Инновационные здоровьесберегающие технологии и спортивные игры в работе с детьми дошкольного возраста

№215

(Проектная работа)

Лариса ИВАНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №146 г.Казани

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья. Формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Современные воспитанники испытывают двигательный дефицит. Ведут малоподвижный образ жизни, так как большую часть времени проводят в статическом положении. В связи с этим участились хронические заболевания. Заболевания опорно – двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Поэтому именно сейчас необходимо заинтересовать ребенка в спортивной деятельности, используя ее моделирование, так как она будет способствовать обеспечению всестороннего физического развития ребенка, оздоровлению, воспитанию положительных нравственно – волевых качеств личности.

Актуальность проекта

В современном обществе даже взрослому порой не просто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Одной из задач физического развития дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является развитие двигательной деятельности, формирование начальных представлений о видах спорта. Дошкольный возраст является  сенситивным периодом для закаливания здоровья, овладения элементарными необходимыми двигательными умениями, приобщения к спортивной деятельности. В этом возрасте ребенок очень любознателен. Если заинтересовать ребенка, то с этого возраста он начнет свою нелегкую, длинную, но увлекательную дорогу в большой спорт. Успешность приобщения детей дошкольного возраста к спортивной деятельности зависит от моделирования данного процесса, которое, в свою очередь, способствует  развитию интереса и стремлению к участию в спортивной деятельности.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

– создание условий для становления у детей ценностей здорового образа жизни;

– развитие представления о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретение двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

– формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами;

– приобщать родителей и воспитателей к совместной работе по укреплению здоровья детей и приобщению их к спортивной деятельности.

Целевая группа проекта: дети старших групп, воспитатели, родители,

инструктор по физической культуре.

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну).

У современных детей имеются отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, координации движений и ловкости. Поэтому необходимо разработать и внедрить в практику комплекс мероприятий по формированию спортивного интереса у детей дошкольного возраста, а так же повысить активность родителей и воспитателей в совместной работе по укреплению здоровья и приобщению их к деятельности, моделируя спортивную деятельность.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. В ходе организаций физкультурных занятий и спортивных мероприятий у детей дошкольного возраста будет сформирована потребность в физической культуре и спорте.
  2. Вследствие моделирования спортивных ситуаций повысится уровень показателей физических качеств детей старшего дошкольного возраста: быстрота, ловкость.
  3. В работе по укреплению здоровья детей и приобщению их к спортивной деятельности повышается активность родителей и воспитателей.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 10 по 25 февраля).

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (с 10 февраля по 13 февраля).

– Изучить  методическую литературу в соответствии  с ФГОС ДО.

– Создать картотеку подвижных игр, в соответствии с национальным региональным компонентом (Приложение 1).

– Разработать презентации на тему: «Детям о спорте», «Спортивные объекты универсиады».

– Проведение  индивидуальных бесед с родителями по вопросам приобщения детей к спорту. Подготовить консультацию для родителей и воспитателей на тему: «Здоровый ребенок – это счастье родителей» (Приложение 2).

– Подготовить мастер- класс на тему: «Казань спортивная столица» (Приложение 3)

– Разработать конспект образовательной деятельности на тему: «Детские олимпийские игры» (Приложение 4)

– Изготовить спортивные атрибуты.

  1. Основной (с 17 по 25 февраля)

– Предоставление презентаций детям старших групп на тему: «Детям о Спорте», «Спортивные объекты универсиады».

– Проведение консультации для родителей и воспитателей на тему: «Здоровый ребенок – это счастье родителей».

– Организация мастер-класса для детей старших групп и их родителей: «Казань спортивная столица».

– Организация образовательной деятельности на тему: «Детские олимпийские игры».

– Проведение совместной экскурсии с детьми и родителями  в среднюю школу.

  1. Заключительный (25 февраля)

– Оформление фотовыставки на тему «Я спортсмен».

– Предоставление презентационного материала на педагогическом и методическом объединении.

Заключение

Вследствие  реализации  проекта у дошкольников старшего возраста будет повышаться интерес спорту, выработается  устойчивая мотивация к занятиям спортом. Положительное влияние он окажет на физические качества (быстроты, ловкости, координации). Повышается активность родителей и воспитателей в работе по укреплению здоровья и приобщению детей к спорту.  Участие родителей в совместной деятельности наполнит ее новым содержанием, позволит использовать пример взрослых в физическом воспитании детей, развивать его среди других родителей. Показ материала, мастер-класса, досуг, в котором будет спортивная деятельность, а так же совместная экскурсия в Центр гимнастики в г. Казань окажут положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате проделанной работы дети старшего дошкольного возраста начнут посещать спортивные кружки, а данный проект будет использоваться в работе с различными возрастными группами и в других дошкольных организациях.

