Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников в экологическом воспитании

№ 180

Светлана СМИРНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 230 г. Казани.

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для нас метод интеллект-карт.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогает структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Полезные свойства интеллект-карт

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В своей педагогической практике применяем интеллект-карты уже не один год, на тот момент возраст детей был 6 – 7лет. Работу, по применению интеллект-карты продолжаем и сейчас, возраст детей группы 3 – 4 года, карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться. В речевом развитии применяем её в нескольких направлениях:

1. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

I вариант

Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и т.п.). Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

II вариант

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

3. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Работая по карте: задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте.

Карта может быть:

– итоговой работой (обобщение полученных знаний);

– проходить красной линией через все занятие;

– поэтапно составляться в течение проекта;

– использоваться во время индивидуальной работы с ребенком;

– совместно родителями с детьми дома (после мастер класса на родительском собрании).

Предварительная работа воспитателей или родителей перед составлением с детьми карты:

1. Выбрать основную тему, по которой будет составляться интеллект карта. Например, весна. Подобрать иллюстрацию с изображением времени года.

2. Далее определяем микротемы – что дети должны усвоить по выбранной нами основной теме. Например, погода весной, явления природы, животные весной, птицы весной, растения весной, одежда людей, труд взрослых, детские забавы. Подбираем картинку к каждой микро теме и размещаем их вокруг основной.

3. Разбиваем каждую микротему отдельно на под темы и подбираем для них иллюстрации. Например, погода – солнечная, пасмурная, дождливая. Явления природы – солнце греет, снег, дождь, гроза, сосульки, ручейки, проталинки, капель, ледоход на реке.

Животные весной – меняют шкурку, появляются детеныши, просыпаются от зимней спячки. Птицы весной – возвращаются с юга, строят гнезда, выводят птенцов. Растения весной – на деревьях набухают почки появляются листья, прорастает зеленая трава, первоцветы – подснежники, мать и мачеха, одуванчик. Одежда людей – шапочка, курточка, кроссовки, сапожки и т.д.. Труд взрослых – работа в саду, поле, огороде. Детские забавы – пускают кораблики в ручейках, делают и вешают скворечники, помогают взрослым в саду и огороде и т.д.

Предложенный нами вариант не идеален. При составлении интеллект карты обязательно нужно учитывать возраст детей, от этого будет зависеть наполняемость интеллект карты.

Например, в младшей группе, когда дети учатся составлять интеллект карту, можно использовать паровозик с вагончиками где окна пустые. В окно паровоза мы ставим картинку по основной теме, например, яблоко. Далее в первый вагон помещаем картинку с изображением круга и овала (форма яблока). Во второй вагон цвет красный, желтый, зеленый. В третий вагон картинку с изображением яблони с яблоками. В четвертый вагон, что делают из яблок (сок, пюре, варенье, пирог с яблоками). Весь процесс составления интеллект карты проходит в игровой форме, что соответствует ФГОС. Интеллект карта позволяет детям легко и качественно усвоить новый, закрепить пройденный материал в игровой форме. Это веселый и увлекательный процесс, в который в нашей группе вовлечены дети, воспитатели и родители.

Использование в работе метода интеллект-карт позволило нам достичь положительной динамики в речевом развитии:

– пополнился словарный запас;

– улучшилась лексико -грамматическая структура речи;

– дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни;

– с ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Итоговое занятие. Обобщение ранее полученных знаний по теме «Весна».

(Детям приходит письмо от слоненка, в котором он просит детей рассказать ему о весне в России. Потому, что в Африке всегда лето, а весну слоненок никогда не видел.)

Воспитатель. Ребята, расскажем слоненку о весне?

Дети. Да.

Воспитатель. Как мы можем это сделать?

Дети. Сделать фотографии, написать рассказ, нарисовать рисунки и т.д.

Воспитатель. Все эти способы хорошие. Я предлагаю всем вместе составить интеллект-карту, посмотрев на которую, слоненок сможет не только увидеть какая бывает весна, но и рассказать о признаках весны своим друзьям. Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Для дальнейшей работы вам нужно разделиться на подгруппы. Выберите кружок понравившегося цвета. (Предлагает детям кружки разных цветов.) Дети с кружками одного цвета, объединитесь в команду и выберите капитана. Сейчас капитаны должны подойти к столу, взять конверт цвета своей команды, в конверте находится задание, которое вы должны выполнить чтобы составить нашу интеллект-карту. (Дети открывают конверт, воспитатель помогает прочитать задание (у каждой команды оно свое: подобрать картинки по теме погода весной, явления природы, животные весной, птицы весной, растения весной, одежда людей, труд взрослых, детские забав; составить небольшой рассказ.) На столах лежат картинки по теме. Каждая команда выбирает только картинки по своей теме, затем составляет небольшой рассказ. Когда все команды готовы, дети по очереди показывают выбранные картинки, рассказывают составленный ими рассказ.)

Например: Наступила весна. В лесу проснулись от зимней спячки медведи. У зверей появились детеныши. Зайцы и белки поменяли зимнюю шкурку на летнюю.

(После того как все команды выступили, воспитатель предлагает начать составлять карту для слоненка.)

Воспитатель.

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла …

Дети. Весна.

Воспитатель. Поместим картинку с изображением весны в центр нашей карты. (Приклеивает.) Как вы думаете, почему мы начали нашу карту именно с этой картинки?

Дети. Потому, что мы будем составлять карту о весне. (Воспитатель предлагает каждой команде наклеить свои картинки на карту рядом с изображением весны и обвести их карандашом цвета команды, соединить стрелкой с центральной картинкой.)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какая карта у нас получилась?! Как вы думаете: слоненок посмотрев на карту сможет составить рассказ о весне? (Можно предложить детям не только отправить интеллект карту слоненку, но и записать звуковое письмо (рассказ о весне составленный детьми по интеллект карте.)

Вывод. Считаю: данный инновационный метод является универсальным в развитии речи детей через экологическое воспитание.