Использование декоративно-прикладного искусства во внеурочной деятельности при реализации ФГОС

№ 103 

Гулия ГАФИЯТОВА,

студентка Казанского национально- исследовательского технологического университета

Процессы, происходящие в настоящее время в социально-политической жизни страны, привели к формированию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В ФГОС начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Определены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. В рамках перехода

образовательных учреждений на ФГОС каждый педагогический коллектив определяется с организацией неотъемлемой части образовательного процесса – внеурочной деятельностью. Чтобы наметить перспективы развития внеурочной деятельности в условиях ФГОС необходимо изучить актуальное состояние организации внеурочной деятельности, а также наиболее эффективные формы ее организации.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, в т. ч. художественными средствами. Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Вопросы использования декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности школьников раскрыты в трудах Н. А.Горяевой, Т.С.Комаровой, Б.М.Неменского, С.Н.Новикова, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова и др. Декоративно-прикладное искусство во внеурочной деятельности учащихся направлено на развитие художественно-творческих способностей; развитие интеллектуальных способностей; реализацию коммуникационных потребностей; обучение правилам и формам совместной работы.

Так, например в Тат. Булярской средней школе Муслюмовского района проводятся занятия по технологии, на которых дети творчески проявляют себя, расширяя кругозор, реализуя свои желания, интересы и проектируют модель будущего.

Занятия проводятся в системе, разработанной учителем начальных классов Гульфинур Забировны Салиховой. Результаты показывают необходимость применения декоративно-прикладного искусства. Проводятся опросы родителей и самих детей, которые выявляют значимость при этом метода проектов. Поступают предложения перенять опыт применения

системы Екатерины Николаевны Поливановой «Проектная деятельность школьников» содействующей развитию творческой личности, раскрывая возможности потенциала учащихся, ориентированного на формирование разносторонне развитой, креативной личности, удовлетворяющей запросы потребностей общества.

Метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Данный метод проектов дает каждому ученику возможность проявить себя, обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать потенциал своих творческих способностей и возможностей, ставит ученика в активную познавательно-исследовательскую позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос «как делать?», обеспечивая жизнедеятельность в данных ситуациях, не нарушая при этом гармонии интересов человека.

  Список литературы

1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.

2. Введение ФГОС в школе: проблемы, поиски, решения. Режим доступа:http://conference.osu.ru

3. Механизмы реализации стандарта второго поколения. Режим доступа:http://sc11tavda.edusite.ru

4. Об особенностях введения ФГОС основного общего образования. Режим доступа:http://prosvpress.ru

5.Образовательная среда школы при введении ФГОС. Режим доступа: http://myshared.ru