Литература

  1. Веракса, Н.Е, Комарова Т.С, Дорофеева, Инновационная дошкольного программа дошкольного образования «От рождения до школы».Издание 6-е — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  2. Шаехова Р. К, Региональная программа дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы. – РИЦ, 2012. – 208 с.
  3. Новикова И. М, Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Шорыгина Т.А, Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. – М.: Сфера, 2015. – 64 с.
  5. Веракса Н. Е, Веракса А. Н, Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
  6. Степаненкова Э. Я, Сборник подвижных игр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Приложение №1. Картотека подвижных игр, в соответствиис национальным региональным компонентом «Шалкан» (с использованием ИКТ)

Воспитатель. Ребята, давайте, вспомним сказку «Репка», сколько героев в сказке? (с использованием интерактивной доски педагог напоминает детям, сюжет сказки «Репка»)

Объясняем правила. Ребенок стоит напротив своей команды (он «Репка»).

Первый ребёнок добегает до «Репки», оббегает ее и возвращается обратно, берет другого ребенка, вместе бегут до «Репки» оббегают ее и возвращаются обратно и т. д. пока все участники команды не пробегут, последний берёт за руку «Репку» и они все вместе бегут обратно.

Воспитатель. Наши веселые для здоровья задания закончились. В нашей встрече нет проигравших – выиграли все! Игра помогла нам подружиться со спортом, и получить несколько капель здоровья.

А как вы думаете – здоровый человек это хорошо или плохо? (Ответы детей.) Правильно!

Воспитатель.

Все сегодня удальцы!

Все сегодня молодцы!

Состязались вы с задором,

Пусть никто не стал призёром,

Вы везде сражались дружно,

Победила все же дружба.

Серый волк

На площадке на расстоянии 20 – 30 м чертят две линии. Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, волк прячется за одной чертой (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне за другой чертой. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им  выходит ведущий и спрашивает. Дети хором отвечают.

– Вы, друзья, куда спешите?

– В лес дремучий мы идем.

– Что вы делать там хотите?

– Там малины наберем.

– Вам зачем малина, дети?

– Мы варенье приготовим.

– Если волк в лесу вас встретит?

– Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

– Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут привнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

Приложение 2. Консультация для родителей и воспитателей на тему «Здоровый ребенок – это счастье родителей».

Ранний возраст – важный период в формировании личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.

Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка:

– прогрессирует понимание речи;

– обогащается активный словарь;

– начинается фразообразование;

– усложняется наглядно-действенное мышление;

– естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков;

– формируется эмоционально-волевая сфера.

Уровень сформированности двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.

Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение всего дня. Недаром говорят: «Зарядку делай каждый день – пройдут усталость, вялость, лень!». Наконец, утренняя зарядка – это первый шаг на пути к спорту.

Утренняя зарядка – самый доступный для всех вид физической культуры. Ёе можно делать самостоятельно, однако занятия физическими упражнениями в коллективе, с родителями, всей семьей проходят интереснее, веселее, продуктивнее.

«Мне надо много двигаться»

Поддерживайте ребенка в его стремлении быть активным и создавайте условия для этого. Именно движения делают ребенка выносливым, ловким, сообразительным.

Сколько должен двигаться здоровый ребенок в течение дня? Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило не вызывают у родителей тревоги: поведение у них уравновешенно, они не переутомляются, такой ребенок бегает, прыгает столько, сколько может.

Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешенны, не могут регулировать свое поведение, быстро переутомляются, не склонны к выполнению упражнений, требующих  точности, координации. Ни в коем случае резко не прекращайте двигательную активность ребенка. Переход должен быть постепенным.

Малоактивные не склонны много бегать, предпочитают играть в песочнице, что вполне устраивает родителей. Однако, надо знать, что у таких детей медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.

Как сделать, чтобы ребенок хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность детей и взрослых (предложите догнать вас). Хорошо активизируют действия малыша игрушки (мяч). Не теряйте времени, приступайте к обучению ребенка основным движениям. Прежде всего — создайте условия! В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия (каталки, машинки, ящики и коробки, дорожки из клеенки, надувные бревна, мячи…).

Движение требует пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться.

Необходимо также проводить специальные занятия, привлекать ребенка к участию в подвижных играх, делать с ним утреннюю гимнастику.

Приложение 3. Мастер класс для детей старших групп и их родителей «Казань спортивная столица».

Одним из видов соревнования, стала художественная гимнастика. Сколько ловкости нужно гимнастам, что бы управляться с гимнастической лентой. Теперь мы с вами попробуем, встанем лицом к экрану, чтобы видеть, какие геометрические фигуры будем изображать. Круг, Волна, Спираль. (Слайд)

– Молодцы! Отлично, с этим заданием мы с вами отлично справились.

– А сможем ли мы с вами на миг включить всю свою фантазию, и стать теннисными ракетками. Принимаем формы или берем в руки воображаемые ракетки. А у меня есть мячики (сделаны из бумаги).

– Молодцы! Теперь, мы, достойны, войти в коллекцию ракеток Марии Шараповой.

