Использование игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, как эффективный способ устранения диспраксии на логопедических занятиях

№164

Лилия ГУМЕРОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №161 г. Казани

Поговорим о диспраксии, которой нет в классической классификации, но которая есть у детей. Диспраксия описывается в учебниках по нейропсихологии и сенсорной интеграции.

Диспраксия – это нарушение моторного планирования (произвольных движений). Может проявляться в трудностях начала, завершения и переключения моторных программ, здесь же нарушение соматогнозиса (понимание схемы своего тела).

⠀Рассмотрим пример. Девочка, 4,5 года, нарушений тонуса нет, язык прекрасно двигается во все стороны при непроизвольных движениях. Но при просьбе выполнить конкретное артикуляционное упражнение, она либо не может найти место, куда поставить язык, либо не может переключиться с одной артикуляционной позы на другую.

Что первично нарушается при артикуляционной диспраксии?

Нарушается слоговая структура слова, потому что ребенок не может или имеет сложности произвольного переключения, тем самым упрощает ее. Здесь могут быть перестановки, моторные персеверации и антиципации.

Артикуляционная диспраксия может быть эфферентной (кинетическая)  и афферентной (кинестетическая). Разберёмся с этими понятиями.⠀

Афферентный (чувственный) — это сигналы, поступающие от периферии к центральной нервной системе. Кинестетические ощущения базируются на сенсорных системах (тактильной, проприоцептивной, вкусовой и т.д.) и помогают понять схему своего тела и его положение в пространстве.⠀

Эфферентные нервные импульсы идут от центральной нервной системы к периферии. Кинетические ощущения помогают телу дать адаптивный моторный ответ, совершить серию движений, согласовать их и переключиться с одного на другое.

Следовательно, афферентная (кинестетическая)  артикуляционная диспраксия проявляется в невозможности сложностях понимания схемы расположения артикуляционных органов и принятии отдельной позы. Такие дети не могут или испытывают сложности в заданиях, найти языком свои зубы, поставить язык за них, дотронуться языком до верхней губы, упереть язык в щеку.⠀

При эфферентной (кинетической) артикуляционной диспраксии ребенок не может удержать, начать или завершить моторную программу, переключиться с одного движения на другое либо может переставлять элементы в моторной программе. Ребенок с данным видом диспраксии будет испытывать сложности при выполнении динамической артикуляционной гимнастики, не сможет удерживать ритм и будет осуществлять поиск позы перед каждым новым движением.

Поняв, какой вид артикуляционной диспраксии у ребенка, вы сможете чётко понимать, с чего начинать коррекционную работу.

Как родителям увидеть диспраксию самостоятельно?

Признаки диспраксии:

  • у ребенка сложности с навыками самообслуживания (одеться/раздеться);
  • плохо рисует и, чаще всего, не любит это делать;
  • плохой захват карандаша;
  • не может вырезать даже самый простой предмет;
  • не получается ловить мяч;
  • не может стоять на одной ноге, пройти по прямой линии;
  • сложно перепрыгнуть через небольшое препятствие;
  • долго учится кататься на велосипеде, может так и не научиться;
  • часто есть речевые нарушения в слоговой структуре, есть искажения или перестановки звуков, в принципе начинают позже говорить;
  • трудности с тем, чтобы повторить какую-то артикуляционную пробу;
  • долго автоматизируется новый навык или деятельность, в целом ко всему новому относятся с осторожностью и долго привыкают;
  • долго учатся дуть на свечку, перо и т.д;
  • ребенок избегает шумных и подвижных игр.

Если говорить о возрастных нормах, приведу несколько примеров: в 3 года ребенок может простоять на одной ноге 3 секунды, в 4 года – 5 секунд, в 5 лет – 10 секунд. В 3 года может пройти по прямой линии стопа к стопе в 2 –2,5 года может перепрыгнуть через небольшое препятствие. В 4 года бросает и ловит мяч двумя руками с расстояния 1,5 – 2 м. Попадать в корзину с того же расстояния.

Конечно, это все не исчерпывающие показатели. Но они могут помочь родителям провести свою первую оценку и предположить – отсутствие или наличие у ребенка диспраксии. Преодолением диспраксии занимаются логопед, дефектолог, нейропсихолог, невролог.

Логопед на занятиях может и должен задействовать все виды праксиса. Для этого совсем необязательно брать на себя функции других специалистов, а просто помнить, что речь интегративна и для хорошо сформированного навыка необходимо подключать действия.

На своих занятиях я регулярно использую игры и упражнения на мозжечковую стимуляцию, что позволяет достигать поставленных целей быстрее, а логопедические задачи делать для детей интереснее.

Восторг вызывают игры с нейроскакалкой. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. На первый взгляд кажется очередной игрушкой и веселым развлечением. Однако, научиться прыгать на такой скакалке не так уж и легко. И если научились прыгать на правой ноге, то обязательно нужно это сделать и на левой. При таких действиях улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы и гармонизируется работа мозга! Нейроскакалка – это также и отличный кардиотренажер, который одновременно тренирует мозжечок, концентрацию и внимательность. Если включить музыку и скакать в ритм, то будет развиваться правое полушарие. А если на каждый круг скакалки считать 1-2, 3-4, или произносить какие-либо автоматизированные ряды (звуки, слоги, слова, времена года, месяца, дни недели, стихи), то развиваться будет левое полушарие.

pic_1

Ещё одним из интересных способов сделать занятие увлекательным – использование тренажера мозжечковой стимуляции Баламетрикс. Он предназначен для выполнения физических упражнений, которые способствуют развитию баланса и координации. Система упражнений на тренажере позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка. Под определённый ритм раскачивания ребёнок легче запоминает стихотворения, скороговорки, чистоговорки. Как только ребёнок научится уверенно удерживать равновесие на доске, в структуру занятия включаются упражнения с атрибутами: мячики, мешочки и т.д.

pic_2

Так же на занятиях активно используем следующие упражнения для развития межполушарного взаимодействия:

«Колечко»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

pic_3

Кулак-ребро-ладонь»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

pic_4

«Лезгинка»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

pic_5

«Лягушка»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

«Замок»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

pic_6

«Ухо-нос»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

pic_7

«Зеркальное рисование»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

pic_8

«Перекрестные шаги»

Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога. Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.

pic_9

«Ассоциация»

Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например: «Медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например, «лохматый, берлога, мед, спячка и т.д.» Возвращает мяч, называет слово (ассоциацию, и теперь ваша очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка. Игра будет интереснее, если соберётся вся семья. Такие игры очень хорошо гармонизируют детско-родительские отношения и сплачивают семью.

«Зеркало»

Станьте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения как в зеркале. Для большей заинтересованности ребенка, можно поменяться ролями.

«Час другой руки»

Выберите определённый промежуток времени (10 – 20 мин.) и договоритесь, что пока не зазвенит будильник, всё нужно делать левой рукой (правой рукой в случае, если ребенок левша). Попробуйте и сами все действия выполнять не ведущей рукой.

Применение данных упражнений позволяет:

– улучшить мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь, пространственные представления;

– снизить утомляемость;

– повысить способность к произвольному контролю;

– способствует профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы);

– помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире.

В результате таких упражнений происходит синхронизация двух полушарий мозга

– образуются  новые нейронные связи между ними;

– такие упражнения являются профилактикой ошибок на письме, так как в основе письма также лежит принцип переключения.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Приведённые примеры занимательных игр оказывают помощь в развитии межполушарных связей, стимулируют мозжечок и положительно влияют на физическое, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка.