Играй, гармонь любимая!

№ 115

Гульнара АХМАДЕЕВА,

зам. директора по эстетическому воспитанию, учитель музыки I квалификационной категории татарской гимназии №14 им. Хади Атласи г. Бугульмы

Цели мероприятия. Ознакомить учащихся с историей создания гармоники. Расширить знания учащихся о разновидностях гармоник. Побудить интерес учащихся к изучению народных инструментов.

Оборудование. Различные виды гармошек (тальянки, хромки, саратовские гармошки, баяны), плакаты, рисунки.

Ход мероприятия

(Исполняется танец «Гармонь».)

1-й ведущий.

Йөрәкләргә рәхәт тула

Гармунда бер уйнасаң.

Телгәли ул йөрәкләрне

Уйный белеп уйнасаң.

2-й ведущий.

Выразительный и страстный

То тихоня, то буян,

То немыслимый романтик

Всех чарующий баян.

1-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались на праздник, который мы назвали «Играй, гармонь любимая!». Здесь вы познакомитесь с историей гармони, узнаете о ее разновидностях, услышите о ней стихи и песни, а также исполнение наших юных музыкантов.

(Обработка песни «Кил, иркәм». Исполняет ансамбль баянистов.)

2-й ведущий. Без гармошки и его разновидности баяна, аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни праздника, ни концерта художественной самодеятельности. Кажется, что гармонь существовала всегда, а между тем это один из молодых музыкальных инструментов.

А без гармошки как без ложки,

А без гармошки свет не мил.

А кто же, милая гармошка,

Тебя придумал, сотворил?

1-й ведущий. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Ее первым изобретателем был Фридерик Бушман. Он изобрел гармонику напоминавшую детскую игрушку. Но его гармошка была несовершенной и как нередко бывает, в технике идею подает один, а разрабатывает ее другой, гармоника Бушмана попала в руки венскому мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее и назвал аккордеоном. На его аккордеоне уже можно было играть – правда простые мелодии. Здесь хотелось бы уточнить то, что аккордеон мы привыкли считать более современным инструментом, а оказывается, что с него-то все и началось.

2-й ведущий. А сейчас посмотрим, как же гармоника попала в Россию.

Произошло примерно то же самое, что происходит сейчас с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники – не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако, здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром – очень скоро из экзотического инструмента гармошка превратилась в народный инструмент.

Ох, эти планки пальцем тронь,

Весь день не снимешь руку.

И не уймешь ее, гармонь,

Любовь твою и муку.

И ты нежно заиграла

И зажгла в сердцах огонь.

Вот за что тебя люблю я,

Наша милая гармонь.

(В исполнении баяниста звучит «Кадриль» (В.Темнова.)

1-й ведущий. Так гармошка превратилась во всеми любимый народный музыкальный инструмент. А обязаны мы этим не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там, услышав ее, выторговал. Привез домой и как всякий любознательный мастер, разобрал инструмент и, изучив его, сделал такой же. Очень скоро изготовление гармошек в Туле стало повальным увлечением, а затем начали открываться первые фабрики по изготовлению их. Фабрики открывались и в других городах, стали появляться ее разновидности, потому что в каждой области ее подлаживали под свои напевы. Так, появились саратовская, елецкая, вятская гармоники. Отличаются они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда название двухрядка, трехрядка). А в 1907 году Белобородов создал хроматическую гармошку, которая явилась предшественницей современного баяна. Этот инструмент состоит их трех частей. Правая сторона имеет два ряда. В левой стороне – кнопки для аккомпанемента и мех. При растяжении меха образуется сжатый воздух, создающий вибрацию металлических язычков. В результате возникает звук.

(Обработку татарской народной песни «Алмагачлары» исполняет ученик на хроматической гармошке.)

2-й ведущий. Еще одной разновидностью гармоники является аккордеон. Этот инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки, а звучание его серебристое, приятно вибрирующее, которое называется разливом.

Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармони?

Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения. Особенность гармони в том, что у нее нажатием одной кнопки левой руки извлекается не один звук, а целый аккорд (т.е. созвучие трех звуков). Это делает более легким исполнение простых музыкальных произведений – песен, танцев.

Во-вторых, даже первые, несовершенные инструменты обладали ценной особенностью, они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться мехом.

В-третьих, привлекалась неприхотливость инструмента. Гармоника десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. А мы знаем, что любой струнный инструмент приходиться каждый раз подстраивать перед игрой.

В-четвертых, играть на ней можно не только сидя, но и стоя, еще и приплясывая при этом. Какими-то из этих качеств обладают и другие инструменты. Но сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой.

