Индивидуальный подход в дошкольном образовании

Индивидуальный подход в дошкольном образовании

Алина МИННУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №175

г. Казани РТ

Индивидуальный подход – психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебной и воспитательной работе учитываются личностные особенности каждого воспитанника. Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества.

Результаты современных психолого-педагогических исследований убедительно доказывают необходимость реализации индивидуального подхода не только в обучении, но и в воспитании детей.  Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.

При определении подходов к понятию «воспитание» также большую роль играют связи теории воспитания с другими отраслями научного знания.

С социальной точки зрения воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

С психологической точки зрения воспитание – процесс целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с ним.

При индивидуальном подходе основываются на положительный качествах ребёнка. Педагог должен выявить яркие черты каждого ребёнка и на их основе укреплять в нём веру в собственные силы и возможности. Это способствует развитию творческой деятельности, активности и т.д.

Педагог должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Учитывать индивидуальные особенности ребёнка важно в любом возрасте.

По мнению Е.А.Аркина в изучении индивидуальности ребёнка важен контакт. Под контактом нужно понимать установление таких отношений, при которых ребёнок видит во взрослом лицо, глубоко заинтересованным им.

К индивидуальной работе необходимо подключать и родителей. Можно организовать совместные выставки; проводить беседы, консультации.

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством воздействия на каждого воспитанника, с учётом его особенностей и условий жизни.

Разностороннее, гармоничное развитие ребёнка является одной из важнейших целей воспитательного процесса. Существует прямая зависимость между физическим, нравственным, умственным и эстетическим развитием ребёнка.

Физическое развитие тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что влияет на умственное развитие, формирование характера ребёнка, обеспечивает охрану и укрепление здоровья.

В нравственном воспитании у детей-дошкольников формируются моральные нормы, опыт поведения, отношение к окружающим людям, формируется воля.

Умственное воспитание формирует интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

Эстетическое воспитание – важнейшая часть развития ребёнка, оно способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми с разных возрастов.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, является органической частью педагогического процесса, помогает вовлечь всех детей в активную деятельность.

Данный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты дифференцированного подхода к детям:

– понимание, признание и принятие детей;

– любовь к детям;

– основательные теоретические знания;

– способность педагога размышлять и умение анализировать.