Использование кейс-технологий в дошкольном образовании

№ 188

Эльмира ГИБАДУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №177 г. Казани

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс метода является США. Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» – запутанный, необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы. Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Что может содержать кейс? Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты), иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи. Прежде всего, мы должны создать сами кейсы.

Для этого нужно:

  1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.
  2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации».
  3. Определение контекста.
  4. Планирование кейс- исследования, проведение сбора и анализа материала.
  5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития

ситуации.

  1. Описание и редактирование кейса.
  2. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Как вы думаете, где именно можно использовать кейс технологии в работе с дошкольниками? Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

Первый этап – подготовительный. Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

Второй этап. Воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

Третий этап – анализ принятия решения. Воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

На четвертом оценочно-рефлексивном этапе – воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания. Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка.

– Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

– Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.

– Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.

– Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса. Предъявление второй иллюстрации помогает поддержать интерес.

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото-кейс» входит:

  1. Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему.
  2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
  3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейса «Дети обедают»

Цель: создать мотивацию необходимости есть суп.

Кейс состоит из:

  1. Фото «Дети обедают».
  2. Текст. В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду.

Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

  1. Вопросы. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Этапы работы с фото-кейсом те же. Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

Таким образом, практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.