Индивидуальный проект в формате сетевого взаимодействия
Индивидуальный проект в формате сетевого взаимодействия
Салимя КУРБАНОВА,
учитель химии Лесхозской
средней школы
Арского района РТ
Я хочу представить опыт работы по новому предмету «Индивидуальный проект», который появился в школьном расписании в 2020 году, третий год. Тогда у меня возникло много вопросов: что это за предмет, в чем его особенность? Что на нем изучают? Выставляются ли по нему оценки? Как организовать работу по данному предмету?
О том, что индивидуальный проект появится в школьной программе, было известно еще в 2012 году, когда утверждался ФГОС среднего общего образования. «Учительская газета» писала, что он должен стать вершиной всего обучения в школе. Выполняя индивидуальный проект, учащийся демонстрирует предметные знания и сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Уже тогда началась разработка нормативной базы для преподавания нового предмета. Основа нормативной базы для введения нового предмета – это, прежде всего, ФГОС и примерная основная образовательная программа. Предмет вводится локальным актом образовательной организации. В учебном плане СОО на изучение дисциплины выделено 2 часа. Наша школа приняла решение, предмет изучать по одному часу в 10 и 11 классах. Рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету. Но мне хочется рассказать о путях которые помогли ответить на многие вопросы.
С 2014 года я реализую дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности. Она не ограничивается сопутствующими кружками внеурочной деятельности и дополнительного образования, а реализуется через сетевое взаимодействие с профильными вузами республики ФГБОУ ВО «КНИТУ», ГБУ Институт проблем экологии и недропользования АН РТ, предприятиями ГБУ «Арский лесхоз» РТ, Северным территориальным управлением МЭ и ПР РТ, исследовательскую и проектную деятельность экологической направленности.
Группа старшеклассников занимаются в Профессорской школы на кафедре ХТД ФГБОУ ВПО «КНИТУ» под руководством заведующего кафедрой ХТД профессора, доктора технических наук Башкирова Владимира Николаевича. Занятия ведут профессорско-преподавательский состав. Занятия ведутся по двум направлениям: теоретическая и практическая части. Составлена программа по элективному курсу «Технология химической переработки древесины». Данный курс включает материал, не содержащийся в базовых программах школьных дисциплин, содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к лесу, то есть к дереву как источнику сырья. Материал курса интегрируется со следующими предметами: химией, биологией, географией, экологией [1].
Практическая деятельность разнообразна по своей специфике и содержанию: учащиеся занимаются научно-исследовательской работой. Тематика научных исследований связана с вопросами базового предприятия Арский лесхоз РТ. Тема наших проектов была «Комплексное использование биомассы древесины основных лесообразующих пород Арского лесхоза РТ». Мы изучали свойства древесины Нижнекамского лесхоза и сравнивали со свойствами образцов нашего лесхоза. В этом учебном году мы работали с невостребованной перестойной древесиной мягких лиственных пород осины и липы. Ежегодно мы готовим 2–3 экологических проекта. В Профессорской школе занимаются учащиеся 8–11 классов. Галимов Ильяс занимается с 7-го класса. Первые наши учащиеся учатся уже на шестом курсе магистратуры КФУ, КНИТУ. Занятия с профессорско- преподавательским составом кафедры помогают нам добиваться успехов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
С 2015 года ребята занимают призовые места на Поволжской экологической научно-практической конференции имени А.М.Терентьева, секция «Промышленная и химическая экология». Межрегиональные юношеские научно-исследовательские чтения им. Каюма Насыйри, секция «Экология» и «Экономика». Ежегодно участвуем в конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды. КНИТУ», номинация «Древесина». Галимов Ильяс в течении последних лет является победителем регионального этапа Всероссийского лесного конкурса в номинации «Лесоведение».
С ребятами ходим на экскурсии в Арский Лесхоз, где учащиеся знакомятся с производственными участками, функционирует музей Леса. Музейные уроки формируют познавательный интерес, на основе которого у учащихся закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней. Все музейные уроки направленны на расширение кругозора учащихся, формирование патриотических чувств
Лариса Петровна была начальником летней профильной химической школы старшеклассников Орбиталь имени П.А.Кирпичникова. Там учились и отдыхали девочки наши ученицы. Через них состоялось наше знакомство. Так мы пришли на кафедру органической химии. В прошлом учебном году Алина выполнила проект под руководством Ларисы Петровны. В этом году два проекта.
Вторая большая группа учащихся работает с ГБУ Институт проблем экологии и недропользования АН РТ. В течение нескольких лет учащиеся при поддержке Северного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ проводим исследования гидрохимического режима верхнего течения реки Казанка и ее притоков (Пшалымка, Ия, Кисьмесь, Атынка, Верезинка, Культесинка, двух озёр на территории поселка Урняк). Они включают полевые и лабораторные исследования и последующую оценку качества воды рек. Многолетний мониторинг позволил установить наличие биогенного загрязнения ряда притоков Казанки под влиянием сельскохозяйственной деятельности на их водосборах. Зиннатов Марат ученик 11 класса стал призёром заключительного этапа ВСОШ по экологии (2017 год) Зиннатов Марат, Хафизов Разиль призеры регионального этапа ВСОШ по экологии.
Ежегодно наши учащиеся принимают участие в Поволжской научной экологической конференции школьников им. А.М.Терентьева.
В 2019–2020 учебном году Хафизов Разиль (ученик 11 класса), стал победителем Российского национального юниорского водного конкурса, в номинации «Охрана и восстановление водных ресурсов в бассейне реки Волги имени профессора Н.И. Найденко. Зиннатов Марат и Хафизов Разиль являются обладателями гранта Президента РФ и учатся в Институте экологии и природопользования КФУ. В 2022–2023 учебном году Хафизова Зулейха 9 класс стала призером и обладателем специального приза имени Героя Советского Союза летчика-космонавта Валентины Терешковой.
Выполнение индивидуального проекта предполагает несколько этапов:
1 этап – выбор темы; выбор руководителя проекта; разработка плана реализации проекта; разработка плана реализации проекта связан с проблемами Арского Лесхоза РТ.
2 этап – поиск и анализ необходимой литературы; апробация метода исследования; согласование с руководителем рабочих материалов; проведение исследования работы в ВУЗовских лабораториях; оформление работы
3 этап – редактирование и оформление текстовой части; подготовка презентации проекта; подготовка выступления; консультация научным руководителем, предварительная защита и защита.
В этом учебном году появился маленький опыт. Учащиеся 10 класса помогли выполнить проектную работу своим младшим братьям (каскадное взаимодействие). Также в этом учебном году в 10-ых и 11-ых классах обучаются
6 учеников. Из них 4 проекта выполнены в рамках предмета индивидуального проекта. 2 проекта на кафедре органической химии КНИТУ.
В сетевом взаимодействии есть свои плюсы. Научный руководитель, научная лаборатория, общение с профессорско-педагогическим составом, которые всегда рады прийти на помощь. Есть некоторые трудности. Удаленность от города, нужен транспорт, взрослые для сопровождения. В этом году расписание работы в лаборатории было с 13.00 до 15.00 по субботам. На помощь приходила Алина. Она сама занимается в лаборатории и курирует наши проекты.
Предмет – индивидуальный проект набирают силу в начале пути, реализация сетевого и каскадного взаимодействия позволяет мне вести предмет Индивидуальный проект на высоком уровне.