Интерактивные технологии педагогической деятельности (Из личного педагогического опыта)

Ангелина ШАРИФУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы Байсаровской школы Актанышского района

На сегодняшний день нет такого учителя, который бы не задавался вопросами: «Как заинтересовать учащихся образовательным процессом?» или «Как увлечь детей своим предметом?». Любой педагог хочет, чтобы на его уроке царила доброжелательная атмосфера, чтобы ученики внимательно слушали тему, не считая минут до звонка.

После вступления в силу ФГОС 2 поколения цель обучения несколько поменялась, теперь это не только передача школьникам ЗУН (знания, умения и навыки), но и адаптация детей в реальном мире, т.е. учащиеся при помощи своих знаний и умений должны найти решение любых сложных ситуаций. Именно с такой нелёгкой задачей столкнулся современный учитель, который вынужден искать инновационные технологии, направленные на такую организацию учебного процесса, когда урок приносит школьнику только положительные эмоции.

Диалог между учителем и учеником всегда делился на активный и пассивный. Если усвоение новой темы учеником проходит через лекции учителя или с материалов из учебников, то это пассивная модель. Она была до введения ФГОСа (традиционная система обучения), так как основным действующим лицом был педагог, а дети играли пассивную роль. Взаимосвязь на таких уроках учителя и учеников осуществляется при помощи самостоятельных и контрольных работ, тестов и т.д. Такой тип урока несет теоретическую направленность, никаких творческих заданий он не подразумевает.

Активная модель характеризуется диалогом обоих сторон образования. Задания для детей приобретают творческую направленность, о чём не было речи в пассивной модели образования. Но и у этой модели есть свои минусы: активный метод обучения имеет одностороннюю направленность (дети говорят с учителем, но не общаются друг с другом). Данная модель хорошо применима при самообучении, самовоспитании и саморазвитии.

При интерактивной технологии обучения урок проходит в режиме общения с кем-либо. Этим они схожи с активной моделью, некоторые даже ставят между ними знак равенства. Однако отличительным свойством интерактивной технологии является то, что при такой методике общение осуществляется не только с учителем, но и между собой. Педагог лишь направляет деятельность учащихся к достижению намеченных целей и задач.

Сегодня стало модно говорить об интерактивных технологиях обучения. В чём же особенности данных технологий? Дословный перевод данного слова гласит – «взаимодействие». Причём оно осуществляется не только между кем-либо, но и чем-либо (с компьютером). Таким образом, интерактивные технологии главным образом обозначают ведение диалога.

Данные технологии помогают построить урок таким образом, что дети не чувствуют напряжения, для них создаются комфортные условии, где ученики могут в непринужденной обстановке реализовать все свои способности. Решение проблемного вопроса достигается посредством решения предложенных учителем ситуаций.

Использование интерактивных технологий обучения позволяет:

— повысить эффективность обмена;

-осуществлять самоконтроль, применяя на практике полученные знания;

-способствует скорейшему умственному развитию ребенка;

-обмен информацией между учениками и учителем повышает уверенность ребенка в правильности сделанных им выводов.

Интерактивные технологии включают в себя: технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технологию проведения дискуссий, технологию «Дебаты», тренинговые технологии, игровые технологии и др. Ученикам особо нравятся такие технологии, ведь они несут игровой характер. Полюбили их школьники всех возрастов (5-9 классы).

Так в младших классах провожу игры образовательного характера («Что поместится в трёхлитровой банке?», «Цепочка слов», «Ассоциации», «Зоопарк», «Продолжи предложение при помощи второстепенных членов», «Составь слово из последних 2 букв предыдущего слова» и др.), которые направлены на закреплении изученных тем.

А с 7 класса ввожу технологию дебатов. На первых уроках учащиеся знакомятся с правилами игры, примерами организации дебатов, на последующих уроках они самостоятельно выбирают тему, делятся на 2 группы (спикеры утверждающей и спикеры отрицающей команд) и доказывают свои точки зрения.

Темы для дебатов беру не только образовательного характера, но и нравственного. Такие темы помогают при написании сочинения-рассуждения в ОГЭ. Так, разобрав с девятиклассниками тему: «Счастлив богатый, но одинокий или счастлив бедный, но с большой семьёй?», дома они написали сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?». Восьмиклассники же размышляли над тем, где лучше жить в городе или деревне. Результаты удивили даже их самих.

Таким образом, интерактивные технологии помогают построить уроки таким образом, что образовательный процесс для детей становится не мучением, при этом он не превращается в игру.

Разобрав немалое количество технологий, можно прийти к выводу, что самой интересной и оптимальной является интерактивная технология обучения. Но и злоупотреблять данной технологией не стоит, потому что процесс образования учащимися будет восприниматься несерьёзно.

Не стоит «засиживаться» на одной технологии, ведь сейчас существует огромное количество технологий, методик, нужно только идти в ногу со временем, самовоспитываться и применять на практике всё то, что предлагают нам учёные в области образования. И тогда на вашем уроке, по словам Цицерона, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». А то, долго ли они будут гореть, не погаснут ли, будет зависеть только от вас.