Использование логопедических игр для исправления звукопроизношения у детей-билингвов

№ 131

Светлана ШУТОВА,

учитель-логопед I квалификационной категории:детского сада  №162 г. Казани

В нашей республике говорят на многих языках и наречиях.  Многие современные дошкольники довольно часто погружаются в полилингвальное пространство. Нередки случаи когда: мама русская, папа иностранец, в детском саду малыш слышит  татарский язык, дома – английский язык.

Ребенок осваивает каждый язык лишь в том объеме, какой является необходимым для общения на этом языке. При этом может существовать значительная разница в уровне владения языками.

Считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать. Это лишь в том случае, если у ребёнка нет отклонений в развитии, если ребёнок развивается в рамках онтогенеза.

Логопедическая коррекция речевых нарушений у двуязычных детей проводится в форме групповых и индивидуальных занятий. Процессы становления языка у детей в одноязычной среде и в условиях многоязычия качественно различны. Второй язык для ребенка – это еще одна целостная языковая система, а не дополнительные языковые единицы. В случае раннего двуязычия, наблюдается изменение всей программы реализации врожденной языковой способности. При любых сценариях освоения двух языков в раннем возрасте присутствует выраженная тенденция к одноязычию.

При погружении в новую языковую среду ребенка, уже говорящего на одном языке, эта тенденция выражается в обеднении или полной потере первого языка.

По данным ряда исследователей, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Известно, что около 70% населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками.

Учителю-логопеду приходится учитывать, что в группе есть дети с другим домашним языком. Она рассказывает воспитанникам об этих культурах, о странах или районах, где живут люди, говорящие на других языках, учит вместе с детьми слова, хотя бы приветствия, прощания, выражение благодарности, поздравление с днем рождения на тех языках, на которых говорят дома дети из группы. Логопед читает на русском языке в переводе национальные сказки и истории.

Для коррекции звукопроизношения у детей билингвов существуют логопедические игры и упражнения.

Игры для развития фонематического восприятия

1. “Пишущая машинка”.

Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

2. “Будь внимателен!”

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “марш” С.Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово жуки” – замереть на месте, “Зина” – прыжки, “жираф” – замерли на месте, и т.д.

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

Логопед. Я назову пять названий овощей» — назвать соответствующие слова.

•«Мяч бросаю, диких животных называю».

•«Мяч передаю, деревья назову».

• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» — образование притяжательных прилагательных (у волка — волчья, у лисы – лисья).

• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» — назвать существительное во множественном числе.

• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» — образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).

• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» — образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» — согласование существительных с местоимениями.

• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» — назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.

• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» — обогащение глагольного словаря.

• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» — назвать слова-антонимы.

• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» — закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» — назвать обобщающим словом предложенные слова.

Закончи фразу»

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Ход игры

Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с, потому что…

Мы любим слушать, потому что…

«Слово заблудилось»

Цель: упражнять детей в работе с многозначными словами (ножка); уточнить представления детей о предметах и их частях.

Ход игры

Педагог (рассказывает). Жило-было на свете слово ножка. Однажды слово заблудилось и стало искать хозяина. Помогите слову ножка найти тех, к кому оно относится.

(Дети отбирают предметы и объекты, у которых есть ножки (стол, стул, кресло и т. д. ; гриб, человек, животное.)

Например, стол – одна, две, три или четыре ножки, столешница; стул – четыре ножки, сиденье, спинка; человек – две ножки (ноги, руки, голова, туловище; гриб – ножка, шляпка).

«Угадай слово»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? и т. д.

Логопедические игры – эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В такой форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный интерес и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, речь, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребенка. Дидактические игры являются неким катализатором психических процессов, которые происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5 – 6 лет. Они являются не только речевой, но и познавательной деятельностью ребенка.

Играйте, творите, развивайтесь. Желаю удачи!