Инновационная деятельность в работе с одаренными детьми

№67

Алсу РАХМАНОВА,

учитель химии и биологии гимназии № 10  г. Казани

На сегодняшний день в нашей стране очень актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Не только для одаренного ребенка, но, а также и для общества в целом раскрытие и реализация их талантов играет важную роль. При работе по развитию детской одаренности одной из главных причин является неготовность педагога к такому виду деятельности. Целями образования в современных условиях является воспитание творческого человека, который способен решать проблемы и брать ответственность на себя.

Что же такое одаренность? Это качество, которое определяет, на сколько человек может достичь высоких результатов, в своей деятельности по сравнению с другими участниками. Одаренный ребенок отличается от своих сверстников более глубокими познаниями, наивысшим интересом, очевидными достижениями. У таких детей, как правило, имеются свои мысли, свои точки зрения, которые отличаются от общепринятых. Они могут увлечься тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Такие дети обладают отличной памятью, красивой продуманной речью. Они могут широко пользоваться накопленными знаниями, обобщать и классифицировать информацию и опыт, что и привлекает к ним особое внимание. Одаренные дети уже с детских лет начинают всем интересоваться, они часто читают разные энциклопедии, словари, ищут интересующую их информацию в Интернете, а также предпочитают игры, которые способствуют развитию мышления.

Талантливые дети очень любят работать с необычными, сложными заданиями. Они к такой работе приступают с особым удовольствием и трудности их не пугают. Также одаренного ребенка отличает упорство, повышенность внимания, степень погруженности в ту и ли иную работу. Но, несмотря на все это, иногда у таких детей не все получается. В такой момент они нуждаются в понимании и некоторой помощи со стороны взрослых.

Есть такое мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых. Однако такие ребята наиболее чувствительны к оценке их работы, поведения, мышления. Одаренным детям часто кажется, что все против них, что их никто не понимает. В результате чего они производят впечатление непоседливого ребенка. Для них не существуют стандартные правила поведения, они будут делать все так, как сами посчитают нужным.

Формы работы с одаренными детьми могут быть различными:

– педагогическое сопровождение одаренного ребенка;

– работа по индивидуальным планам;

– участие в олимпиадах;

– исследовательская деятельность;

– групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.

Как показывает опыт, талант раскрывается полнее и шире в том случае если работа с одаренным ребенком начата раньше. Безусловно, чтобы помочь дарованию найти применение его таланта, педагогу необходимо использовать личностно-ориентированный подход в работе с каждым талантливым ребенком. И при такой постановке работы, каждому учителю, несомненно, приходится много работать над собой, чтобы развивать исходные возможности ученика.

В каждом ребенке в той или иной степени есть какие-то таланты, совсем неодаренных детей не бывает. Главная задача учителя – найти точку применения природного таланта. Если говорить в частности о химии, дар, полученный при рождении может быть самым разным. Например, ребенок усидчив, хорошо воспринимает информацию, запоминает и воспроизводит накопленные знания, но при этом может плохо владеть экспериментом. А бывает наоборот, ученик имеет средний уровень знаний, но при этом у него замечательно, получается, работать руками. В плане химического эксперимента такие дети просто неоценимы. С этими детьми очень хорошо готовить самые разные проекты. Бывает, что ученик владеет ораторским искусством и может отвечать на непростые вопросы, только благодаря таланту оратора. Такие дети будут великолепно себя чувствовать на различных диспутах, конференциях, везде, где применимо ораторское искусство. Дети с математическим складом ума, могут хорошо решать самые сложные задачи по химии (ЕГЭ, олимпиада), но при этом не очень хорошо разбираться в химизме процесса. Чисто гуманитарный талант, тоже может найти свое применение на уроках химии. Такие дети, как правило, обладают хорошей фантазией. Им можно давать творческие задания, такие как, написать сценарий для внеклассного мероприятия по химии, сочинить стихи на какую-либо химическую тему. К каждому ребенку нужно найти свой ключик. И это очень сложный и кропотливый процесс, к сожалению, недоступный всем учителям. Процесс обучения одаренных детей должен быть максимально продуманным, должны учитываться индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Таких детей нужно воспринимать, не как учеников, а как собственных коллег.

При работе с талантливыми детьми возникает ряд проблем: проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Иногда учителя не могут выделить одаренных детей из общей массы, так как они не знают их особенности. А некоторые учителя при работе с одаренными детьми лишь увеличивают количество заданий, а не качество. Хорошим учителем для одаренных детей является тот учитель, который глубоко знает и любит свой предмет. Он должен меньше говорить и меньше давать информацию, так как в основном дети должны работать сами. Редко отвечать на вопросы и в большей мере предоставлять это учащимся. Нужно закидывать их открытыми вопросами, и необходимо понимать каким путем ученики пришли к данному ответу.

Многие учителя пытаются прореагировать на каждое слово ученика, а учителя одаренных детей должны с особым вниманием и интересом выслушивать их ответ до конца, но, не оценивая, показать, что ответ принят. Только в таком случае ученики начинают общаться друг с другом, комментируют ответы, высказывания своих одноклассников, что показывает меньшую зависимость от преподавателя.

Учебная программа одаренных детей сильно отличается от стандартных программ. Такие дети обладают некоторыми особенностями, поэтому программы обучения должны отвечать непосредственно их потребностям и запросам. При обучении одаренных детей особое внимание необходимо обращать на такие стратегии как ускорение, углубление и обогащение. Каждый урок должен отличаться значительным разнообразием от предыдущего. Групповые формы работы, самостоятельная познавательная деятельность, диалоги, дискуссии должны получить большое распространение.

Конечно, для таких одаренных детей понадобятся современные учителя, которые будут глубоко владеть психолого-педагогическими знаниями, понимать особенности развития учащихся, и быть глубоко эрудированным в других областях деятельности. Они должны быть способны помочь обучающимся найти себя в жизни, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком. Великодушные, внимательные, отзывчивые, восприимчивые к интересам школьников и ко всему новому учителя – главная особенность современной школы.

Развитее одаренного ребенка не должно определяться только школой, неоценима роль семьи в этом процессе. В некоторых школах проводят мероприятия, которые направлены на сотрудничество с родителями: познавательные, творческие, спортивные мероприятия.

В заключении, хотелось бы сказать, что неоценима роль и работа учителей с одаренными детьми, которая требует от учителей личностного роста, глубоких и постоянно обновляемых знаний по своему предмету, а также тесное взаимосвязи с родителями и другими учителями ребенка.