Игрушки

№ 112

(Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи)

Рузалия МУСИНА, учитель– логопед  I квалификационной  категории детского сада №376  г. Казани

Цель: закрепить знания о игрушках, пополнить активный и пассивный словарный запас детей.

Коррекционно – образовательные задачи:

Активизация словаря по теме «Игрушки». Обобщить знания детей об игрушках, частях из которых они сделаны, их значении в жизни детей.

Коррекционно – развивающие задачи:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, развитие восприятия целостного образа, зрительного внимания, слуховой памяти. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук, формирование правильного выдоха.

Коррекционно – воспитательные цели:

Формировать положительную установку ребенка на участие в занятии. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Картинки демонстрационные. Конверты с разрезными картинками игрушек.

Стол, мячи, массажные шарики Су–Джок.

Возраст: 5–7 лет.

Ход занятия

I.       Организационный момент:

Логопед приглашает детей пройти в кабинет, а там по всему кабинету разбросаны игрушки.

–Ребята, кто–то играл здесь и не убрал за собой

– Разве можно бросать игрушки?

– Нет.

– Правильно каждая игрушка должна лежать на своем месте, помогите мне убрать их (дети подходят к своим местам). Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.

II.      Основная часть:

Логопед. Итак, ребята, сядет тот, кто сможет назвать ласково своих соседей.

(дети называют своих соседей ласково)

–Молодцы, садимся на места.

– Посмотрите внимательно у меня на доске картинки с изображением игрушки. Чтобы разгадать какое слово я загадала, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.

– Скажите, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м), яблоко (я), чебурашка(ч) Прочтем слово – МЯЧ. (Один ребенок вызывается к мольберту и выставляет буквы).

– Правильно, это мяч!

– А вот и наш друг Мики (логопед показывает персонажа). Но где же твоя подружка?

– Привет, ребята, мы с Мини решили поиграть с вами в прятки.  Мини уже спряталась. Отыщите ее.  А чтобы вам было проще, я вам подготовил подсказки!

–Ну хорошо, принимаем твою игру.

1 подсказка–записка.

– А вот и наша 1 подсказка. Предлагаю посмотреть, какие мячи здесь есть. Ребята, а чем они похожи друг на друга?

– Они все круглые.

– А чем они отличаются друг от друга?

– Они все сделаны из разного материала.

– Правильно, давайте назовем из чего сделан мяч?

Логопед: если мяч сделан из резины, значит он какой?

Ребенок: резиновый

Логопед: если из кожи?

Ребенок: кожаный

Логопед: а если из пластмассы?

Ребенок: пластмассовый.

Логопед: найдите мне самый колючий мяч.

После этого дети показывают на шарик су–джок.

– А вы знаете, что это не простой мячик – это специальный шарик для массажа ладоней и пальчиков и даже ступней, который называется Су– джок, он похож на мяч своей формой. И я предлагаю поиграть с ним.

Есть у нас игрушки –

Это погремушка,

Это толстый мишка,

Это чудо – книжка,

Это неваляшка,

Это кукла Машка (загнуть пальцы на правой руке)

Раз, два, три, четыре, пять (загнуть пальцы на левой руке)

Будем с мячиком играть

Колечками:

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят.

Тут медведь, и Чипполино,

И веселый Буратино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять —

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

– Посмотрите, на следующую подсказку – воздушный шарик.

(Достает из коробки воздушный шарик.) Скажите, а шарик тоже похож на мячик? Чем?

–Формой. Тоже бывает круглый.

–Я вам предлагаю надуть наши животики как шарики. Давайте попробуем. (Дети сидя на местах проделывают упражнение.)

Вдохнули через носик – надули шарик, выдохнули через ротик– сдули шарик. Вдохнули хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.

Игра

Дети стоят в тесном кругу, взявшись за руки; делают глубокий вдох, отступают на шаг назад — остановиться, на выдохе сжимают круг.

2-ая записка. Педагог достает игрушку козу и зайца с запиской. Вспомнить игру, связанные с этими животными «коза–заяц». Ребята совместно с педагогом проигрывают игру.

– Ребята, Мики рассказал мне, что пока они плыли по морю с Мини, случился страшный шторм.

Давайте мы с вами покажем какой шторм бывает в наших стаканчиках.

