Использование проектной методики для уроков иностранного языка

 № 180

Алсу САФИУЛЛИНА,

учитель английского языка высшей квалификационной категории средней школы №82 им.Р.Г. Хасановой г.Казани

Метод проектов — комплекс учебно-познавательных приёмов, наделяющих учебный процесс оттенком индивидуальности: школьники могут самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою учебную деятельность.

Мнение учащихся учитывается при выборе темы проекта, источников информации, способов изложения материала. С помощью проектной методики появляется возможность работать с темой или информацией, интересной всем. Благодаря этому происходит не только улучшенное усвоение материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие учеников, обеспечивается их самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.

На первом этапе проектной работы идёт разбор и анализ идеи, изучается базисная лексика, грамматика, дети работают с простыми предложениями.

Ключевая специфика проектной деятельности — достичь определённой цели, позволяющей наглядно представить результат: сочинение, поделка и т.д.

На уроках английского языка проектная методика реализуется так: для учеников становится возможным использование языка в привычных жизненных ситуациях, за счёт чего они лучше усваивают все тонкости иностранной речи и письма и закрепляют свои знания.

Начальный этап (организация)

Первым делом учитель выбирает тему школьного проекта, что имеет особую важность: в большинстве случаев именно она определяет эффективность и плодотворность всей работы. В идеале тема должна соответствовать 2 критериям:

  • она относится к учебной программе — это позволяет снизить загруженность учащихся;
  • вызывает интерес и желание учиться у ребят.

К примеру, в учебно-методическом комплексе для третьеклассников в первой четверти предлагается к изучению тема «Еда». Ребята с воодушевлением вовлекаются в обсуждения, делятся с одноклассниками вкусовыми пристрастиями, охотно соглашаются нарисовать любимое блюдо, придумать меню для кафе. Проекту мы дали название «Как же вкусно!».

Школьники совместно с учителем обсуждают задачи проекта, его особенности. В нашем случае ребята должны были составить меню для кафе и разыграть мини-сценку «Визит в кафе». Проект стал логическим отражением материала из учебника.

Над чем ещё работаем на начальном этапе:

  • определяем временные рамки проведения проекта;
  • подбираем текстовые, аудио- и видеоматериалы, которые будут использованы учащимися;
  • выясняем, как целесообразнее презентовать результаты;
  • составляем приблизительный план работы, обсуждаем значимые моменты.

Реализация проекта

После организационной стадии следует этап сбора информации: взаимодействие с информационными источниками, исследование новых материалов, обращение к имеющимся знаниям.

Подчеркну, что не каждый учащийся без затруднений подключается к работе над проектом. Упражнения должны быть заведомо выполняемыми даже для отстающих учеников в классе, соответствовать уровню развития ребёнка. Задача учителя здесь — помочь каждому учащемуся лучше понять идею проекта, подсказать, на чём стоит заострить внимание и как наилучшим образом продемонстрировать свои результаты.

На этом этапе обсуждаются интервальные результаты, происходит разбор ошибок в употреблении слов, предложений, словосочетаний. Дети перестают испытывать страх перед изучением английского, ребята лучше усваивают его лексику и грамматику, запоминают пройденное.

В рамках проекта ребята делятся по два-три человека и составляют небольшие диалоги, опираясь на учебную программу.

Далее класс подразделяется на две бригады, где каждый работает над собственным проектом. Ученики выполняют следующие задания: придумать позиции для кафе, написать все рецептурные компоненты для приготовления блюд, оформить меню, креативно назвать своё заведение. Проект выполняется в виде рисунка или аппликации.

Чтобы ученикам было легче войти в процесс, в качестве вспомогательного материала они используют пример меню, придуманный старшими ребятами в предыдущем году. На этой стадии выполнения проекта учителю необходимо предложить ребятам свою помощь: компьютерное оформление, сканирование рисунков и аппликаций.

Каждой команде предлагается составить диалог по теме «Визит в кафе», основываясь на составленном участниками меню.

Выполняя эти задания, школьники расширяют и улучшают словарный запас, совершенствуются в грамматике и правильном построении предложений, развивают навыки написания диалогов на английском. Идёт коллективная работа преподавателя и всего класса с применением индивидуального подхода: обговариваются плюсы и минусы проектов, решается, что можно добавить и от чего стоит отказаться, принимаются конструктивные предложения по улучшению работы.

2.3. Презентация

На данной стадии школьники трудятся над технической частью выполнения проектной работы. Приветствуется применения компьютера: дети самостоятельно печатают сочинения, познают графические программы, учатся использовать электронные версии билингвальных словарей. Таким образом ребята получают возможность реализовать на практике то, что проходили на уроках информатики.

На презентационном этапе ученикам предлагается дополнить сообщение иллюстрацией. Большинство ребят выполнили работу с использованием фломастеров, акварели, гуаши.

 3. Заключение: актуальность и эффективность метода проектов

Развитие способностей ученика свободно и понятно общаться на иностранном языке — приоритетная цель обучения на уроках английского. Для реализации коммуникативных умений школьников учитель формирует у них навык общения и взаимопонимания, помогает каждому ученику проявлять себя на занятиях, создаёт условия для выплеска их творческих способностей. Работа с проектами делает школьников авторами, развивает их креативность и мастерство, расширяет круг интересов и языковые навыки.

Какие результаты были выявлены при внедрении метода проектов при проведении уроков английского языка:

  • повышается успеваемость детей, их мотивация;
  • используют на практике умения и знания, приобретённые на занятиях по информатике;
  • ребята на собственном опыте осознают пользу межпредметных связей.

Мною были выявлены следующие преимущества проектной методики перед традиционными способами обучения:

  • учащиеся становятся более активными на занятиях, стремятся к знаниям;
  • видная связь между школьными предметами, показана необходимость интеграции знаний;
  • дети получают больше возможностей для реализации творческой и созидательной деятельности.