Интеграция математики с другими предметами

Татьяна СОЛДАТОВА,

учитель математики Мелекесской средней школы Тукаевского района

Как часто на уроках мы слышим: «неинтересно учиться», «мне это не надо», «а зачем это мне?» Но чтобы ребенку было интересно в предмете, педагогу нужно создать соответствующие необходимые условия: показать, насколько интересна задача, которую можно решить несколькими способами; проявить изобретательность в подходе к решению и удивить учащегося; сделать макет и помочь понять абстрактно непонятную ситуацию. Чем разностороннее учитель в технических приемах, чем больше связей с жизнью он показывает на своем предмете, тем интереснее предмет будет ученикам.

Интеграция – процесс объединения частей в целое.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

У каждого из нас есть свои методические приемы, которые позволяют успешно проводить уроки. Я хотела бы поделиться с вами опытом работы, как связать математику с другими предметами школьного курса. Для этого вовсе не обязательно проводить полноценный интегрированный урок, достаточно включить хотя бы одну «интегрированную» задачу. Есть задачи, которые можно встретить в школьных пособиях по различным предметам и даже в литературных произведениях. (Источники: комплексные работы, диагностические работы, обсуждение с коллегами проблемных зон связанных с мои  предметом)

Математика и химия. Нахождение наименьшего общего кратного при составлении формул по валентности, составление и решение пропорций, расчеты массовой доли примесей по данной массе смеси, задачи с массовой долей выхода продукта реакции, проценты.

Математика и география. Среднее арифметическое, чтение графиков, построение столбчатых и круговых диаграмм, масштаб, определение уклона и падения реки, коэффициента увлажнения, отношение площадей подобных фигур, географические координаты.

Математика и история. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой многогранной науки.

Математика и русский язык. Научить детей правильно говорить и грамотно писать нам помогут уроки русского языка. На уроках математики необходимо обратить особое внимание на реализацию этой цели. Следует требовать от учеников правильного написания математических терминов, четкого обоснования выполняемых действий, постоянного повторения правил и формулировок теорем, грамотной речи при устной работе. Очень часто ученики в слове «длина» пишут удвоенное «н». Имеет смысл разъяснить, что существуют слова «длина» и «длинна», но первое – это имя существительное и означает величину предмета, второе – краткое прилагательное, обозначающее свойство предмета (например, «дорога длинна»).

При изучении темы «Дроби» для учеников будет интересной информация о том, что в русском языке слово дробь появилось в VIII веке, и происходит от глагола «дробить» – разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». Особенно уделять внимание на применение предлогов на и из, частицы не, слов не более, более, меньше, не меньше.

Математика и литература. “Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике”, — писал выдающийся немецкий математик Карл Вейерштрасс.

Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике.

Математика и физика. Вычисления значений выражений по заданным формулам, нахождение неизвестных компонентов, чтение графиков функций, длина, площадь, объём, время, скорость, масса, перевод из одних единиц в измерения другие, соотношения сторон и углов в прямоугольном треугольнике, параллельность и перпендикулярность прямых, симметрия, отношения и пропорции, показательная функция, показательные уравнения, проценты.

Математика и биология. Межпредметная связь математики и биологии ярко прослеживается при изучении темы прогрессии. Учащиеся с интересом находят примеры чисел Фибоначчи в строении различных растений и животных. Графики, диаграммы: суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные циклы, ритмы давления, биения сердца, артериальное давление, показательная функция:  рост различных видов микроорганизмов и бактерий, дрожжей и ферментов подчиняются одному закону: N=N0ekt.

Математика и астрономия.Среднее арифметическое, чтение графиков, построение столбчатых и круговых диаграмм, масштаб, отношение площадей подобных фигур,  координаты. С помощью математики предсказывают многие астрономические явления.

Математика и технология, ИЗО. Умения и навыки вычисления, чтение графиков функций, длина, площадь, объём, масса, перевод из одних единиц в измерения другие, соотношения сторон и углов в прямоугольном треугольнике, параллельность и перпендикулярность прямых, симметрия, отношения и пропорции, проценты. Различные изображения геометрических тел, фигур, узнавать и называть отдельные геометрические тела, плоские фигуры,

Математика и информатика. Числа и величины, арифметические действия пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, таблицы, диаграммы, логические задачи.

Математика и физкультура. На уроках физкультуры учащиеся закрепляют знания о величинах (длине, массе). Величина находит здесь своё конкретное выражение особенно тогда, когда нужно пройти на лыжах, пробежать то или иное расстояние, прыгнуть, преодолев определённую высоту или длину. Уроки физкультуры позволяют практически ощутить, осознать взаимосвязь между временем, расстоянием и скоростью, о которых узнают на уроках математики.

Что же касается 10 – 11 классов, то  появилась новая дисциплина «Индивидуальный проект». Индивидуальный проект выполняется учащимся самостоятельно под руководством педагога с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

Направления проектов разнообразны.  К примеру, интеграция математики и экономики, математики и статистики, математики и физики, математики и архитектуры и т.д. В большинстве проектов так же имеется связь с информатикой.

Например, проект «Использование математических функций в жизни человека».  Такой проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, их рост в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

А в заключении хочется сказать, что включая в уроки математики подобные интегрированные элементы, реализуются требования ФГОС: развитие метапредметных связей, использование практико-ориентированных задач, формирование нравственной личности гражданина России и др.