Инновационные формы активизации профессионального роста молодых учителей в системе наставничества

Алсу МУХАМАДИЕВА,

методист отдела учебно-методического обеспечения управления образования Нижнекамского района

Цель: активизация профессионального роста молодых учителей  в вопросах наставничества с помощью разнообразных нетрадиционных форм работы с ними.

Задачи проекта:

– изучение факторов и проблем молодых специалистов в системе образования;

– создание благоприятных условий для работы молодых специалистов в образовательных учреждениях путем взаимодействия с органами управления образования;

– создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей молодых педагогов;

– оказание практической (методической, психологической) помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе;

– повышение уровня методической подготовленности педагогов;

– обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий путем проведения обмена опытом успешной педагогической деятельности;

– оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов, создание условий для саморазвития и самореализации.

Перечень использованных инновационных форм: педагогическая гостиная, квик-настройка, диспут, мастер-класс, ярмарка педагогических идей, педагогический ринг, союз единомышленников и др.

Ожидаемые результаты:

систематически проводится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодыми учителями, молодые учителя проходят адаптационный период уверенно, повышают уровень профессиональной подготовки, убеждаются в правильном выборе своей профессии;

– личностная адаптация молодых учителей в педагогическом коллективе;

– установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами;

– оказание практической помощи молодым учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;

– профессиональный рост молодых педагогов и мотивация на повышение квалификации.

Перспектива развития: формирование профессионально-адаптированного, компетентного педагога.

Целевая группа проекта: молодые педагоги, педагоги – наставники, руководители, заместители руководителей образовательных организаций г. Нижнекамска и Нижнекамского  района

Актуальность проекта

Молодой учитель пришёл в школу. Как бы хорошо ни был подготовлен он к работе, становление его мастерства проходит на практике, в течение всех последующих лет работы в образовательном учреждении. Именно в первые годы работы интенсивно формируются те качества, которые в будущем определят степень мастерства учителя.

Чтобы стать преобразователем, творцом, учителю необходимо овладевать закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, осмысливать их, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. А овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса молодой и малоопытный педагог сможет только через целостную систему адаптации в педагогическом коллективе.

Первый год работы молодого педагога напоминает ежедневный экзамен, испытание, которое учитель держит перед всеми участниками образовательного процесса. Это состояние может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может  также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Молодому учителю  без профессиональной поддержки опытных педагогов тяжело работать в школе. Поэтому молодому выпускнику адаптироваться в максимально короткие сроки в новых для него условиях практической деятельности поможет педагог-наставник.

Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Роль наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию. После  такой  плодотворной работы наставника и молодого педагога в течение одного года, молодые учителя станут настоящими «асами» своего дела.

Практическая значимость проекта:

в ходе выполнения проекта будут созданы условия для роста профессионального мастерства молодых специалистов. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на местах будет формироваться мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени позволит улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма;

– проект поможет и молодым учителям, и руководителю школы решать целый ряд проблем, стоящих перед молодыми учителями, будет способствовать поиску и проявлению учителями своего педагогического кредо.

Этапы реализации проекта

1-й этап – подготовительный.

2-й этап – основной (практический).

3-й этап – контрольно-оценочный.

Описание проекта «Инновационные формы активизации профессионального роста молодых учителей  в системе наставничества»

Подготовительный этап, который представляет собой создание базы данных молодых учителей начальных классов, наставников, а также выявление проблем при адаптации и становлении молодых педагогов. На данном этапе реализации проекта необходимо выработать основные направления работы по активизации профессионального роста молодых педагогов, определить цели взаимодействия участников проекта.

В ходе реализации подготовительного этапа необходимо выстроить многоступенчатое наставничество:

– руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, руководителем методического объединения, учителем ­ наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост);

– каждый специалист, осуществляющий наставнические функции, должен точно знать, в каком направлении он должен работать.

Распределение обязанностей позволит повысить эффективность работы и ускорить адаптацию молодого специалиста.

Распределение направлений работы с молодыми специалистами:

 

Директор школы: Заместитель директора по учебной работе:
•знакомит молодого учителя со школой, педагогическим коллективом;

•разъясняет права и обязанности учителя;

•определяет должностные обязанности учителя;

•назначает наставника из числа опытных педагогов;

•на педагогическом совете торжественно принимает молодого учителя в ряды педагогов школы;

•проводит работу по решению вопросов социально-бытовых проблем.

