Использование дидактичекого материала «Веселый карандашик» в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Гульнара ХАЛИТОВА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №144 г. Казани

В настоящее время развитие графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) приобретает первостепенное значение. Современные школы предъявляют различные требования к поступающим в 1 класс детям, и, к сожалению, их готовность к обучению не всегда им соответствует. Особенно это касается детей, имеющих нарушения речи.

Исследования О.И.Крупенчук, Е.А.Логиновой, Е.В.Горбатовой показывают, что помимо речевых недостатков у детей с ТНР наблюдаются особенности развития графомоторных навыков: неправильное удержание ручки, нечеткость линий, неумение ориентироваться на листе бумаги, приводящие к различным макро- и микро- написаниям и рисункам, сильному нажиму на карандаш и пр.

Дошкольникам с ТНР характерно:

– низкий уровень развития мелкой моторики;

– трудности зрительно-моторной координации;

– нарушение переключения с одних движений на другие;

– недостатки пространственных отношений;

– преобладание правой руки, как ведущей;

– недостаточное развитие слухомоторной координации;

– неточности при выполнении графических заданий, при рисовании;

– нарушение зрительно-пространственного гнозиса и зрительного восприятия. Помимо этих особенностей дети с ТНР быстро устают выполнять графические задания, теряют рабочую строку, путают понятия «право-лево», а также у них наблюдается снижение работоспособности. Всё это связано с несформированностью навыков зрительно-двигательной координации, снижением зрительной памяти, аналитического восприятия и произвольного внимания, слабостью пальцевой моторики. Эти недостатки отрицательно сказываются на усвоении программы первого класса.

С целью предотвращения данных недостатков в своей работе я использую систему графомоторных упражнений, которые вошли в дидактический материал «Волшебный карандашик». Целью данного дидактического  материала является развитие графомоторных навыков, которые необходимы для овладения письмом.

В работе с детьми с ТНР используется пальчиковая гимнастика, дидактические игры и упражнения. Графомоторные упражнения представляют собой графические упражнения, в которых задействована система «глаз-рука»: дошкольники выполняют повторение узора, обводят по точкам, выполняют штриховку.

В дидактическом  материале «Волшебный карандашик» мною подобраны и разработаны карточки с заданиями, которые предъявляются детям в игровой форме. Дидактический материал представляет собой комплекс карточек-заданий и игр по 30 лексическим темам: на каждую тему по 3 карточки: пальчиковая игра, задание на штриховку/обведение по контуру, упражнение для одновременного выполнения двумя руками. Занятия по данным карточкам проводятся в рамках логопедических занятий по 15 минут 3 раза в неделю, а также в свободной деятельности с воспитателями или дома с родителями. Используемые графомоторные упражнения направлены не только на развитие графомоторных навыков, они также тренируют выдержку, усидчивость детей с ТНР, развивают зрительное восприятие, концентрацию внимания, память, пространственную ориентировку, зрительную координацию, снижают двигательную расторможенность.

Учитывая специфику детей с ТНР, сначала используются более простые упражнения, затем более сложные. А также в работе с дошкольниками с ТНР учитываются такие принципы, как последовательность и систематичность при подаче материала, постепенное увеличение объема материала, соблюдение интересов детей, поддержание положительного эмоционального фона, индивидуальный подход.

Дидактический материал «Волшебный карандашик», подобранный в соответствии с лексической темой, позволяет повышать уровень развития словарного запаса дошкольников. Например, для закрепления лексической темы «Овощи» и отработки графомоторных навыков предлагаются такие карточки:

Первая карточка – пальчиковая игра «Зеленая капуста», вторая карточка – задание на выполнение штриховки овощей, третья карточки – графомоторное упражнение на межполушарное взаимодействие «Обведи двумя руками тыковки». Каждая карточка выполнена из качественного материала – с ярко прорисованными рисунками, заламинированная, чтобы можно было использовать многократно. Перед выполнением заданий на карточках  учитель-логопед проводит беседу с дошкольниками с ТНР, поясняет выполнение того или иного графомоторного упражнения.

