Использование метода ассоцианизма для анализа образа главной героини повести А.Куприна «Олеся»

(Мастер-класс)

Юлия СИТДИКОВА,

учитель русского языка и литературы средней школы № 11 г. Нижнекамска

Ассоцианизм   методологический приём, связанный с идеей, что мыслительные процессы действуют посредством связи (ассоциации) одного состояния мышления с другим. Ассоциация идей может возникать в результате подобия, близости, контраста. Эти три принципа связи идей в ассоциации были выдвинуты ещё Аристотелем. Термин введен в 1698 году Дж. Локком. Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Приёмы: ассоциативное мышление, выявление этимологии слова, опора на жизненный опыт ребёнка, использование эмоциональной ауры слова для анализа художественного произведения.

В мастер-классе используется приём цветового ассоцианизма через использование эмоциональной ауры слова и этимологию слов.

Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. Люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Здесь он узнает о ведьме Мануйлихе, которая изгнана людьми подальше от деревни на болота. А позже знакомится с её внучкой Олесей, которую все называют ведьминой дочерью. Итак, Олеся – ведьма.

– Кто такая ведьма? Почему её так опасаются люди? (Колдунья, злюка; сварливая женщина, связанная с нечистой силой и способная вредить людям.) 

– С каким цветом она у вас ассоциируется? (Черный, черная душа)

(Показывается чёрный лист бумаги (можно в рамке для фотографий) и выставляется как предмет обсуждения.)

– Давайте обратимся к тексту и посмотрим, какая же на самом деле Олеся:

При первой встрече главный герой видит её так:

«Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечные головки с красными шейками и черными блестящими глазенками.

 – Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались, – воскликнула она, громко смеясь, – посмотри, какие смешные… Голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было».

– Что можно сказать о человеке, о котором вы услышали?

– Девушка показана в тесной связи с природой. Лесные дикие птицы становятся для нее «ручными». С каким цветом у вас ассоциируется такое трогательное отношение Олеси к природе? (Зеленый.)

(На доску прикрепляется зелёный лист бумаги.)

– Иван Тимофеевич сразу подмечает «оригинальную красоту её лица», «прелесть … больших, блестящих, тёмных глаз»,  надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.

– То есть какой он её видит? (Красивой)

– Мы видим её то в красной юбке на фоне белого снега, то в красном кашемировом платке в «пожаре вечерней зари»; последнее, что остаётся от Олеси в конце произведения, – это висящая нить красных бус. Это заставляет нас обратить внимание на какой цвет в характеристике Олеси? (Красный.)

(На доску прикрепляется красный лист бумаги.)

– На протяжении произведения между героями развиваются отношения. Сначала Олеся вызывает у Ивана Тимофеевича интерес как девушка, которая, казалось ему, сама себе внушила, что «с самого рождения душа её продана ему» (т.е. дьяволу). Он старался ей физиологически объяснить некоторые из её опытов, но всё было тщетно. Кроме природной красоты он подмечал в ней «цельную, самобытную, свободную натуру, её ум», «изысканность фраз в разговоре» (а ведь она жила в лесу, вдали от людей, и даже читать не умела).

– То сеть Олеся обладала природным умом и мудростью. С каким цветом ассоциируются у вас эти качества? иний, желтый.)

(На доску прикрепляется синий, жёлтый лист бумаги.)

– Молодые люди всё сильнее привязывались друг к другу. Попытка разорвать отношения (Олеся нагадала себе свою нелёгкую участь от них) не увенчалась успехом. Чувства разгорались ещё сильнее, и девушка дарит мужчине себя. Любовь их сравнивается с пламенем костра.

– Какой это цвет – любовь, пламя? (Красный, алый.)

– Главный герой решительно настроен жениться, и Олеся решает пойти на шаг, на который способна только очень любящая женщина: она идёт в церковь, хотя никогда и никто из её рода туда не заходил. Олеся, нравственная чистота которой становится очевидной с момента первого знакомства, ищет возможности очиститься перед людьми.

– Это желание – какой для вас цвет? (Белый.)

– Девушка приносит себя в жертву. Посещение церкви было опасным для Олеси. Она это прекрасно сознавала. Местные жители не простили бы «ведьме», что она осмелилась посетить церковь. Случайная угроза Олеси воспринимается местными жителями как явное доказательство ее колдовской силы. И теперь у девушки и ее бабушки нет возможности остаться на прежнем месте. Им необходимо снова бежать, искать себе новое пристанище. Она, избитая, мечется в лихорадке, страдает от осознания скорой разлуки с любимым человеком.

– Цвет тоски, печали, страдания, разлуки? (Серый.)

– Посмотрите на цветовой портрет нашей героини. Что вы можете о ней сказать? (Красивая нравственно и внешне, добрая, трогательная, нежная, заботливая.)

– Вот ее душа. Многоцветная, сложная, глубокая.  (Смять все листы!)

– Так ведьма ли она? Какое ещё значение имеет слово «ведьма»? (Ведать.)

 – Что же ведала Олеся? (Лес, природу, чувства, любовь, искренность, душу человека.)

– С каким цветом ассоциируется у вас искренность, естественность, нравственная чистота? (Белый.)

– А по законам физики совокупность всех цветов и есть какой цвет?  (Белый.) (Достать белый лист.)

Вывод. Вот так и мы: часто за мнением людей не видим настоящей сущности человека. По первому впечатлению о людях не судят. Человек познается в общении. Не все золото, что блестит, и, наоборот, то, что кажется нам дурным, на самом деле может быть светлым и чистым.