Играем, правила дорожные изучаем!

 

(Занятие в средней группе)

Алсу РИЗАЕВА,

воспитатель I квалификационной категории Рыбно-Слободского детского сада «Йолдыз»

Цели:

– продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, используя понятия: пешеход, тротуар, проезжая часть, светофор, пешеходный переход;

– уточнить и расширить представления детей об улице, о работе светофора.

Задачи:

развивающие:

– развивать целенаправленное внимание, восприятие, умение ориентироваться в пространстве;

– развивать  познавательную  активность  как  участника  дорожного движения;

воспитательные:

– воспитывать культуру поведения на улице;

– воспитывать внимание, сосредоточенность, умение применять полученные знания в повседневной жизни;

образовательные:

– познакомить детей с фликером и светоотражающими элементами;

– выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах.

Ход занятия

Воспитатель.

Эй, ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему селу. Как называется наше село? Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.

– Как сейчас мы называемся?

Дети. Пешеходы.

Воспитатель. Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?

Дети. Тротуар.

Воспитатель. А кто знает, как называется дорога, по которой ездят машины?

Дети. Проезжая часть.

Воспитатель. А какие виды транспорта вы  знаете?

Дети. Воздушный, водный, наземный.

Воспитатель. Правильно, молодцы! А по дороге какой вид транспорта движется? (Наземный.) А какие машины видели вы? (Легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы.)

Воспитатель. Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в водителей разных машин. Возьмите их и попробуйте ездить все вместе по проезжей части. (Дети ездят по дороге.)

Воспитатель. Вот вы едите и друг другу мешаете. Как вы думаете, почему? Что помогает нам избежать аварий? (Нам помогают дорожные знаки. Это потому, что есть чѐткие и строгие правила и знаки для водителей и пешеходов.)

Воспитатель. А какие знаки бывают? Давайте посмотрим, вспомним знаки, которые мы уже знаем.

  1. Что за «зебра» на дороге?

Все стоят, разинув рот,

Ждут, когда мигнёт зелёный.

Значит, это – … («пешеходный переход»).

  1. Чтоб тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни

Зеленый, желтый, красный. (Светофор)

Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, что означают сигналы светофора?

Дети. Красный сигнал – переходить дорогу нельзя, желтый – подождать, зеленый – можно идти.

Воспитатель. При переходе дороги по пешеходному переходу, посмотрите на наш светофор и будем переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.

  1. Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете –

В этом месте ходят дети. («Осторожно, дети!»)

  1. Красный круг, а в нем мой друг,

Быстрый друг – велосипед.

Знак гласит: здесь и вокруг

На велосипеде проезда нет. («Движение на велосипеде запрещено»)

(Презентация)

Воспитатель. Ребята, сейчас на нашей дороге есть и знаки, и светофор! Давайте снова возьмем машинки и проедем по дороге согласно сигналам светофора и дорожным знакам.

Воспитатель. Молодцы! А сейчас предлагаю вам  отдохнуть немного и поиграть.

Физкультминутка

Мы по улице гуляем

Вместе весело шагаем

Руки дружно поднимаем

К тротуару подошли.

Стоп, здесь переход!

Влево. Вправо посмотри

Ты же пешеход

Не машин, иди ты смело

Вот как правильно смогли

Мы дорогу перейти.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел!

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонёк.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку … (светлячок).

Воспитатель. Правильно, это светлячок! Какая у светлячка особенность? (Светится в темноте.)

Воспитатель. А может человек светиться в темноте? (Ответы детей.)

Воспитатель. Когда  раньше не было ни знаков, ни светофора, на дорогах было темно. Но однажды какой-то очень наблюдательный пешеход придумал первый светоотражающий элемент и обозначил им обочины. А подсказала ему, как обезопасить передвижение и сохранить свое здоровье, сама матушка-природа. Оказалось, что кора березы очень хорошо отражает свет, даже лунный. Поэтому березы стали сажать вдоль дорог, и они играли роль первых фликеров.

А сейчас, следуя по проезжей части днем, мы видим на всем ее протяжении совершенно обычные знаки. Но как только наступит темнота, знаки от света фар автомобилей вспыхивают яркими огнями. А почему они вспыхивают от света фар? (Ответы детей.)

Это потому что знаки покрыты светоотражающей краской. Такой эффект достигается с помощью напиленных на знак или дорожную разметку маленьких стеклянных шариков.

Потом человек задумался над тем, как же обозначить себя? И были придуманы световозвращающие ленты, повязки, брелоки и многое другое. А пешеходам помогают светоотражатели и фликеры.

Это специальные светоотражатели , которые приклеивают на одежду и человек в темноте становится заметным, когда на него светят фары автомобиля.

Ребята, фликеры бывают разными, это могут быть и браслеты, и значки, и брелоки-подвески, термонаклейки. Их можно разместить на рюкзаке, куртке, а также на руках в качестве браслета или на джинсах, а также на обуви. Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее.

Рекомендуется крепить фликеры с двух сторон одежды и коляски, чтобы человек был виден обоим потокам движения.

Вот мы познакомились с фликером.

Воспитатель. Ребята, Светлячок передал коробку. Как вы думаете, в этой коробке темно или светло? (Ответы детей.)

Воспитатель. Давайте представим, что в этой коробке у нас ночной город, с домами, дорогой, пешеходным переходом и пешеходом, представили?

А теперь я предлагаю посмотреть в нашу коробку, что вы видите?

Всё правильно одежда у нашего пешехода светиться, потому что она из светоотражающего материала, и водитель всегда сможет увидеть такого пешехода.

Для рабочих тоже нашивают светоотражающие полоски на комбинезоны, инспектора ГИБДД носят желтые жилетки, а для детей тоже пришивают такие отражатели прямо на одежду!

Воспитатель. Ребята, молодцы! А сейчас, давайте вспомним:

– На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

– Где пешеходы могут переходить улицу?

– Что защищает пешехода в тёмное время суток?

– Что такое «фликер» и для чего он нужен?

Воспитатель. Правильно, молодцы! Чтобы вы не забывали про безопасность на дорогах, Светлячок приготовил для вас подарки – значки-фликеры! Спасибо большое вам! Берегите себя!