Игровые технологии в обучении английскому языку

№ 129

Оксана КРЮЧКОВА,

воспитатель детского сада №130 г.Казани

Обучение детей английскому языку – это непростое дело, которое требует определённого методического подхода. Но какой бы ни была методика, с какой бы возрастной группой ни работал педагог, без игровых заданий не обойтись. Игра создает прекрасные условия для овладения языком  в дошкольном возрасте. Использование игровых технологий повышает интерес детей к занятию. Дети овладевают речевыми навыками в процессе общения во время игры. Использование игры значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Так же игровые технологии «оживляют» занятия, поддерживая положительный и эмоциональный настрой детей. Задача педагога сделать свой предмет более интересным, вызвать интерес у детей. Играя, ребенок осваивает формы и величины предметов, их расположение, различает цвета и звуки, познает первые слова, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный и развивающий потенциал – это понять природу счастливого детства. Любая игра имеет определенную цель, а также элемент удовольствия. Игра является средством всестороннего воспитания детей  дошкольного возраста. Игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Поэтому я считаю, что игра является ведущим методом обучения дошкольников иностранному языку

На своих занятиях я стараюсь использовать всевозможного вида наглядности: карточки на разные темы, пластиковые, мягкие и пальчиковые  игрушки, кубики, рисунки и т.д. Кроме того я смотрю, чтобы игра соответствовала возрасту детей и изучаемой теме.

Как педагог, который преподаёт английский язык  дошкольникам, я рассматриваю использование игровых технологий неотъемлемой частью своей работы.  Я стараюсь создать «ситуацию успеха» для каждого участника игры; обеспечить личностный рост каждого воспитанника; формировать и совершенствовать основную речевую деятельность: аудирование, говорение.

Из своей практики расскажу о тех играх, которые вызывают интерес у дошкольников.

В начале занятия я, как правило, провожу фонетические игры. Например, к нам на урок приходит какой-нибудь волшебный зверь и просит детей повторять за ней. Так мы учимся произносить звуки.

В игровой форме можно провести разминки и физкультминутки. В младших группах мы с детьми поём песни «Walking, walking, hop…», «Head, shoulders, knees and toes», «I can run» и др.  с мультимедийным сопровождением. С помощью таких физкультминуток мы изучаем глаголы движения, части тела и другие темы.  В старших группах начинаем изучать «Opposites» — противоположности. Дети повторяют за воспитателем слова и движения. Таким образом, с помощью таких разминок происходит актуализация или закрепление лексики.

Больше всего мне нравится лексические игры. Вводя на занятии новые слова, я использую принцип визуализации. Это можно сделать, используя на занятии разнообразные картинки или игрушки. После того, как я ввожу новые слова, дети проговаривают их несколько раз. Это можно сделать, используя игровые приёмы. Например: дети могут передавать друг другу мячик, называя слово, либо можно устроить соревнование по тому, кто громче произнесёт слово.

Чаще всего мы играем в следующие лексические игры:

1.Whatsmissing?  (Что пропало?)

Ход игры: перед игроками раскладываются карточки или предметы. При раскладывании карточек проговариваем it’s (a  book), it’s (an eraser)  и т.д. Затем говорим: «Close your eyes, please».  Когда дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну карточку и говорит: «Open your eyes! What’s missing? ». Дети должны сказать, что пропало.

2.Maggiesays.

Ход игры: воспитатель даёт инструкцию, что надо делать, но дети выполняют их, если воспитатель говорит сначала Maggie says.

Например: Maggie says walk! (дети выполняют действие)

And now swim! (дети эту команду не выполняют, так как не было слов Maggie says).

3.Whatsinabox?

Ход игры: Предметы находятся в коробке. Каждый ребёнок по очереди с закрытыми глазами берёт предмет (например: овощи и фрукты) и пытается на ощупь определить то, что находится в коробке. Воспитатель задаёт вопрос: What is it? Is it a vegetable or fruit? What colour is it? При этом ребёнок не просто называет слово, но составляет простые предложения: It’s a carrot. It is vegetable. It is orange.