Таким образом, благодаря  графомоторным упражнениям, развиваются не только одноименные навыки, но и зрительная координация, межполушарное взаимодействие, память, внимание, снижается двигательная расторможенность, тренируется выдержка и усидчивость детей.

Данный опыт может быть использован учителями-логопедами, дефектологами, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования  и коррекционной педагогики, а также воспитателями  и  родителями.

Пример применения данного дидактического материала на индивидуальном занятиии:

Конспект индивидуального занятия по теме «Осень»

Цели:

коррекционно-образовательная: актуализировать знания по теме «Осень»;

коррекционно-развивающие:

– развитие графо-моторных навыков;

– развитие мелкой моторики;

– развитие межполушарного взаимодействия;

– развитие словарного запаса.

коррекционно-воспитательные:

– воспитание дисциплинированности;

– воспитание усидчивости;

– воспитание бережного отношения к дидактическому материалу.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход занятия

  1. I. Организационный момент

– Здравствуй, Дима.

– Здравствуйте.

– Какое сейчас время года?

– Осень.

– А какое у тебя настроение? Каким бы цветом ты его обозначил?

– Желтым.

– А что бывает желтым?

— Листья, лимон, банан.

  1. II. Основная часть

– Сегодня мы с тобой будем разминать наши пальчики, чтобы они умели хорошо рисовать и писать  для этого выполним пальчиковую гимнастику:

раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики на обеих руках,начиная с больших.) Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Листья берёзы, (Вновь загибают пальчики, начиная с больших.)

листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберём, («Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.) маме осенний букет отнесём. (Повторяют 2 раза.)

– Молодец. Скажи, а какие признаки осени ты знаешь? Что бывает осенью?

Дима. Осенью люди убирают опавшие листья, давай мы с тобой поможем дворнику убрать листья. (Педагог предлагает карточку, где необходимо провести линии.)

– Осенью, как ты и сказал, падают с деревьев листья. Возьми вторую карточку, тебе нужно показать, как падают листочки, проводя фломастером по линиям. Какие листья здесь нарисованы? (Лист клена, лист липы, лист дуба, лист березы.)

– Хорошо, а теперь скажи, лист березы – какой? (Березовый.)

– Лист клена? (Кленовый.) Лист дуба? (Дубовый.) Лист липы? (Липовый.)

– Отлично, обводи дорожки, но только двумя руками одновременно (Ребенок выполняет.)

– Самые красивые деревья осенью – это кленовые, потому что их листья окрашиваются в различные цвета, и в красный, желтый, оранжевый, коричневый, а также они имеют различные оттенки от алого до ярко рыжего. Выбирай любой фломастер. На этой карточке тебе нужно обвести лист по контуру и обвести прожилки листа клена. (Ребенок выполняет.)

– Как красиво у тебя получилось.

III. Заключительная часть

– Дима, сегодня мы повторили с тобой то, что знаем про осень, а что нового мы выполняли, что ты запомнил? (Обводили дорожки, рисовали лист клена по точкам.)

– Ты сегодня молодец, дома можешь раскрасить свой кленовый листочек. До свидания!

– До свидания!

Список использованных источников

  1. Ажермачева З.Н. Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе / З.Н.Ажермачева, О.О.Волкова // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 389 – 390.
  2. Бурачевская О.В. Пространственные функции как базовые составляющие психического развития / О.В.Бурачевская // Школьная педагогика. – 2017. – № 1 (8). – С. 18 – 21.
  3. Горбатова Е.В. Готовим руку к письму (учебно-методический комплекс) М.: Белый ветер, 2015. – С.123
  4. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления / О.А.Давыдова. – М.: Школьная книга, 2017. – С. 118.
  5. Дудьев В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология: учебное пособие / В.П.Дудьев. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2016. – 160 с.
  6. Зуева Н.В. Развитие зрительно-моторной пространственной координации движений у детей с ОНР 5 – 6 лет посредством игр и упражнений / Н.В.Зуева // Аллея науки. – 2020. – №4 (43). – Т.2. – С. 631 – 635.
  7. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб: Издательский дом “Литера”. – 2016. – 88с.
  8. Логинова Е.А. Коррекция дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития: Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психоло-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2013. – С 336.