А в перерывах между соревнованиями, чтобы зрители не скучали, им устраивают, различные соревнования, игры, переклички и многое другое,  и мы с вами поиграем.

Наша задача лопнуть как можно больше мыльных пузырей правой рукой, при этом левую руку нужно спрятать за спину, не наталкиваясь друг на друга, и так – поехали! (Усложнение: обе руки спрятать за спину и лопать мыльные пузыри головой.)

– Следующим, событием мирового масштаба стали «Водные виды спорта» прошедшее в 2015 году в Казани.

– И мы с вами сейчас станем пловцами, поделимся на 2 команды. Вспоминаем все виды плавания. И так, каждая команда плывет по своей дорожке, вид плавания, в одной команде не должен повторяться.

– Начали!!! Побеждает та команда, которая приплывет быстрее, а зал помогает следить, чтобы не было повторов.

– Молодцы, и даже в водных видах, вам нет равных.

– Не забывайте, что в ближайшее время у нас пройдет «Чемпионат мира по футболу»

– Для этого сделаем  круг и немного разомнемся (проводится игра с воображаемым мячом). Представим, что у нас в руках мяч. Представили? Какой он? А теперь слушаем меня внимательно. Подкинули мяч, и начали, правой рукой, левым локтем, набиваем коленом, а теперь правая пятка, а теперь вот так, а потом головой.

– Вот теперь я вижу, что вы готовы к чемпионату по футболу.

И вновь собираем свои команды, один из вас будет вратарь. Ставим вратаря на вороты. И начали!!! Играем до первого гола (игра проводится фитболом).

– Каждое спортивное мероприятие сопровождает символика, а так же олимпийский огонь (факел), который символизирует мир на земле,  и мы с вами сегодня его разожжем. — Всем спасибо, за внимание.

Приложение 4. Сценарий спортивного праздника для детей старших групп «Детские олимпийские игры».

Инвентари: мячи, фишки, модули, дуги, обручи, мешочки, эстафетные палочки.

Ход праздника

(Под марш Ермолова «Так держать» дети трёх старших групп входят на площадку и втают на свои места.)

Ведущий. Приветствую вас, участники соревнований, воспитатели, болельщики! Поздравляю вас с началом летних малых Олимпийских игр!

На спортивной площадке сегодня, свои уменья совместим.

И этот славный праздник с Вами, только спорту посвятим.

Дети, ждёт нас с не терпеньем Олимпийский стадион.

В каждой группе подрастает настоящий чемпион.

1-й ребёнок.

Мы продолжим эстафету, мы страну не подведём.

Наш любимый детский садик, больше всех уверен в том.

2-й ребёнок.

На планете в мире нашем, пять материков живых.

Пять колец – какого цвета, каждый материк из них?

3-й ребёнок. Посмотрите – желтый цвет, это Азии привет!

4-й ребёнок. Цвет травы – зелёный цвет, это Австралии привет!

5-й ребёнок. А вот это красный цвет – Америка вам шлёт привет!

6-й ребёнок. Знают все, что чёрный цвет, знойной Африке – привет!

7-й ребёнок. Голубой Европы цвет, тоже шлёт нам всем привет!

8-й ребёнок. Пять колец, пять кругов – знак пяти материков.

9-й ребенок.

Знак, который означает, то, что спорт, как общий друг.

Все народы приглашает, в свой Всемирный – мирный круг.

10-й ребёнок.

Ветер крылатый мы обгоняем, первые в беге ленточки рвём,

Точно в ворота мяч забиваем,  прыгаем ловко и быстро плывем!

11-й ребёнок.

Выходя на старт отважно, к финишу спешим достойно,

В нашем садике ребята, физкультурой все довольны.

(Исполняется песня «Физкульт-ура!» (муз. Чичкова.)

Ведущий. Сегодня в наших соревнованиях принимают участие ребята трёх  групп. Давайте познакомимся с командами и поприветствуем друг друга. (Приветствие команд.)

Ведущий. На нашем празднике присутствует и многоуважаемое жюри – гости спортивного праздника, которое будет следить за ходом наших соревнований.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот сейчас и победит.

Ведущий. Стать чемпионами, мы знаем, Задача сложная для всех. Соревнованья начинаем, И твёрдо верим в ваш успех!

А начнём мы их с клятвы спортсменов:

Эй, спортсмены, подтянитесь, все смотрите на меня,

Повторим со мною вместе, клятвы добрые слова:

Ведущий.

Клянемся быть честным, к победе стремиться!

Рекордов высоких клянемся добиться!!!

Дети. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Ведущий. И конечно же нам не обойтись без спортивной разминки. (Спортивная разминка «Делаем зарядку».) 

Ведущий.

Итак, начинается забег, обязательный для всех.

Ну-ка к старту приготовьтесь! Все команды – здесь постройтесь!

Побежим мы друг за другом —  бег с препятствиями, по кругу…