Инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

№214

Лилия ГАТАУЛЛИНА,

старший воспитатель детского сада № 206 г. Казани

Актуальность темы обусловлена тем, что значительной частью государственной образовательной политики в России является модернизация системы дошкольного образования на основе принципов демократизации, гуманизации, индивидуализации педагогического процесса. Поэтому одной из задач обеспечения восстановления содержания и качества дошкольного образования является перевод системы дошкольного образования на путь инновационного развития, трансформация научных идей, современных инновационных технологий в практику, обеспечение инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций.

На современном этапе, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и профессионального стандарта педагога, необходимо обновление и повышение качества дошкольного образования, внедрение программно-методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и когнитивные способности детей.

Совершенствование образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом приводит к цепной реакции повышения профессиональной компетентности временного воспитателя, работающего в дошкольном учреждении. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития воспитателей дошкольных учреждений являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

В свою очередь, процесс изучения, апробации и внедрения инновационных технологий в управлении развитием дошкольной образовательной организации (ДОУ) модернизирует качество образования и значительно улучшает результаты образовательной деятельности.

Теоретические аспекты организации инновационной деятельности в ДОО

В настоящее время педагогические коллективы дошкольного образовательного учреждения интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. Поэтому основной задачей педагогов дошкольного образования является выбор методов и форм организации работы с детьми, оптимально инновационных педагогических технологий, которые в большей степени соответствуют заявленной цели личностного развития дошкольников.

Технология это набор методов, используемых в каком-либо любом деле.

Инновацияэто создание и использование нового компонента, который вызывает изменение окружающей среды из одного состояния в другое.

Инновационный процесс – это создание, разработка и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования в новое качественное состояние.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и воспитания, средств обучения; это организационно-методический инструмент организации педагогического процесса.

Инновации в дошкольном образовании предлагаются для понимания новых методов обучения, новых способов организации занятий, инноваций в организации содержания образования, методов оценки результатов обучения. Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта ДО.

Инновационные технологии в образовательном процессе — создание нового, ранее не существовавшего компонента.

Целью использования инноваций является создание условий для личностно-ориентированной образовательной среды в дошкольном возрасте, позволяющей создать условия для полноценного физического, духовного, психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развития взаимодействия между детьми, родителями, педагогами и специалистами.

Задачи:

– развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;

– воспитывать социальные и личностные качества дошкольников, способных мыслить неординарно и творчески;

– научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и творческого воображения;

– стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и иную активность детей в различных видах деятельности.

Организация инновационной деятельности 

Инновационная деятельность – это сложный целенаправленный процесс создания, использования и распространения инноваций, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что приводит к качественным изменениям в системе. Она включает в себя следующие нововведения:

– условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения;

– взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Инновационная деятельность — это процесс, который развивается в соответствии с определенными этапами и позволяет учреждению перейти на более высокий уровень развития в создании, разработке, освоении, использовании и распространении инноваций (новых методов, методик, технологий, программ). Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения является важнейшим условием совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. В современной системе образования педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, направленные на обновление содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов представления содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка. Повышение качества образования достигается за счет инновационных педагогических технологий обучения детей.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда необходимо решить какую-то проблему, возникает противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся инновациями, принято говорить, что они работают в развивающем режиме.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, естественные и неизбежные.

В результате изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не случайно, а прогнозируются управленческим персоналом на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Например, коллектив хочет изменить организацию работы с детьми, используя новую технологию, направленную на индивидуальные потребности ребенка. Для этого руководители приобретают литературу по этому вопросу; организуют свои занятия с воспитателями или подают заявку в Институт непрерывного образования на обучение своих педагогов.

Однако дошкольные учреждения часто внедряют новые технологии, не осознавая, насколько хорошо педагоги подготовлены к их восприятию.

Каждый педагог имеет право на инновации. Однако в этом случае он должен взять на себя определенные обязанности по подготовке и организации инноваций, поскольку дети становятся объектом любой педагогической инициативы.

Старший воспитатель должен определить перспективы развития детского сада с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Какую цель мы ставили перед собой при организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении?», «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?». Управленческая команда составляет «список целей». После представления команды он может провести опросник «как вы относитесь к предлагаемому нововведению?» со следующими ответами:

– я нахожу это излишним;

– есть сомнения в необходимости использования;

– есть сомнения в возможности использования;

– интерес есть;

– есть уверенность в его эффективности и необходимости использовать его на практике;

– мне трудно ответить;

– свой ответ.

Важно, чтобы цели, поставленные руководством ДОУ, позволяли вам достигать лучших результатов при равных или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых ресурсов или времени. Инновацию можно считать успешной, если она позволила решить определенные специфические задачи дошкольного образовательного учреждения.

