ИКТ-компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта

№ 136

Милавша НАЗМУТДИНОВА,

заместитель директора по национальному образованию гимназии №10 г. Зеленодольска

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ образования согласно профессиональному стандарту является владение педагогом ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

ИКТ-компетентность или по-другому ИКТ-грамотность педагогов представлена четырьмя уровнями развития этой  компетентности:

Базовая ИКТ-компетентность (пользователь) – педагог с данной компетентностью лично заинтересован в обучении ИКТ и использовании их в учебном процессе. Он имеет представление о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владеет технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Майкрософт Офис (MicrosoftOffice), использует сеть Интернет и цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности.

Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант) –педагог проявляет устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, занимается поиском педагогических технологий, адекватных современным ИКТ. Такой педагог владеет способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владеет основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщает и распространяет положительный опыт использования ИКТ в изучении предмета, владеет разнообразными приемами сетевого взаимодействия. Также он умеет давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ.

Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор- наставник) такой педагог желает передавать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся. Он умеет самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владеет разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владеет способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации.

Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь)педагог твердо убежден в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желает быть активным участником сетевых педагогических сообществ. Создает информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса, владеет приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ. А также умеет анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса образовательного учреждения, и ищет пути их решения.

Требования профессионального стандарта педагога предполагают наличие как минимум базовой ИКТ-компетентности:

– умение использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии (электронные, образовательные и информационные ресурсы);

– умение находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы);

– умение вести учебную, планирующую документацию на электронных носителях;

– умение заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами;

– знание методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов;

– знание основных принципов и технических приемов создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов);

– знание основных технических средств обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целью и направленностью программы в целом или определенного занятия.

Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги. Также профессиональный стандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды.

Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога – технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе). Наиболее обоснованным, исчерпывающим и комплексным подходом к определению содержания ИКТ-компетенций педагога можно считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть аспектов работы педагога:

– понимание роли ИКТ в образовании;

– учебная программа и оценивание;

– педагогические практики;

– технические и программные средства ИКТ;

– организация и управление образовательным процессом;

– профессиональное развитие.

С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательного учреждения, которые обусловлены с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде:

1. «Применение ИКТ» – требует от педагога способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.

2. «Освоение знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.

3. «Производство знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

Мировое педагогического сообщество, в качестве приоритетного направления, рассматривает компетентностный подход к профессиональной подготовке. Под компетентностью в данном случае понимается совокупность качеств педагога, которые дают понятие о его опыте, уровне профессиональной подготовки и общей культуре, достижениях в творчестве. В мировой педагогической среде компетентность личности является центральным понятием, так как она:

– является совокупностью практической и интеллектуальной составляющей образования;

– включает идеологическое объяснение образования и его результат на выходе;

– позволяет включить в себя близкие знания, которые относятся к различным сферам культуры и деятельности человека.

Повышенное внимание уделяется информационной компетенции личности, ведь она является базовой для получения других ключевых компетенций. Соответственно, если человеку удалось в совершенстве овладеть информационной компетенцией, то он сможет стать успешным в любой профессиональной области.

Для формирования информационной компетентности важен личностно-деятельностный подход, который имеет прямую зависимость от качества и степени применения технологических средств в образовательном процессе, от отслеживания учебных достижений учащихся, а также от наличия разработок новых методик и технологий обучения. Результатом этой деятельности должны стать уникальные информационные продукты, например, методики и диагностические программы, которые позволяют оценивать качество и состояние образовательного процесса. А подготовить на высоком уровне такие материалы без достижения высокой информационной компетентности просто невозможно.

С информационной компетентностью напрямую связан и культурологический подход, направленный на формирование личности педагога. Учитель, который обладает высокой педагогической культурой, способен как сохранить культурные образцы деятельности, так и воспроизвести их, а также самостоятельно их создавать, что проявляется в разработке авторских методик, технологий и систем.

В этой связи при рассмотрении информационной компетентности в тесной взаимосвязи с личностно-деятельностным и культурологическим подходом ее следует признать неотъемлемой частью информационной культуры педагога, которая является более широким понятием.

С учетом развития современного информационного общества и ориентируясь на социальный заказ можно считать, что педагог обладает нужным уровнем информационной культуры, если он соответствует следующим требованиям:

– способен самостоятельно осуществлять поиск новой информации (в том числе в сети Интернет) по своему предмету;

– эффективно и грамотно проводит структурирование, систематизацию и обобщение информации и представляет ее учащимся в удобном и понятном виде;

– разбирается в обучающих пакетах программ, электронных учебников и пособий, которые рекомендованы Министерством образования РФ, а также знает, как применить их в учебном процессе;

– умеет и знает, как пользоваться интернет-ресурсами и информационными технологиями при обучении другим дисциплинам;

– самостоятельно может разработать небольшие, но важные программные средства, необходимые в учебном процессе;

– может подобрать наиболее удачную и полезную программную среду при выполнении разнообразных задач.

В состав информационной компетентности также можно включить следующие элементы:

– постоянный интерес и личную потребность в приобретении новых знаний и умений, касающихся информационных и технических средств;

— совокупность знаний, которые способны отразить систему информационного общества;

– постоянную поисковую познавательную деятельность, в том числе накопление опыта поисковой деятельности в области компьютерных технологий и технических ресурсов;

– наличие опыта по линии «человек-компьютер».

Под информационной компетентностью педагога следует понимать тип организации своих предметно-специальных знаний, благодаря которым удается принимать взвешенные и правильные решения в ходе выполнения профессионально-педагогической деятельности.

Информационная компетентность является частью его профессиональной компетентности и включает такие слагаемые, как:

– четкое представление об основных методах и понятиях, используемых в информатике, а также наличие теоретических знаний об этой научной дисциплине;

– владение различными способами представления информации, ее безопасное хранение, обработки и передачи при помощи компьютерных технологий;

– наличие навыков работы на компьютере и базовое представление об операционных системах, операционных оболочках и доступных программах;

– знание о том, как можно представить информацию в глобальной сети;

– умение организовать индивидуальную работу учащихся в интернете и посредством доступных интернет-технологий;

– применение ИКТ в организации учебных занятий, учитывая специфику преподаваемого предмета и возрастные особенности обучающихся.

Современной системе образования также необходимо уделять внимание необходимости развития информационной среды, разработке методик, которые смогут ее гармонично интегрировать в культурное наследие человечества, а также будут способствовать творческому развитию личности.