Использование краеведческого материала и татарской национальной педагогики в учебно-воспитательном процессе начальной школы

№57

Гульфия СУЛЕЙМАНОВА,

учитель I квалификационной категории филиала Кадыровской средней школы – Ахметьевской начальной школы Заинского  района

Татарская национальная педагогика и краеведение содержит богатый материал, использование которых является очевидным. Живой местный материал и арсенал национальной педагогики воздействуют на сознание воспитанников куда убедительнее, чем абстрагированный, отвлечен-ный.

Я работала учителем в начальных классах в малокомплектной сельской школе 26 лет и накопила богатый профессиональный опыт по формированию национального самосознания у учащихся на основе использования татарской национальной педагогики и краеведческого материала, чем и могу поделиться опытом с коллегами, особенно молодыми.

В процессе проведения уроков по учебному предмету «Окружающий мир» систематично использую народную педагогику и краеведческие материалы из истории родной деревни, о её жителях и их деяниях. Например в I классе тема «Мы люди». Когда проходим эту тему я использую книгу Р.Шаймарданова «Ахметьево: история возникновения и жизнь деревни» [1]. В ней содержится достаточно много материала о жителях нашей деревни. Объясняю детям, что они тоже были как вы – учениками, сидели за партами, за которыми теперь сидите вы, учились в нашей школе и стали знаменитыми людьми. Показываю многообразие и красоту людей разного возраста. Тем самым я пытаюсь им объяснить, что вы тоже можете стать такими же знаменитыми, как и они, формирую гордость за свою деревню и людей, которые вышли из нашей деревни.

Когда проходим тему «Красота родной деревни» также использую материалы из этой же книги. Потому как в ней содержится материал о значение названия нашей деревни, и о её происхождении деревни. Читаем стихи, которые сочинили жители нашей деревни.

Эх, деревня моя Ахметьево…

В деревенском небе звучит песня

Для тех, кто ушел далеко-далеко.

Эх, родное Ахметьево, эх, родная земля,

Влюблен я в твою жаворонью песню.

В родной стороне дуют ветра,

Та же песня звучит вечно в душе:

Эх, родная деревня, эх, любимая,

Влюблен я в твою жаворонью песню.

                                       Р. Шаймарданов

Родная деревня

Наша деревня краше всех,

Красивы берега Зычи.

Вдоль реки Зычи

Простираются Уральские горы.

У подножья Уральских гор

Растут вечнозеленые дубы,

И под ними, в дубравах

Красные ягоды поспевают.

                                   М.Сахабиев

После мы делаем анализ прочитанным. Так ученики больше узнают о жителях нашей деревни, сильнее станут уважать их. Они поймут, что наша деревня красиво с знаменитыми людьми. После ученики – сами тоже будут стараться украсить родную деревню своими поступками.

По теме «Мы помним наших земляков» открываем эту же книгу [1: 48] «Великая Отечественная». Знакомимся списком односельчан, участвовавших в Великой Отечественной войне. В этом списке есть прадеды моих учеников. Поговорим о том, что из нашей деревни на поле боя сложили головы 138 человек [1:50]. В книге написаны следующие слова: «Будущее поколение! Будь достойно их памяти! Сохрани её – вечную, добрую – о тех, кто уйдя на войну, сложил головы и о тех, кто вернулся с Победой! Их имена и дела, как светлый маяк, передай тем, кто грядет за тобой! Также как и мы, они любили эту жизнь и не хотели умирать, также как и мы, они мечтали о светлой, и счастливой жизни, ожидая приближения Победы!». Потом мы поговорим с учениками о знаменитых людях нашей деревни. О них тоже написано в этой же книге [1: 76 – 85]. Среди них есть: полковник, кандидат технических наук  С.Колчерин, заслуженный работник колхоза «Якты юлдуз»  Х.Шаймарданов. заслуженный артист Российской Федерации Н.Дунаев, полковник  П.Егоров, спортсмен  Н.Зайнуллин, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор, доктор педагогических наук, академик Р.Шаймарданов.

При использовании этой книгой ученики больше узнают об односельчанах. Так я воспитываю уважение и любви к жителям нашей деревни и стремление быть похожими на них.

На уроках татарского литературного чтения и во время проведения воспитательной работы с удовольствием использую книгу Р.Шаймарданова, А. Хузиахметова   «Татар милли педагогикасы» [2]. Потому что в этой книге очень богатый материал об обычаях, обрядах, традициях, праздниках и истории нашего народа. Я думаю при воспитании культурного человека, каждый должен знать свою национальную культуру, традиций, обычаев, обрядов, ментальности своего народа. Только такой ученик может быть воспитанным.

