Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Эльвира САЛИМУЛЛИНА, Лилия АТАКАЕВА,                                 

воспитатели детского сада №175 г. Казани

Любой ребенок любит рисовать, когда это у него хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. gulfaniya.nikitina@mail.ruЧто может обозначать слово «нетрадиционно»? Подобрав слова – синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, оригинально, по-новому, по-своему, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

А словосочетание «нетрадиционное рисование» – это  искусство  изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает ребенка.

Следует, как можно раньше побуждать ребенка к выполнению творческих заданий, ведь созидая, дети учатся общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Обучаясь работе с различными материалами, узнавая их специфику, у ребенка развивается образное мышление. При ознакомлении с произведениями искусства, ребенок приобщается к культурной традиции своего народа и знакомится с культурой других стран.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают ребенка тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Ребенок ощущает незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Развивает умение детей действовать  с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;
  • Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Рассмотрим некоторые нетрадиционные техники рисования, которые могут быть использованы при работе с дошкольниками.

Печать листьями

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, Затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование при помощи метода «тычка»

Суть метода в следующем: нужно взять любой подходящий предмет, например, таким предметом может стать ватная палочка. Далее необходимо опустить ватную палочку в краску и точными движениями от верхней части к нижней делать тычки по альбомному листу. Палочка должна оставить много отпечатков. Формы отпечатков могут быть самыми разными, это зависит от выбранного предмета.

Фотокопия – рисование свечой

Можно использовать также кусочек мыла или же восковой мел. Рисуются контуры, а сверху все закрашивается краской. В итоге контуры как бы проступают.

Рисование пальчиками, ладошками, ступнями

Рисование ладошками и ступнями – нужно нанести слой краски на внутреннюю сторону ладони, ступни и приложить к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кистью, либо коснувшись краски в блюдце.

Рисование пальчиками – ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на лист бумаги.

Рисование мыльными пузырями

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

Рисование мятой бумагой

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целы ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумагу, или только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Рисование ребром картона

Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным, печатным.

Рисование с помощью соли

Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

Рисование методом напыления

На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Рисование штампами

Понадобятся гуашь, бумага и штамп из картофеля, моркови или других подручных предметов. Пропитать кусочек поролона разведенной гуашью, чтобы получилось подобие штемпельной подушечки. Окунаем наш штамп в краску, придавливаем к бумаге и осторожно убираем. Цветной отпечаток готов. Рисунок можно дополнить разными элементами.

Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности  важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что ребенок видит результат своей деятельности, учится решать изобразительные задачи. Ребенок с удовольствием любит рассматривать свою работу, говорить о ней. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.

Нетрадиционное  рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, ребенок учится выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников. В процессе рисования ребенок учится рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение его словарного запаса. При рисовании с натуры у ребенка развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

В художественной  деятельности с использованием нетрадиционных  техник, у ребенка развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При  непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество  очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности ребенок учится удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.  Участвуя в творческом процессе, ребенок проявляет интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все его окружение, прививать любовь ко всему живому.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности у ребенка дошкольного возраста. Этот процесс рисования радует, удивляет и не имеет границ для развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста.