Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках

Ираида МИШКИНА,

учитель физики и информатики Большеаксинской средней  школы Дрожжановского района

«Информатизацию системы образования» можно связать с началом 2000 года. С момента поступления в школы республики компьютера – универсальной электронно-вычислительной машины, началось использование электронных ресурсов. Все учителя за определенное время овладели основными навыками работы с компьютером (проходили курсы «компьютерной грамотности»), начали проводить уроки с использованием компьютерных технологий. С появлением мультимедийных проекторов, интерактивных досок и сети Интернет в школах, возможности применения электронных образовательных ресурсов возросли в разы.

На сегодняшний день невозможно представить современный урок без использования информационных технологий. В Интернете представлено огромное количество цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые можно использовать на уроках, для внеклассной работы.

Работая учителем естественно-математических дисциплин, в зависимости от поставленной цели урока использую различные виды электронных ресурсов:

  • слайды и презентации;
  • тестирующие программы;
  • интерактивные задачники;
  • практические задания;
  • видеофильмы и т.д.

Применяю ЦОР на различных этапах урока. Для актуализации знаний использую электронные тесты, созданные с использованием тестовой оболочки Hyper Test.

На этапе изучения нового материала использую мультимедийные презентации, электронные учебники, видеофильмы, видеоролики.  Использование презентаций удобно тем, что информация предъявляется не сразу, а по мере изучения темы она постепенно «разворачивается». Видеоролики и видеофильмы очень хорошо использовать для индивидуальной работы со слабоуспевающими, часто болеющими учащимися. В работе с сильными учащимися использую ЦОРы: даю им более сложные, творческие задания. Для этого использую сайты: http://school-collection.edu.ru,  классная физика (http://class-fizika.narod.ru/ ), Интернет-Урок.ru (https://interneturok.ru/ ). В процессе самостоятельной работы дети сами могут выбрать темп, режим изучения, который требуется для данного ученика. Флеш-тесты, онлайн-тренажеры помогают учащимся получать новые знания, а также формируют навыки самообразования, анализировать и делать выводы, стимулируют стремление к самостоятельному переобучению.

Для контроля и оценки знаний, умений и навыков использую различные виды ЦОРов. На уроках физики использую виртуальные лаборатории. Учащиеся 7-9 классов при составлении проектных работ с удовольствием используют фабрику кроссвордов (http://puzzlecup.com/crossword-ru/ ), программы для создания ментальных карт (FreeMind, Xmind и т.д.), составление ленты времени (https://www.timetoast.com/ ).

Использование ЭОР в учебном и воспитательном процессе, прежде всего определяется возрастными особенностями учащихся, характером учебного предмета.

Каждый учитель должен правильно чередовать методы и средства обучения. Содержание и качество образования меняются, если урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов. Используя ЦОРы в своей педагогической деятельности, учитель повышает познавательную активность учащихся на уроках, изучаемый материал становиться более увлекательным, наглядным. Повышается объективность оценки знаний, усиливается мотивация учения.