Старший воспитатель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организационные навыки, способности, психологическую готовность к новым видам деятельности, дополнительную педагогическую нагрузку.

Знание управленческой команды своей команды, ее сильных и слабых сторон всегда высоко ценилось. И хотя руководитель на основании нормативных документов определяет функциональные обязанности каждого преподавателя, в жизни он опирается на личные, деловые, лидерские или направленные исполнительные качества человека.

Вот несколько позиций, по которым лидер может оценить педагога в какой степени ответственного подходят к делу:

– степень ответственного подхода к делу;

– отношение детей: любовь-уважение-страх;

– отношение родителей: уважение-неприятие-«нет»;

– отношение к команде: стремление к лидеру — даже отчуждение;

– хорошие манеры: тактичность — низкая культура — конфликтность;

– степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) — после убеждения — иногда;

– моральные правила: честность — невмешательство — игра в «правду»;

– общительность: открытость — сдержанность — «все само по себе».

Эта рейтинговая система является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации инновационной деятельности в команде.

С другой стороны, предъявляются требования к руководителям детских садов, которые планируют инновационную деятельность.

Должен:

– твердо знать, чего хочет достичь программа, четко формулировать, к каким результатам приведет ее реализация;

– уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли их, но и приняли, чтобы реализовать;

– уметь отличать действительно достижимые цели от недостижимых целей;

– будьте готовы предложить своим подчиненным четкую программу или план действий, основанный на интересных идеях;

— иметь в команде группу единомышленников;

— думайте с точки зрения успеха.

Важна способность управленческой команды выявлять проблемы, имеющие отношение к ее учреждению, видеть разницу между тем, что требуется, и тем, что действительно. Для этого вам нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

– что у нас есть, каких результатов мы достигли;

– что нас не удовлетворяет в нашей работе;

– что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и каких результатов мы хотим достичь.

Планирование и организация должны быть более гибкими и позволять каждому сотруднику вовлеченным в дело, активно включать их в педагогический процесс. Воспитателям и родителям предлагается представить свои предложения по планируемой инновационной деятельности.

Вводится режим самоконтроля, самооценки и профессионального контроля специалистов за конечными результатами:

– психолог следит за умственным развитием детей;

– старший воспитатель, медсестра — за здоровье детей и их физическое развитие;

– учитель-логопед-по результатам коррекционной работы.

Есть также проблемы с внедрением инноваций в дошкольном образовании:

– отсутствие или нехватка ресурсов (дидактических, материальных, технических, информационных);

– негативное отношение педагогов к нововведениям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в дошкольном возрасте;

– нежелание сотрудничать в контексте инноваций;

– отсутствие системы стимулирования инновационных педагогических навыков;

– отсутствие или недостаток знаний в области организации и внедрения инновационных процессов;

– отсутствие конкретных методов мониторинга эффективности инновационного процесса.

Какие бы проблемы ни возникали с внедрением современных инноваций, они все равно внедряются, поскольку сегодня образовательный процесс невозможен без использования инноваций.

Целью нововведений в работе с педагогическим составом является обеспечение активного участия воспитателей дошкольных учреждений в методической работе. Это способствует совершенствованию системы дополнительного образования и самообразования педагогов дошкольных учреждений через формы инновационной методической работы:

– мастер-классы и творческие курсы направлены на развитие творческого мышления и создание инновационных проектов;

– пресс-конференции помогают быстро найти информацию по конкретным вопросам, глубоко разобраться в них, обсудить отдельные вопросы с коллегами;

– игровое моделирование, деловые игры и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, в ходе которого принимаются оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» конкретную практическую ситуацию;

– проблемные ситуации;

– групповое обсуждение или мозговой штурм;

– обучение в небольших группах для повышения профессиональных навыков;

– методы работы по самообразованию.

Использование этих форм и методов обучения в процессе повышения профессионального мастерства воспитателей дошкольных учреждений обеспечивает практический характер образовательного процесса, способствует включению в инновационную деятельность и создает потребность в постоянном профессиональном совершенствовании. Основной акцент интерактивных форм — активизация учителей, развитие их творческого мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Первой эффективной интерактивной формой, внедренной в работу с педагогами дошкольных учреждений, является обучение (быстрое реагирование, быстрое обучение). Потому что современная жизнь, с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера, требует от человека любой профессии напряжения всех своих моральных и физических сил.

Педагогический кружок ориентирует воспитателей на изучение новейших исследований в области психологии и педагогики, методической литературы, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит краткости, ясности, точности высказываний, развивает изобретательность, чувство юмора. Эта форма предоставляет критерии для оценки ответов, выступлений и действий участников:

– общая эрудиция;

– опыт, навыки, умения;

– умение выходить из сложной ситуации.

Дискуссия – это спор, конфликт разных точек зрения, позиций, подходов. В педагогическом опыте широкое распространение получили различные формы дискуссий, к которым относится круглый стол. Его основная задача – развить навыки критической оценки различных подходов к решению конкретных проблем в практике ДОУ, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, создавать культуру обсуждения. Темы круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать альтернативные элементы в своей формулировке. Например, «Дошкольная образовательная организация – какой она должна быть?», «Сила личности воспитателя. Что это такое?», «Десять заповедей творческой личности. Вы согласны с ними?».

Дискуссия — это дискуссия, основанная на заранее согласованных выступлениях представителей двух противоборствующих групп.

Педагогические ситуации – это метод активизации педагогических знаний в процессе повседневного общения, взаимодействия с детьми, родителями, коллегами.

Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей. Это стимулирует учителей к творчеству и самореализации. Поэтому главным результатом Ярмарки является значительный профессиональный и личностный рост педагогов. Благодаря такой форме работы с преподавателями создаются условия для публичной презентации лучших примеров их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер-класс – познакомиться с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем, что помогло учителю добиться наилучших результатов.

Участие в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.

Лаборатория педагогического мастерства: открытые мнения участников, мастер-классы.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта актуальным стало переосмысление содержания и форм работы педагогов с детьми.

Работа с воспитанниками играет важную роль в инновациях

Каждый педагог является создателем той или иной инновационной технологии, даже если он занимается заимствованием, интеграцией нескольких известных технологий или адаптацией инновационной технологии к конкретным условиям образовательного процесса дошкольного образования. Использование инновационных технологий в работе невозможно без творчества. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, когнитивный процесс в его состоянии развития всегда будет главной точкой отсчета.

Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих технологий – предоставить ребенку возможность сохранить здоровье, развить необходимые знания и навыки для формирования основ здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают в себя все аспекты воздействия учителя на здоровье ребенка на различных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Формами работы являются недели здоровья, спортивные праздники, физкультура между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, гимнастика пробуждения, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки, совместные занятия с родителями.

Технология проектной деятельности

Целью технологии проектной деятельности является развитие и обогащение общественного и личного опыта путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия в ходе реализации проекта. Педагоги, активно использующие проектные технологии в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная таким образом совместная деятельность позволяет им лучше узнать своих подопечных и проникнуть во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность осуществляется ребенком совместно с учителем. Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом, становятся его личной собственностью и прочно встраиваются в уже существующую систему знаний об окружающем мире. Проектирование заставляет самих учителей находиться в пространстве многих возможностей и меняет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска путей решения проблем. Таким образом, проектный метод обеспечивает способ разработки DOE.

Классификация образовательных проектов:

– игры – детские мероприятия, участие в групповых мероприятиях (игры, народные танцы, инсценировки, различные виды развлечений);

– экскурсии с гидом – направлены на изучение вопросов, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

– разговорная речь – в процессе развития которой дети учатся выражать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокально-художественной (рисование), музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;

– конструктивные, направленные на создание конкретного полезного продукта: сборка скворечника, обустройство цветочных клумб.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследования в детском саду – сформировать у дошкольников базовые навыки исследовательского типа мышления. Исследования проводятся по различным темам, представляющим интерес для детей, с активным использованием экспериментальной деятельности, что позволяет ребенку лучше понимать явления и процессы окружающей действительности. Она направлена на решение проблемных ситуаций (как и с чем добраться из города в Африку? Что нужно сделать, чтобы в группе всегда был зеленый лук?).

Коллекционирование также способствует развитию познавательной исследовательской деятельности: например, мы решили создать коллекцию фотографий животных в Африке. Во-первых, давайте выясним, где можно сделать эти фотографии. Во время поиска, конечно, мы прочитаем об этих животных (почему такая окраска, чем они питаются, образ жизни). Мы разработаем дизайн альбома или выставки — мы познакомим вас с некоторыми техниками дизайна.

Моделирование — это инновационная деятельность дошкольника. Как происходят наводнения, почему животные гибнут в » нефтяных» реках… — ответы на эти вопросы легко получить, смоделировав ситуацию.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

– решение проблемных ситуаций;

– эвристические беседы;

– наблюдение;

– моделирование;

– эксперимент;

– запись результатов: наблюдения, эксперименты, эксперименты, рабочая деятельность;

– «погружение» в цвета, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые тренинги и ситуации творческого развития.

Личностно-ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей системы дошкольного образования, которая заключается в обеспечении комфортных условий в семье и дошкольном учреждении для реализации природных потенциалов ребенка. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающейся предметно-пространственной среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту ДО.

Свидетельством использования этих технологий являются карты индивидуальных траекторий развития дошкольников, высокие показатели мониторинга, позитивный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребенка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте личность ребенка выходит на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В связи с этим игры выполняют множество познавательных, воспитательных функций. В саду часто используются всевозможные дидактические, заборные, подвижные, народные игры.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, характером. Она включает в себя постепенное:

– игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, отличительные признаки предметов, сравнивать их, сравнивать;

– группы игр для обобщения объектов в соответствии с определенными характеристиками;

– группы игр, в ходе которых дошкольники развивают способность отличать реальные явления от нереальных;

— группы игр, способствующих самоконтролю, быстроте реакции на слово, фонематическому слуху, сообразительности и т.д.

Обучение в игровой форме может и должно быть интересным, увлекательным, но не увлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разработанные для обучения дошкольников, содержали четко определенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр, чтобы учитель мог быть уверен, что в результате ребенок получит гарантированный уровень усвоения того или иного содержания о предмете. Конечно, этот уровень достижений ребенка должен быть диагностирован, и технология, используемая учителем, должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми аспектами воспитательной и воспитательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологическое портфолио дошкольников и педагогов

Цель использования этой технологии — собрать все достижения субъекта образовательного процесса в единое целое, представив таким образом тенденцию результатов обучения.

Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в различных видах деятельности, его достижений, положительных эмоций, возможность заново пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный путь развития ребенка.

Существует несколько функций портфолио:

– диагностика (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);

– информативный (раскрывает весь спектр выполненных работ);

– оценка (показывает диапазон навыков и способностей ребенка).

Технология «портфолио воспитателя»

Современному образованию нужен педагог нового типа: творческий мыслитель, владеющий современными образовательными технологиями, методами психолого-педагогической диагностики, методами самостоятельного построения педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать их конечный результат.

У каждого педагога должна быть документация достижений, отражающая все радостное, интересное и достойное того, что происходит в жизни педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в различных видах деятельности (учебной, воспитательной, творческой, социальной, коммуникативной) и является альтернативной формой оценки профессионализма и эффективности работы учителя.

Информационно-коммуникационные технологии.

Мир, в котором развивается современный ребенок, в корне отличается от того, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию как к первой статье дополнительного образования: обучение с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и т.д.). Использование ИКТ на занятиях в дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий.  Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, презентаций, фильмов позволяет пробудить активный познавательный интерес детей к изучаемым явлениям. Методы визуального сопровождения материала позволяют добиться длительной концентрации внимания детей, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребенка, что способствует более сильному закреплению новых приобретенных знаний. Компьютер не может и не должен выдавливать работу по развитию мелкой моторики, общению взрослого и ребенка «с глазу на глаз».

Информатизация общества ставит задачи перед педагогами дошкольных учреждений:

– идти в ногу со временем;

– стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;

– формировать основы информационной культуры своей личности;

– повышение профессионального уровня учителей и компетентности родителей.

Решение этих задач невозможно без обновления и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Блокнот или интерактивная папка – это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: карманы, дверцы, конверты и т.д.

Тетрадь – это результат совместной деятельности учителя и детей. Собирает материал по определенной теме. Этот метод дает ребенку возможность познакомиться с наглядным материалом – он сам решает, как общаться с тетрадью, складывая и открывая те или иные детали по своему усмотрению.

Ноутбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать вам об этом в будущем. Такой интерактивный компонент часто используется на заключительном этапе проектной деятельности. Ноутбук подходит для использования в возрастных группах разного возраста. Например, информацию можно распределить аналогичным образом: для младших дошкольников выберите конверты с изображениями животных внутри, а материал оставьте для детей постарше, где им нужно применить навыки чтения, счет.

Экспериментальная деятельность – одно из любимых занятий дошкольников, потому что в природе детей заложено проводить эксперименты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой выполненной работы является подведение итогов и составление выводов. Обычный способ – это вербальный метод. Инновационным является использование так называемых карточек записи результатов, которые в последнее время становятся все более популярными. Это графический метод. Информация, составленная таким образом, легче запоминается.

Инновационная деятельность – это комплекс практических мер, направленных на использование научно-технических результатов для получения новых или улучшения существующих продуктов, технологий и методов управления. Инновационная деятельность организации включает в себя применение инноваций (изменений в системе), экспериментальную проверку эффективности и возможности использования инноваций в различных подразделениях. Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации является важнейшим условием совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Общей целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и достижение лучших результатов.