Воспитание оно начинается с семьи. До школы ребёнок воспитывается в семье. Для него семья должна быть примером. В младшем возрасте ребёнок больше воспринимает и запоминает увиденного. Поэтому в начальных классах большое внимание уделяю народному устному творчеству. Изучаем народные сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, баиты, дастаны, народные песни и отгадаем загадки, ребусы. Сказки учат детей быть добрыми, воспитанными, трудолюбивыми. А загадки расширяют кругозор ребёнка, учат думать. С помощью устного народного творчество ученики учатся определить хорошего от плохого.

При воспитании школьников я часто организую различные воспитательные формы работы. В нашей школе учебный год начинается с праздника «День знаний». Цель состоит в том, что ученики поняли, осознали ценность знаний в жизни любого человека, что знания — это основа любой культурной жизни. Что каждый труд просит особенные знания. А для этого надо учиться.

Осенью организуем «Праздник урожая» – «Сөмбел». На этих формах воспитательной работы дети знакомятся с хлеборобами нашей деревни. Организуем встречи с тружениками, выпускаем стенгазеты о полевых работ. После такой целенаправленной работы ученики больше узнают о труде хлебороба, особенно о хлеборобах-односельчан.

Во время осенних экскурсий на природу ученики учатся распознавать деревья. Загадаем загадки о растениях и животных, решаем кроссворды и ребусы. Так я стараюсь воспитывать интерес и любовь к нашей родной природе. Также мы обсуждаем и наблюдаем осенние изменения в природе. Ведем каждодневный учет температурных изменений, осадков, направлений ветра, влаги и т.д.

В зимние время мы встречаемся с тружениками животноводство. Ходим на экскурсии на животноводческий комплекс подразделения «Ялкын» агрофирмы «Зай». В животноводческом комплексе организуем встречу с телятницами, операторами машинного доения, скотниками. На месте изучаем, наблюдаем за их трудом. Такие экскурсии я провожу с целью воспитания любви к родной земли, сельскому труду. Чтобы в будущем  все дети оставались работать в родной деревни и стали специалистами сельского поселения.

Новый год встречаем с праздником «У Деда Мороза» («Кыш бабайда кунакта»). Во время праздника мы встречаемся со сказочными героями. Например, Шурале, Водяная (Су анасы, кәҗә, сарык, албасты, җен-пәриләр һ. б.) и др. Также отгадываем загадки о природе, вспоминаем татарские и русские пословицы, поговорки. После чего ученики больше запоминают изменения зимней природы.

Также организую встречи с отслуңившими односелҗчанами в рядах российской армии. Они детям рассказывают о солдатской жизни, о том, что в армии солдату нужны: сила, храбраость, терпение, смелость, отзывчивость, ловкость, быстрота и честность. Что для воспитания этих качеств необходимо заниматься спортом и любить свою Отчизну.

Международный день женщин – это самый любимый праздник учеников. К этому празднику они заранее и усердно готовятся. Сочиняют разные рассказы о своих бабушках, маме, а также пишут их портреты. Организуем выставки рисунков на тему «Мама и я» Делают поздравительные открытки и подарки своими руками. Так они выражают благодарность к своим мамам и бабушкам и односельчанам. Этот праздник воспитывает уважения и любви к родителям.

В апреле готовимся к встрече перелётных птиц. Для них своими руками приготовим скворечники. Учим стихи и песни о перелётных птицах. Изучаем поговорки и пословицы о весне. Проводим праздник Навруз.

Так в своей работе я стараюсь воспитывать всесторонне развитых, любящих свою малую Родину, уважающих и любящих односельчан и тружеников деревни учеников. Учеников, у которых сформировано национальное самосознание, чувство гордости за свой народ, за свою деревню.

Литератур

1. Шәймәрданов Р.Х., Хуҗиәхмәтов Ә.Н. Татар милли педагогикасы. –Казан.: Мәгариф. – 2007. – 399 б.

2. Шәймәрданов Р. Әхмәт авылының килеп чыгу һәм яшәү тарихы. Тулыландырылган икенче басма. – «Дефис» нәшрият йорты. – 2006. – 213 б.

3. Шаймарданов Р.Х. Комфортные буровые установки изобретателя Виля  Колчерина. – Сургут. – 2012. – 31 с.