лето, деревня, детство.

  1. Осень.

Солнечная, красивая.

Дарит, украшает, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

6.Лиса.

Рыжая, хитрая.

Бегает, охотится, спит.

Я боюсь лису.

Дикие животные.

Каковы тенденции использования синквейна в работе с дошкольниками?

На современном этапе развития дошкольного образования появляются новые развивающие технологии, многие из которых можно успешно использовать при регулировании процесса речевого развития.

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У старших дошкольников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети  затрудняются в пересказе и составлению рассказов.

Здесь на помощь может прийти методика синквейн, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности.

Она используется, как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит задачам образовательной программы ДОУ.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами: о ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать.

Условные обозначения:

Слова-предметы (существительные)

Слова-признаки (прилагательные)

Слова-действия (глаголы)

Слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Место использования синквейна в образовательной деятельности

Синквейн используется на занятиях в группах старшего дошкольного возраста.

Синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко.

Составлять синквейн можно только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово – предмет, слово – действия, слово – признак. Согласовывать слова в предложении.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии (обратной связи), анализа и синтеза полученной информации, для закрепления изученной темы.

Может использоваться как средство педагогического мониторинга.

Как использовать синквейн родителям дома?

Рассказать детям о «синквейне». Сделать с ребёнком копилку синквейнов по сюжетам знакомых стихотворений, песен, мультфильмов, прочитанных рассказов и сказок, ситуациям из жизни ребёнка.