 

•определяет рабочее место педагога;

•знакомит с условиями работы;

•проводит индивидуальную работу в классах, где будет работать молодой специалист и представляет его учащимся;

•расписание уроков составляет таким образом, чтобы молодой учитель имел возможность посещать уроки у своих коллег совместно с наставником;

•посещает отдельные уроки или воспитательные мероприятия, проводимые молодым специалистом;

•знакомит с требованиями организации учебного процесса, с системой школьной отчетности.

Заместитель директора по воспитательной работе: Руководитель научно-методического объединения:
•оказывает методическую помощь при подготовке мероприятий и документации воспитательного характера;

• оказывает поддержку при работе с детской и родительской общественностью;

• оказывает помощь молодому специалисту по организации внеурочной деятельности, вовлечению детей в систему дополнительного образования;

• консультирует молодых специалистов по работе с детьми «группы риска» и неблагополучными семьями.

•вносит в банк данных необходимую информацию о молодом специалисте;

•проводит с ним индивидуальные собеседования;

•знакомит с учителями — предметниками, методической темой, с вариативными планами и учебными программами, по которым работают учителя школы;

•знакомит с планом работы школы.

 

Наставник Психолог
•совместно с молодым специалистом составляет план («дорожную карту») его профессионального становления;

•помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;

•дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу;

•вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и анализирует их;

•привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации;

•учит составлению рабочих программ;

•знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников;

•посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводит их разбор.

• по необходимости проводит консультации, тренинги.

 

 

В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют педагогической деятельности молодого специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута.

С учетом профессиональных потребностей молодого учителя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.

  1. Проводник. Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений школы, рассказать о государственно-общественном управлении образовательным учреждением, поможет молодому учителю осознать свое место в системе школы, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет более 80 %.
  2. Защитник интересов. Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого учителя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных внутри- и внешкольных мероприятиях. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 60–80 %.
  3. Кумир. Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого учителя. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 40–60 %.
  4. Консультант. За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 30–40 %.
  5. Контролёр. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 10 – 30 %.

Наблюдения, проведенные опросы и изучение опыта наставничества как формы методической помощи начинающему учителю позволяют сделать следующие выводы:

  • наставничество является успешным только в том случае, если пары создаются на основе взаимного желания опытного и начинающего учителя;
  • наставничество обеспечивает более быстрый темп адаптации начинающего учителя, овладения им нормами профессионально-педагогической деятельности, самоопределения на ту или иную методическую систему обучения;
  • эффективность наставничества зависит: от комплексности и стиля взаимодействия, равноправности позиций взаимодействия, готовности наставника самому учиться и выявлять интересные находки в деятельности подшефного, рефлексивно-проектировочного подхода к педагогической деятельности, способности в совместной деятельности выявлять и формулировать педагогические и методические задачи стратегического, тактического и оперативного уровней;
  • наставничество как форма методической помощи начинающему учителю не может ограничивать весь спектр этой помощи.

Основной этап (практический), который включает в себя ряд мероприятий направленный на оказание организационно – методического сопровождения молодых педагогов.

В процессе этапа реализации предполагается организация практической деятельности на всех уровнях системы наставничества в образовательной организации в соответствии с комплексным планом  мероприятий по оказанию методической поддержки внутри школы:

 

Мероприятие Ответственные исполнители Сроки реализации
1. Теоретико-методологический, проектировочный этап
1.1 Выявление уровня и состояния образовательного процесса, сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста, разработка основных направлений работы с молодым специалистом заместители директора по УВР, наставники сентябрь-октябрь
1.2 Сбор информации для формирования плана действий
1.3 Создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества образовательного процесса
1.4 Создание пакета локальных актов по реализации проекта
1.5 Положения:

– о критериях оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником (приложение 1);

– о Школе молодого специалиста (приложение 2);
– о проведении Недели молодого специалиста (приложение 3);
– о проведении конкурса профессионального мастерства «Зажги свою звезду» (приложение 4).

– критерии выбора наставника.

– о правах и обязанностях наставника.