4.Угадай, чтоярисую.

Ход игры: ведущий или воспитатель рисует то, что загадал. Задача детей – как можно быстрее догадаться, что рисуют и назвать слово.

5.Кубики.

Ход игры: Дети по очереди подходят к столу, берут кубик, на гранях которого наклеены картинки с изображением предметов одежды, животных и т.д. Затем подбрасывают кубик и называют слово на английском.

Также для развития лексических навыков можно использовать игры на липучках, которые развивают зрительную память, мелкую моторику рук, логическое мышление. Шаблоны для таких игр можно скачать в интернете. Их нужно заламинировать, чтобы подольше сохранились, и приклеить на них липучки на клеевой основе.

Играть с этими шаблонами можно по-разному. Самый лёгкий способ  знакомство с ними- расставить их на свои места, то есть приклеить их на липучки. Приклеивая картинки, дети запоминают новые слова. С помощью таких игр можно изучить цвета, цифры, фигуры, алфавит, слова на разные темы, собрать пазлы и т.д.

В отдельную группу можно выделить ролевые игры. Как правило, я прибегаю к ролевым играм в самом конце изучения темы для закрепления полученных знаний. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, то есть разыгрываются ситуации, типичные для окружающих (продавец и покупатель), а иногда она может быть  театрализованной:  с конфликтом, кульминацией, развязкой. Примеры сюжетно – ролевых игр: «At a shop», «At the museum», «At school», «Hospital», «Fashion show» , «At the circus» и др.

Я работаю по учебнику Мещеряковой  «I can sing». Использую эту книгу как дополнение к занятиям. Мы с детьми слушаем песни, поём, учим слова и в конце года ставим мюзиклы. Это музыкально-сценические  представления, в котором используются разнообразные выразительные средства музыки, хореографического, драматического искусства.

Игра в театр развивает личность ребенка, прививает любовь к литературе, музыке, театру, развивает артистические навыки детей.

Наибольшую пользу при работе с детьми  принесут занятия с забавными стихами, считалками, договорками. Забавные для детей не по содержанию, а по рифме, ритму и звукам.

Так же неотъемлемой частью занятий является использование подвижных активных детских игр для изучения английского языка.  Подвижные игры, снимая статические нагрузки и утомление от них, улучшают психоэмоциональное состояние, значительно влияют на уровень усвоения информации,  так как способствуют повышению внимания, которое у дошкольников носит неустойчивый характер в силу психофункциональных особенностей.  На занятиях я провожу следующие подвижные игры:

1.Run – Freeze

Ведущий говорит: «Run!» и все игроки начинают бегать до тех пор, пока не услышат: «Freeze! Animals!», после чего принимают позу любого животного. Ведущий должен отгадать каждого животного, задавая вопросы: «Are you a dog….?» Дети отвечают: «Yes, I am / No, I am not». Вместо животных можно загадывать профессии, музыкальные инструменты, виды спорта и многое другое.

2.Edible – Inedible

Игра «Съедобное – Несъедобное» будет не менее интересна и на английском языке. Бросая игрокам мяч, ведущий называет съедобные и несъедобные предметы. Если он называет что-то съедобное, ребенок должен поймать мяч и сказать Yummy , если несъедобное – отбросить, сказав  Yucky.

3.Colours

Ведущий называет цвет (red, blue, yellow…). Игроки должны найти любой предмет названного цвета, прикоснуться к нему и назвать (red shirt, blue bag, green wall).

В заключении хочется отметить ещё раз, что игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку. Они очень разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы. Применение игровых технологий дает хорошие результаты, повышает интерес учеников к изучению языка, концентрирует их внимание, повышает активность. А так же вносит в урок элемент соперничества, позволяет сконцентрировать внимание ребят на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Если приложить чуточку усилий и фантазии, можно превратить изучение языка в веселое и увлекательное занятие. Дети полюбят английский и будут заниматься с удовольствием!