– Ребята, в нашей коробочке я вижу вот такой мешочек, а в нем язычок. Кажется я поняла, мышонок хочет вас проверить и посмотреть как вы выполняете гимнастику для язычка).

Дети, не глядя, отбирают из мешочка игрушки для каждого упражнения.

Давайте немного отвлечемся. Поиграем в эхо

Бьет волшебный барабан: Бан! Бан! Бан! (Громко и размеренно)

Дети.        Бан! Бан! Бан! громко

Педагог.    А волшебный барабам: Бам! Бам–бам! тихо

Дети.        Бам! Бам–бам! (В заданном ритме)

Педагог.    А волшебный барабум: Бум–бум! Бум!

Дети.        Бум–бум! Бум! (В заданном ритме) еще тише

Педагог.      А волшебный барабух: Бух–бух–бух… (Шепотом быстро)

Дети:      Бух–бух–бух…

 

Логопед. Вы были внимательным “эхом”! Молодцы!

 

–Учитель–логопед: следующая 3-я записка: «Посчитай игрушки!»

Давайте посчитаем с вами игрушки (Дети считают 1 мяч, 2…, 3…, 4…, 5…)

(слайд 4)

– Ребята, игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать).

У нашего друга есть такие игрушки, которым нужна помощь. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Поможем Мики?

–И теперь, когда все игрушки починены, я предлагаю вам немного подвигаться вместе с нашими игрушками–зверятами.

Физ. минутка

Вот солдатики шагают:

Ножки четко выставляют. (Маршировка на месте или по кругу.)

Повязав платки в горошки,

В пляс отправились матрешки. (Ритмичная ходьба с поворотами туловища; руки на поясе.)

На носочки, Ванька–встанька,

А потом на пятки встань–ка. (Перекатывание на месте с носков на пятки и наоборот.)

И юла плясать пустилась:

Завертелась, закружилась. (Круговые поскоки.)

Вот поехала машина

Без мотора, без бензина. (Семенящий бег с имитацией вождения.)

Зазвенели погремушки. (Резко и ритмично встряхивать руками перед собой, стоя на месте.)

Тише всех стоял Петрушка. (На вдох плавно поднять руки, на выдох — опустить.)

4 записка Сухой бассейн «ответь чьи это игрушки»

Игра «лишний предмет».

 

Машинка, юла, кубики, яблоко

Названия каких игрушек начинаются на гласный звук

А каким цветом обозначаем?

Вспомним правило

Ребята, а это задание лично от меня. Я вам  предлагаю сейчас вам немного подвигаться. Сейчас каждый подойдет к столу и возьмет понравившуюся игрушку. Посмотрите внимательно и скажите, что она умеет делать. (Дети подходят и берут любую игрушку со стола.)

– У меня юла. Она может кружиться. (Ребёнок кружится.)

– А у меня мяч. Он умеет прыгать и скакать. (Ребёнок прыгает.)

– У меня неваляшка. Она умеет качаться. (Ребёнок качается.)

– У меня кукла. Она умеет танцевать. (Ребёнок танцует.)

– У меня мишка. Он умеет рычать. (Ребёнок изображает мишку.)

Робот–

Самолет–

Лошадь–

Задание – Ребята, давайте возьмем игрушки с подоконника и распределим их красиво, по полочкам. Но не просто, а играя в слоги. На 1-ую полку «отправим» игрушки, в названии которых одна часть – один хлопок (один слог), на 2-ой полке – две части – два хлопка, на 3-ей – три части–три хлопка, на 4-ой – четыре.

Появляется Мини.

Учитель–логопед: «Ну, наконец, ты появилась! Хорошо, что с тобой все в порядке».

Итог:

Скажите мне, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети перечисляют. А о какой игрушке мы говорили больше всего? – правильно о мяче. Как называется волшебный шар, с которым мы с тобой отправились в сказку?  Правильно Су-джок. Для чего мы играли с шариком Су-джок? – Чтобы тренировать пальчики, чтобы потом правильно говорить.

А теперь я попрошу вас оценить наше занятие. Пусть каждый выберет из корзины мячик, соответствующей оценке и ответит понравилось ли вам занятие или нет. Если красный мячик – то все понравилось, было легко, и понятно. Желтый – было интересно, но кое-что не понятно или что-то не понравилось.