Использование современных технических средств (гаджетов)

№ 143

Лейсан ЗАЛЯЛИЕВА, Людмила ФАДЕЕВА,

учителя начальных классов гимназии №36 г.Казани

Дополнительное образование современных детей быстрыми шагами входит в пространство общего образования и воспитания.  Данный сегмент образования играет важнейшую роль в воспитании многогранной личности, её развития и ранней профессиональной ориентации. Эта часть образовательной системы наиболее вариативна, многообразна, имеет множество направлений деятельности и в этом и состоит её существенное отличие и преимущество от школьного.

Внешкольное образование углубляет имеющиеся и дает новые знания ребёнку, но главное – оно учит самостоятельно мыслить на примерах явлений окружающей среды, этим усиливает интерес к познанию и расширяет возможности развития творческих сил и способностей. Внеурочная деятельность классного руководителя – важнейший сегмент воспитательной работы школы в целом.

Система дополнительного образования выполняет следующие функции: обеспечивает непрерывную передачу, трансляцию культурного опыта, образцов мышления и действий и создает условия для творчества и самовыражения. Сейчас выражена постоянная борьба консерватизма и новаторства, традиций и нововведений. Ведь поколение сегодняшнее учит и готовит то поколение, которое будет мыслить и действовать в будущем. Нам важно найти такие методы, формы и средства работы, чтобы детям захотелось изучать, трансформировать и успешно использовать в дальнейшей жизни те новые знания, умения, полученные в дополнительном образовании и внеурочной деятельности для развития индивидуального потенциала и существующих компетенций учащегося.

На наш взгляд, суть инноваций должна заключаться в принципиальном отличии от традиционного обучения. Инновационная деятельность всегда осуществляется при наличии противоречий, в этой ситуации, когда традиционные модели действий становятся неэффективными, дальнейшие усовершенствования не дают эффекта. Педагогическая инновация в нашем понимании – это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Чтобы добиться эффективного дополнительного образования мы решили активно использовать гаджеты. Да, да те самые гаджеты, которые запрещают, а в некоторых образовательных учреждениях уже запретили использовать на уроках и внеурочной деятельности. На наших занятиях телефоны и планшеты – наши активные помощники и соучастники образовательного процесса.

На занятиях в творческих объединениях и внеурочной деятельности ребёнок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия со взрослыми, сверстниками, объектами труда, природы, с культурными и историческими событиями и т. д. При этом важно чаще создавать ситуации, когда ребёнку нужно самому извлечь информацию из окружающего мира, в том числе – из сети интернет. Добытая своим трудом информация из множества источников учит учащихся анализировать, вычленять главное, полезное, систематизировать, обобщать и использовать найденные знания в нужный момент. Особенно интересна работа с гаджетами на этапе закрепления нового материала и проверки усвоения (контроле).  Способствовать этому может лишь педагог, сам находящийся в поиске, который может и хочет изменять стиль своей педагогической деятельности в соответствии с социальным запросом. А запрос современных детей – высокий информационный уровень.

Ярким примером использования гаджетов на занятиях дополнительного образования является ресурс сайта https://kahoot.com. Данный сервис уже приобрёл широкую популярность в зарубежных образовательных учреждениях. Потенциал этого сайта можно использовать для проведения различных игр, викторин, конкурсов, дискуссий, тестов, упражнений, тренингов и опросов. Ещё один сайт https://learningapps.org также является отличным подспорьем в организации дополнительных занятий для педагогов. Например, нами была разработана серия познавательных интерактивных викторин на тему «75-летие Победы Великой Отечественной Войны» на базе платформы LearningApps.org. В игровой форме ребята на занятиях внеурочной деятельности узнали о городах-героях ВОВ, смогли показать их на интерактивной карте. А закрепить полученные знания нам помог Kahoot! виде увлекательной игры с использованием смартфонов. Приложение на смартфонах по распознаванию QR-кода можно использовать для шифрования, подсказки к заданию, поиску понравившегося задания и др., что тоже вносит элемент занимательности в образовательный процесс.

Такие занятия приучают детей использовать гаджет не как пустое времяпрепровождение, а применять широкие возможности гаджетов для своего развития. Применение ИКТ даёт педагогам моментально получать обратную связь и корректировать в случае необходимости пробелы в знаниях учащихся.

За последние годы был заметен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая активно развивается, несмотря на объективные трудности.  Значимыми должны стать разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования для детей, гибких и вариативных, стимулирующих творческое развитие детей и приобщающих их к научным исследованиям; внедрение современных информационных технологий, без которых немыслима реальная инновационная деятельность в образовании; усиление воспитательной направленности в образовательных программах и разработка комплексных воспитательных программ, охватывающих всю работу учреждения на основе чётких приоритетных целей воспитательного процесса и отвечающих современному состоянию российского общества средств.