Так постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие. И вот в 1905 году музыкант Яков Орланский-Титаренко делится с гармонным мастером Петром Стерлиговым идеей нового инструмента. Появляется инструмент, который назвали баяном в честь древнерусского певца-сказителя. Вдвоем они создали инструмент с самого начала настолько совершенный, что он в принципе не изменился до сих пор хотя улучшения, конечно, были (есть инструменты с пятью рядами, обогащенные различными регистрами). И этому инструменту стало доступно все от сложных классических произведений до простых народных мелодий.

(Попурри на татарские мелодии исполняет ученик на баяне.)

1-й ведущий. Баян – это инструмент, звуки которого проникают глубоко в душу каждого человека. На нем прекрасно звучат произведения различного характера, будь то светлые лирические или задорные плясовые.

Ох, гармошка, чудо-встряска,

Пальцы вверх и пальцы вниз.

Где гармошка – там и пляска,

А без пляски – что за жизнь.

Уйна, дустым, гармуныңны

Без жырлаган көйләргә.

Без жырлаган, сез уйнаган

Калсын сагынып сөйләргә.

(Вальс «Яшьлек» исполняет ученик на баяне.)

2-й ведущий. Большую роль баян сыграл во время Великой Отечественной войны. Война – это тяжелое испытание для всего народа, в т. ч. и для артистов, выступать приходилось в трудных условиях: на передовых позициях, при переездах под огнем противника. На фронте чувства обострены, каждое доброе слово согревало бойцов, и обаятельные звуки гармоники особенно быстро находили путь к сердцам людей. В стихотворении В.Степанова «Баян» в простой повествовательной форме раскрывается отношение к этому инструменту:

В грязи буксовали машины,

Стихал огневой ураган.

В Полесском селенье нашли мы

Потрепанный русский баян.

Его из немецкой землянки

Достал мой, товарищ сапер,

И ласково корпус и планки

Шершавой полою протер.

И, тронутый теплым участьем,

Баян на коленях бойца

Запел и заплакал от счастья

И дрогнули наши сердца.

Он пел в разоренном Полесье

Под небом от горя седым.

Свободные русские песни,

В плену не забытые им.

Он пел на заре переливно

О кленах, о Туле родной…

Он с песней дошел до Берлина

И с песней вернулся домой.

(«На сопках Маньчжурии» В. Шатрова исполняет ученик на баяне.)

1-й ведущий.

Их, гармуннар уйный белсәм,

Моңлы жыр сузар идем.

Моңсызларга моңнар биреп,

Бер җырлап узар идем.

Яңгыратып бистәләрне

Гармун уйный кичләрен.

Көмеш телле гармун сөйли

Яшь егетнең хисләрен.

(Исполняется песня «Гармунчы».)

1-й ведущий. Как вы уже заметили, на баяне прекрасно звучат произведения как татарского, так и русского народов. Нам уже известно, что баян создали русские мастера, но он настолько полюбился татарскому народу, что мы стали считать своим родным.

История татарской гармони связана с именем Михаила Вараксина. Это мастер, который делал гармошки у нас в Поволжье. И его гармошки были очень популярны.

В 1934 году в г. Казани открывается фабрика музыкальных инструментов, где наряду с другими музыкальными инструментами стали производить тальянки, хромки.

Делом распространенным стало изготовление гармошек в Татарстане отдельными молодыми мастерами: в Казани – Вагизом Нигматзяновым, в Сарманове – Сагетдином Камалетдиновым, в Арске  – Салихом Валеевым.

Особой национальной гордостью татарского народа является тальянка. Этот инструмент родом из Италии отсюда и название итальянка. Он настолько полюбился татарскому народу, что мы стали считать его своим родным. Он также как и все гармоники состоит их трех частей, но в отличии от баяна, хромки у него правая сторона имеет один ряд, состоящий из 12 или 16 клавиш. А теперь давайте послушаем, как он звучит.

(«Башкирский танец» ученик исполняет на тальянке.)

2-й ведущий.

Туган жирем – Идел буе,

Һәр телнең бар туган иле.

Туган жирнең кебек назлы,

Жырдай моңлы татар теле.

(«Идел вальсы» Г.Ильясова исполняет ансамбль баянистов.)

1-й ведущий. Халкыбыз ижатының сихерле көзгесенә бер карасаң, татар халык жырларының моңын куңелең белән тойсаң, милли уен-биюләрен күрсәң, бу көзгедән тиз генә аерылам димә. Анын сихри көче дә шунда: ниндидер бер көч, гармун тавышы булып, үз артыннан ияртә, моң булып күңел кылларына кагыла.

2-й ведущий. Дорогие ребята, наше путешествие в страну гармоники подходит к концу. Мы с вами познакомились с историей возникновения гармоники, с ее разновидностями хромкой, тальянкой, баяном, аккордеоном, а также узнали о роле ее в жизни людей.