1.6 Определение форм методической работы (координационно-методический совет; экспериментальная работа; групповая); массовые (семинар, педсовет, методические недели, методические совещания, информационные совещания, ярмарка педагогических идей, научно-­практическая конференция, творческие педагогические конкурсы «Педагогический дебют», «Учитель года»); индивидуальные (самообразование, аттестация, консультации, обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные программы, внутришкольный контроль) формы.    
       
2. Деятельностно-технологический этап
2.1 Организация внутришкольных семинаров, мастер-классов, вебинаров, постоянно действующих проблемных курсов для повышения профессионального мастерства молодого специалиста Заместители директора

по УВР, наставники

В течение года
2.2 Внедрение современных педагогических технологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов
2.3 Организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в зоне ближайшего развития с использованием коллективных творческих дел
2.4 Проведение мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса
2.5 Изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом.
3. Контрольно-оценочный этап, внедренческий
3.1 •                    Осуществление проблемного анализа по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур учителя заместители директора УВР, наставники, молодые специалисты Конец учебного года
3.3 Разработка рекомендаций по обновлению образовательных программ каждого учителя
3.4 Изучение и обобщение опыта работы, отслеживание результатов
3.5 Внедрение новаций в структуру и организацию образовательного процесса
3.6 Подготовка и реализация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ
3.7 Формирование банка информации об опыте внедрения программы профессионального становления молодого специалиста

 

По данному проекту любая школа может организовать работу по повышению квалификации молодых учителей.

На этапе реализации следующие мероприятия на муниципалитета:

 

№п/п Мероприятия Сроки реализации
Анализ кадрового потенциала
1.1 Проведение мониторинга и создание информационной базы данных по кадровым ресурсам:

– формирование банка данных потребности в педагогических кадрах образовательных учреждений;

– создание банка данных молодых педагогов и учителей наставников;

– создание банка данных о социальном положении молодых педагогов:

– создание банка данных достижений молодых педагогов:

– анализ обеспеченности жилой площадью молодых специалистов;

– анализ МТБ кабинета молодого специалиста;

– создание методики для оценки деятельности наставников

До 1 октября
1.2 Подготовка и размещение информации и материалов на сайте Управления образования:

– об имеющихся вакансиях в образовательных учреждениях;

– методических и информационных материалов для молодых специалистов;

– электронных методических пособий в помощь молодому учителю

Постоянно
2. Комплекс мер по методическому сопровождению молодого педагога
2.1. Разработка нормативной базы по сопровождению молодых педагогов Сентябрь
2.2 Обеспечение контроля за процедурой организации наставничества в общеобразовательных организациях Октябрь-март
2.3 Разработка индивидуального профессионального маршрута молодого педагога и его методическое и психолого-педагогическое сопровождение В течение года
2.4 Обеспечение участия молодых специалистов в конкурсах и конференциях различного уровня, семинарах, педсоветах, в работе проблемных групп В течение года
2.5. Организация тренинговых программ для молодых специалистов по адаптации, мотивации, стрессоустойчивость, эффективному общению с детьми, родителями и коллегами В течение года
2.6 Создание банка методических материалов «В помощь наставнику» В течение года
3. Комплекс мер по мониторингу эффективности реализации мероприятий комплексного плана
3.1 Удовлетворенность молодых специалистов:

– рабочим местом;

– методическим сопровождением;

– мерами социальной поддержки;

– жилищными условиями

Май
4.2 Закрепляемость молодых специалистов в образовательных учреждениях Июнь

 

Контрольно-оценочный этап, в котором анализируется выполнение проекта, определяется уровень профессиональной компетентности молодых педагогов, степень их готовности к выполнению своих обязанностей.

Заключение

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров:

– наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;

– это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

– наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.

Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность.

Проект «Инновационные формы активизации профессионального роста молодых учителей  в системе наставничества» разработан с цельюактивизации профессионального роста молодых учителей  в вопросах наставничества с помощью разнообразных нетрадиционных форм работы с ними.

Реализация данного проекта позволит решить важные задачи:

– создание благоприятных условий для работы молодых специалистов в образовательных учреждениях путем взаимодействия с органами управления образования;

– создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей молодых педагогов;

– оказание практической (методической, психологической) помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе;

– повышение уровня методической подготовленности педагогов;

– обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий путем проведения обмена опытом успешной педагогической деятельности;

– оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов, создание условий для саморазвития и с