Информационные технологии как средство формирования метапредметных образовательных компетенций учащихся при изучении математики

 №42

Альфия ХАБИБУЛЛИНА,

учитель математики высшей квалификационной категории лицея №177 г. Казани, кандидат педагогических наук

ФГОС ООО устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы. Отдельные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом.

Метапредметные результаты – умения и навыки, которые формируются в различных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников. Подобные умения, результаты проходят «красной нитью» через все учебные дисциплины и внеурочную работу. Они основаны на деятельностном подходе и формированием у ребят универсальных способов действий (средств), применять различные способы умственной деятельности, соответствующие социальному заказу общества и нынешней экономики.

Под метапредметными результатами подразумевают:

  • самостоятельность, основанную на способности учащихся определять пути и способы саморазвития;
  • инициативу – выстраивание своей образовательной траектории
  • ответственность – умение формировать моральную и процессуальную готовность принимать решения в нестандартных ситуациях.

Практика показывает, что ученики V–VI классов, которые, казалось бы, должны уже с начальной школы владеть этими умениями бывают сильно озадачены, получая упражнения на применения методов мышления. Таких  как анализ и синтез, систематизация и классификация, обобщение и конкретизация и др. И учителям среднего звена приходится порой с чистого листа начинать формировать эти умения. А ведь эти методы формируются при работе с различными видами информации. Но согласитесь, что читать диаграммы и графики, составлять инструкции, формулировать гипотезы и т.п. возможно только при наличии данного блока заданий в учебном курсе. На одном-двух заданиях не научишь. Процесс должен идти системно, возможно, средствами различных предметных дисциплин. Либо с помощью занятий по внеурочной деятельности.

Поскольку в последние годы компьютеры и  электронные доски, веб-камеры и планшеты стали распространенными средствами обучения, то встает вопрос о целесообразности их использования на каждом этапе урока.

Формирование метапредметных компетенций предполагает особую активность, как правило, познавательную.  Поощрять собственное видение инициативу способов действий. Различные виды инициатив: инициатива в применении средств и способов в ракурсе дисциплины, инициатива в отношении самосовершенствования, инициатива за пределами курса, предложение коммуникативной инициативы все это становится предметом оценки.

Информационная компетентность свойственна людям, умеющим оптимально использовать данные и  современные технологии их хранения  при решении  учебных задач.

Коммуникативная компетентность свойственна человеку, который способен формулировать ту или иную задачу организационного либо социального взаимодействия. Уметь ставить цели коммуникативного взаимодействия, учитывать намерения и способы коммуникации участников взаимодействия выбирать адекватные стратегии общения, оценивать успешность взаимодействия.

Информационная компетентность основана на  двух структурах:

• для добывания знаний и  информации нужно:

          – составлять план поиска информации, грамотно делать поисковые запросы, отбирать формы и способы получения информации; уметь работать с поисковыми системами интернета, интернет-сайтами, справочниками, видео- и аудиозаписями и т.д.; анализировать сообщения, выделять из них необходимую для решения поставленной задачи информацию, находить причинно-следственные связи; отсеивать лишние данные;

 – анализировать достоверность информации, сопоставлять мнение автора текста со своим видением проблемы; определять принципиальные нестыковки разных точек зрения в разных информационных источниках;

 – определять соответствие данных, представленных различными способами (словесный текст, диаграммы, таблицы, графики, рисунки, схемы); уметь преобразовывать базы данных из одних форм представления в другие;

• для формирования представления и передачи информации нужно:

– высказывать и аргументировать высказывания с применением анализа информационных источников, эксперимента или наблюдения;

– создавать сообщения, определять его вид, определять форму представления информации (текст, анимация, фотография, рисунок, схема, видео- аудиозапись, компьютерная презентация);

 – определять средства для создания сообщения, соответствующего предполагаемой форме (аудио-, фото-, видеоаппаратура, мультимедиа-проекторы, компьютеры с соответствующим программным обеспечением,  планшеты и т.д.).

Большие успехи информационной системы образования привели к стремлению расширять объемы информации, что приводит к необходимости совершенствовать умения работать с этой информацией:

Ò               выделять главное;

Ò               отсеивать второстепенное.

Поговорим о целесообразности применения интерактивной доски при формировании метапредметных компетенций. К сожалению, некоторые учителя в нарушение всех нормативных требований СанПИН в течение всего урока держат в рабочем состоянии интерактивную доску, что совершенно недопустимо. Как же оптимально ее использовать на различных этапах урока? Во-первых, не стоит применять интерактивную доску вместо обычной меловой доски для записи формул или классического решения задачи. Во-вторых, применение интерактивной доски предполагает, как правило, фронтальную форму работы. Поэтому на этапе контроля за индивидуальной траекторией развития школьника целесообразнее применять дифференцированный подход с использованием индивидуальных заданий. Рассмотрим поэтапно урок математики в рамках ФГОС ООО:

1. Этап определения темы и цели урока. На этом этапе оптимально применить электронную доску по методикам «Заполни пропуски», «Допиши фразу», «Составь фигуру» и т.д.

2. Этап открытия новых знаний. Полезно «проявлять» формулы, рассматривать готовые графики и чертежи, методики «Продолжи текст» и  «Заполни пропуски»,

3. Этап первичного закрепления темы урока. Это именно тот этап урока, на котором использование интерактивной доски не только рекомендуется, но и наиболее целесообразно.

4. Этап самопроверки и контроля. На данном этапе применение электронной доски возможно, но   затруднит оценить индивидуальные знания детей. Методика «Построй, отметь, соотнеси»

5. Этап подведения итогов. (На усмотрение учителя.)

Применение ИКТ во внеурочной деятельности.

Возможности сетевых ресурсов, в частности, платформы DESMOS, позволяют привлекать ребят к проектной деятельности по математике. В рамках авторской программы «Экология и математика» у ребят есть возможность защитить проект «Социальный плакат» по экологический тематике. Этот сетевой ресурс позволяет создавать плакат с использованием графиков и рисунков с применение редактора формул. Примеры приведены на скриншотах.