Использование нетрадиционных форм обучения детей младшего школьного возраста
Алина САЛИХОВА,
учитель начальных классов гимназии № 102 г. Казани
В настоящее время в любом общеобразовательном учреждении основной формой реализации ФГОС НОО является урок. Урок является устоявшейся традиционной формой обучения и имеет различные виды по целям и задачам, показывает высокую эффективность в обучении детей младшего школьного возраста. Однако каждый новый поток поступающих школьников показывает менее высокие показатели при обучении только в традиционной форме, это заставляет учителей начальных классов наравне с традиционными формами обучения применять нетрадиционные.
Форма обучения – это целенаправленное, четко организованное, содержательно насыщенное и методически оснащенное взаимодействие между учителем и обучающимися. Организационные формы имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются. Они используются для создания оптимальных условий сотрудничества между участниками педагогического процесса – учениками и учителем.
Нетрадиционные формы обучения – это существенно отличающие от традиционных формы, главное отличие которых выражается в иной организации процесса познания и взаимодействия между его участниками.
В мире существуют многообразные системы обучения. В каждой из них преимущество отводится определенным формам организации. В российской системе образования главную позицию заняла классно-урочная система обучения. Сейчас остро стоит вопрос о совершенствовании этой системы, так как она имеет ряд недостатков. Данное усовершенствование происходит в основном за счет применения совместно с традиционными уроками различных форм организации учебно-воспитательных занятий, в т.ч. применение современных технологий обучения и педагогических инноваций.
Изменения в образовании всегда начинают происходить с начального звена. Именно поэтому интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значительно повысился за последние годы.
Уроки в нестандартных формах помогают достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; формируются универсальные учебные действия, коммуникативные умения, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, большие возможности для осуществления межпредметной связи, обеспечивается повышение учебной мотивации и активизации развития всех познавательных процессов.
Можно выделить 9 самых распространенных форм нетрадиционного урока, которые можно использовать при обучении детей младшего школьного возраста:
1) Урок-путешествие
2) Урок-сказка
3) Урок-КВН
4) Урок-викторина
5) Урок-игра
6) Урок-квест
7) Урок-экскурсия
8) Видеоурок
9) Урок-проект
Современная методика обучения детей начального звена предполагает включение в учебный процесс любую из названных выше форм. Каждая форма по-своему хороша и имеет широкий спектр положительных результатов, но следует правильно выбирать форму обучения, наиболее эффективную для решения конкретных целей и задач урока.
Любой вид урока в нетрадиционной форме должен проходить в атмосфере взаимного сотрудничества ученика и учителя, в доброжелательной, комфортной атмосфере, должна быть создана «ситуация успеха» для каждого ребенка. Также должна присутствовать «точка удивления», что повысит интерес ребёнка к занятию. Как и у традиционного урока, у нетрадиционных форм есть определенные этапы подготовки и проведения. Подготовку и проведение урока в любой нетрадиционной форме можно осуществить в четыре этапа:
- Выбор формы нетрадиционного урока.
- Выбор форм организации деятельности обучающихся на уроке и отбор содержания занятия.
- Проведение учебно-воспитательного занятия.
- Анализ проведенного учебно-воспитательного занятия.
При выборе форм работы на уроке следует учитывать 2 главных фактора: особенности и возможности выбранной формы урока; характеристики класса (особенно при выборе форм взаимодействия). Всё это поможет учителю грамотно выбрать подходящую нетрадиционную форму организации обучения в классе.
Удобны и просты в применении для нетрадиционных форм обучения – структуры, используемые в кооперативном (совместном) обучении.
- Структуры для работы в парах:
РеллиРобин (RallyRobin)
Установка: учитель предлагает задание, на которое может быть несколько вариантов ответов или решений и даёт время подумать. Ребята по очереди высказывают возможные ответы или решения.
РеллиТейбл (RallyTable)
Установка: учитель предлагает задание, на которое может быть несколько вариантов ответов или решений и даёт время подумать. Ребята по очереди передают листочек и карандаш, каждый пишет один ответ.
СималтиниусРеллиТейбл (SimultaneousRallyTable)
Установка: каждый учащийся пишет ответ на своём листочке бумаги. После чего ребята передают свои листочки друг другу таким образом, что каждый партнёр к предыдущим ответам добавлял свой. У каждого в паре должно быть два листка и два карандаша.
- Структуры для работы в команде (по 4 – 5 человек):
РаундРобин/РаундТейбл (RoundRobin/ RoundTable)
Учащиеся по очереди отвечают устно/ письменно. Время чётко определено.
Установка: учитель предлагает задание, на которое может быть несколько вариантов ответов или решений и даёт время подумать. Ребята по очереди высказывают и записывают возможные ответы или решения.
ДжотТотс (JotThoughts)
Партнёры по команде «покрывают стол» идеями, написанными на маленьком листке бумаги.
Установка: у каждого ученика на столе лежат несколько маленьких листков бумаги. Учитель называет тему, определяет лимит времени и даёт время подумать. Например, напишите как можно больше примеров, ответ для которых равен 18? Ребята пишут столько идей, сколько смогут, за отведенное время, одна идея на одном листке бумаги.
Перед началом учебно-воспитательного занятия учителю необходимо проверить всё необходимое для работы: реквизит и другие необходимые средства обучения, таймер, конспект занятия, подготовку жюри, рассадку детей.
На каждом этапе нужно учитывать принципы осуществления нетрадиционных форм:
- максимальное вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность;
- не развлекательность занятия, а занимательность и увлечение;
- развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, и при этом наличие «скрытой» дифференциации учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям.