Инновационная деятельность в Татарстане

Ленар ГАЙСИН,

председатель республиканского совета общества изобретателей и рационализаторов РТ, кандидат технических наук

Наиль ГАЗЕЕВ,

заместитель председателя республиканского совета общества изобретателей и рационализаторов РТ, доктор экономических наук, профессор

Сегодня научно-инновационный потенциал Республики Татарстан представлен развитой сетью научных и образовательных организаций, высококвалифицированными кадрами, крупными и малыми инновационно-активными предприятиями, а также широким спектром научных и инновационных разработок во всех отраслях экономики.

Республиканский совет общества изобретателей и рационализаторов РТ активно сотрудничает с предприятиями и учреждениями республики в активизации изобретательской и инновационной деятельности, создании объектов интеллектуальной собственности и их использовании в хозяйственном обороте. Это стимулирует развитие экономики республики и открывает возможности для ее выхода в число российских технологических лидеров.

В прошлом г. число заявок, поданных из РТ в Роспатент составило на изобретение – 808 (20,47% от общего числа заявок, поданных заявителями Приволжского федерального округа – I место среди регионов округа).

В целом по России по подаче заявок на объекты промышленной собственности РТ занимает IV место после Москвы (12681), Санкт-Петербурга (1735) и Московской области (1497).

За последний год. заявителям РТ было выдано 882 патента на изобретения.

В базу «Перспективные изобретения Российской Федерации за  год» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, составленную ФИПС и насчитывающую 225 изобретений, от Республики Татарстан вошли 4 изобретения (3 – от юридических лиц, 1 – от физического лица).

В целом по России по уровню коэффициента изобретательской активности Республика Татарстан (3,32) занимает VII место после Москвы (12,5), Санкт-Петербурга (5,46), Томской (5,22), Воронежской (3,42), Ульяновской (3,36) и Ивановской (3,34) областей.

По данным формы федерального статистического наблюдения №4-НТ (перечень) «Сведения об использовании интеллектуальной собственности») по видам интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, базы данных, программы для ЭВМ) в 2015 г. в Республике Татарстан использовано 1872 объекта интеллектуальной собственности, в т. ч. изобретений – 1040, полезных моделей – 496, промышленных образцов – 49, баз данных – 35, программ для ЭВМ – 252.

По этому показателю наша республика  занимает I место в Приволжском федеральном округе, а в целом по России – III место после Москвы и Санкт-Петербурга. При этом число использованных изобретений за последние 5 лет. увеличилось чуть ли не вдвое: с 562 до 1040.

Ускорение внедрения новых эффективных научно-технических разработок, технологических решений актуально для всех промышленных предприятий Татарстана. Однако, к сожалению, еще не все руководители предприятий, организаций и учреждений республики понимают, почему так важны объекты интеллектуальной собственности. Поэтому одним из приоритетных в деятельности совета является развитие просветительской и образовательной деятельности в области интеллектуальной собственности.

В рамках федеральной целевой программы развития образования на 2016 –2020 гг. в Татарстане формируется система дополнительного технического образования детей и молодежи, развития научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях. Советом предусмотрены средства на конкурсную поддержку инновационных инициатив муниципальных образовательных учреждений, премии организациям, которые реализуют и распространяют передовую практику дополнительного технического образования и изобретательской деятельности детей и молодежи. Для лучших изобретателей среди молодежи учреждена именная стипендия совета им. академика Академии наук Республики Татарстан, заслуженного изобретателя республики И.Б.Хайбуллина. Обновляется содержание дистанционного дополнительного инновационного образования на всех уровнях (дошкольного, начального, среднего и старшего школьного возраста, студентов и работающей молодежи). Совет совместно с научно-педагогическим сообществом и представителями бизнеса разрабатывают образовательные программы технической и естественно-научной направленности, способствующие развитию интеллектуальных, творческих способностей детей и молодежи.

Продолжается планомерная работа по созданию площадки, которая предоставила бы будущим инженерам возможность дистанционного дополнительного инновационного научно-технического самообразования. Такой площадкой в пршлом году стали открытый институт изобретательского творчества и детская инженерная школа, созданные при совете в рамках реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей и молодежи». Взаимодействие с образовательными организациями через Интернет способствует доступности дополнительного образования и позволяет обучить все большее число детей по инновационным программам эколого-технической направленности. На официальном сайте совета (http://www.oirrt.ru) созданы условия для развития неформального дистанционного научно-технического образования молодежи, разработаны и реализованы программы и учебно-методические комплекты для развития технического творчества. Цель организации этих общественных институтов – совершенствование республиканской инновационной политики в области дополнительного технического образования подрастающего поколения и содействие формированию творческой личности на основе системы ценностей новаторства, изобретательства и рационализаторства.

Совет организует и проводит слеты, конкурсы, олимпиады, которые представляет собой систему ежегодных профессиональных соревнований. В числе таких мероприятий следует назвать:

– республиканский смотр на лучшую постановку изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы среди предприятий и организаций РТ;

– республиканский конкурс «Молодежь промышленных предприятий Республики Татарстан» совместно с Министерством промышленности и торговли;

– республиканская олимпиада юных изобретателей «Кулибины XXI века» совместно с Министерством образования и науки, Республиканским центром внешкольной работы и КФУ;

– республиканский конкурс проектов по развитию технического творчества подростков и молодежи совместно с Министерством по делам молодежи и спорту;

– республиканский конкурс «Мир техники глазами ребенка» совместно с Министерством по делам молодежи и спорту;

– форум молодых рационализаторов и изобретателей совместно с Министерством по делам молодежи и спорту и региональной общественной организацией «Союз молодежи предприятий и организаций Республики Татарстан»;

– республиканский конкурс «Лучшее изобретение года» совместно с Министерством экономики.

Президиум совета в 2015 г. принял решение об организации и проведении новых ежегодных республиканских конкурсов и утвердил «Положение о республиканском конкурсе на соискание звания «Лауреат премии Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан среди молодежи» и «Положение о республиканском конкурсе на соискание звания «Лучший изобретатель среди студентов, аспирантов и молодых ученых».

Министерством образования и науки РТ одобрены учебно-методические пособия, разработанные советом[1]. Они созданы на основе достижений современной науки и передового педагогического опыта опираются на концепцию инновационного, личностно-ориентированного образования школьников, используют методики теории решения изобретательских задач.

Чтобы стимулировать деятельность школьников в области изобретательства и рационализаторства, развивать систему научно-технического творчества у детей и подростков по предложению совета Министерством образования и науки РТ утверждены: «Положение о детском республиканском бюро изобретателей и рационализаторов РТ» и «Положение о рационализаторских предложениях для учащихся общеобразовательных школ РТ». Следуя этим документам, организована целенаправленная работа в образовательных учреждениях, выявить талантливых школьников-инноваторов всех возрастных категорий из разных регионов республики.

Значительная работа по развитию инновационных подходов в школьном и вузовском эколого-техническом образовании, профессиональной ориентации молодежи проводится в лицее № 145 г. Казани и на кафедре общей химии и экологии КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева[2]. С 2010 г. в лицее № 145 был организован научно-технический кружок инженерного творчества, деятельность которого имеет конкретный результат: получены более 10 патентов на изобретения и полезные модели. Учащиеся лицея становились победителями республиканских научно-технических олимпиад и конкурсов, лауреатами Всероссийских и международных инновационных форумов и научно-практических конференций.

Все выпускники этого кружка, после получения аттестата о среднем образовании, поступают в различные вузы на технические специальности, сознательно сделав свой выбор. По результатам работы кружка было опубликовано методическое пособие для руководителей образовательных учреждений системы министерства образования и науки Республики Татарстан[3].

Значимое место в дополнительной профессиональной образовательной деятельности общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан (ОИР РТ) занимает подготовка кадров в сфере интеллектуальной собственности. Совет осуществляет обучение слушателей по 120-часовой программе дополнительного образования Открытого института изобретательского творчества при совете на курсах подготовки патентоведов и организаторов изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятиях и в организациях в соответствии с лицензией министерства образования и науки РТ. Уже подготовлено более 300 специалистов в области интеллектуальной собственности.

И в последующие годы меры по поддержке дистанционного дополнительного инновационного образования детей и молодежи и повышению его качества будут продолжены.

Важным аспектом инновационной деятельности в рамках заключенного правительством Республики Татарстан с Роспатентом соглашения о сотрудничестве является деятельность в республике опорных организаций, с которыми ФИПС заключил договоры о взаимодействии. Это ТПП РТ и Татарстанский центр научно-технической информации.

В 2014 г. заключены договоры о сотрудничестве, включающие основные положения по организации деятельности базовых центров поддержки технологий и инноваций. Кроме того, изобретательство и рационализация в Республике Татарстан получают развитие на основе научно-технического сотрудничества совета с РГАИС, Федеральным центром технического творчества учащихся (Москва), Академией наук РТ, Институтом развития образования, татарстанской региональной общественной организацией «Инженерно-техническое содружество по инновационной деятельности».

Для эффективной реализации инновационной политики Республики Татарстан необходимо усилить международное и межрегиональное научно-техническое сотрудничество, подготовить совместные проекты инновационного развития, наладить обмен научно-технической информацией, проводить совместные исследования и прикладные разработки. Все это будет способствовать повышению инновационно-инвестиционного потенциала РТ, что, в свою очередь, приведет к развитию региона и повышению его конкурентоспособности.



[1] Аюпов М.Ю., Газеев Н.Х., Заббаров А.Ф., Нуруллин Р.Г. Природа – источник патентов: Пособие для учителей биологии (на татарском языке). Казань: Школа, 2007; Аюпов М.Ю., Газеев Н.Х., Заббаров А.Ф., Нуруллин Р.Г. Мы – дети природы: Пособие для уроков биологии, географии и экологии (на татарском языке). Казань: Школа, 2007; Аюпов М.Ю., Газеев Н.Х., Заббаров А.Ф., Нуруллин Р.Г. Задачи для размышления: Пособие для учителей средней образовательной системы и школьников (на татарском языке). Казань: Школа, 2007; Аюпов М.Ю., Газеев Н.Х., Заббаров А.Ф., Нуруллин Р.Г. Учись изобретать: Пособие для учителей и учащихся (на татарском языке). Казань: Школа, 2007.

[2] Аюпов М.Ю., Нуруллин Р.Г., Газеев Н.Х. Юным изобретателям (на татарском языке). Казань: Ихлас-Идел-Пресс, 2015.

[3] Валиуллина Н.В., Газеев Н.Х., Мингазетдинов И.Х., Смирнова С.В. Инновационные подходы в экологическом образовании Республики Татарстан: Образовательная и исследовательская деятельность в МБОУ «Лицей № 145» Авиастроительного района г. Казани: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. Казань: изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2012.