И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

(Урок по русской литературе в 5 классе)

Фирая АХМАДИЕВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Большеменгерской основной школы Атнинского района  

УМК: Коровина В.Я. Русская литература. – М.: Просвещение, 2023.

Тип урока:  усвоение новых знаний и закрепления полученных знаний.

Цель: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование устойчивой мотивации к изучению предмета, интереса к классической литературе, использование различных источников информации;

– развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;

предметные:

– освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;

–  научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте;

– развитие навыков  выразительного чтения басни;

– формирование коммуникативной компетенции;

метапредметные:

– планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения;

– искать и выделять необходимую информацию.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал, магнитофон, CD-диск, карточки с названиями героев басен, понятиями.

Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку, здоровьесберегательные технологии; технология сотрудничества.

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, эпиграф к уроку «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Портреты А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Учитель.

Хорошо  проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… («пять»).

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

  1. II. Актуализация знаний. Мотивация

Учитель. Представьте себе, ребята, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели… тучку. Какая неприятность! Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте их прочитаем: И.А.Крылов, Волк, псарня, на.

– Давайте из этих слов составим тему нашего урока. (И.А.Крылов. «Волк на  псарне».)

Учитель. Правильно. (Появляется солнце.)

– Есть ли среди них знакомые лица? (На доске портреты А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова.)

– А кого из них вы хорошо знаете?

Домашнее задание. Рассказы учащихся о Крылове.

Художники, которые писали портреты И.А.Крылова, просмотр галереи. (Р.М.Волков, О.А.Кипренский, Г.Г.Чернецов).

III. Определение темы, цели. Постановка проблемы

Учитель. Знакома ли вам иллюстрация А.Лаптева? (стр. 63 учебника)

– Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?

– Наша цель – познакомиться с новой басней И.А.Крылова  «Волк на псарне»; продолжить развитие  умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

  1. IV. Первичное восприятие басни

Чтение басни:

  1. Выделите незнакомые слова.

2.Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой.

Овчарня – с.-х. хлев, загон для овец.

Псарня – помещение для собак (преимущественно охотничьих).

Дубьё – палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев – крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные.

Расчесться – то же, что рассчитаться.

Псари – чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват – так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.

Кум – крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).

Лад – согласие, мир, стройность, порядок.

Не делать мировой – заключить мир, помириться.

  1. V. Прослушивание аудиозаписи басни Крылова
  2. VI. Аналитическая беседа по басне

– Из-за чего поднялся переполох на псарне?

– Какими словами рисует автор переполох? (Обратить внимание на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы – самые характерные, самые образные слова.)

– Весь двор поднялся. Как? (Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! – кричат.– Огня!»)

– Как же ведет себя в этой обстановке Волк? (Злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит.)

– Каким рисует его автор в этот момент? (Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет.)

– А речь льстивая, заискивающая, лицемерная. Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор? («Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню…».)

– Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит».  «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным».

– Давайте попробуем прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство. А вы знаете, что  Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум…».

– Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? (Он ему не верит.)

 – Что говорит Ловчий?

– Именно  из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу.

– Докажите, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка. (С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит, наконец, ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка.)

– Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни? (Да, это тот же Волк – злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов.)

– Хотите узнать историю создания  этой басни?

Учитель. Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».

Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура»!

VII. Чтение статьи в учебнике «У каждой басни Крылова своя история (стр. 62)

Вывод. Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по- волчьи. Ловчий конкретен, строг, поэтому ему принадлежат не только финальные слова, но и необычная мораль басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что не раз с ним сталкивался. Находит мудрый ответ на хитрость волка: с волками иначе не делать мировой…/

Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.

VIII. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Учитель.

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок.

  1. Повторение литературоведческих терминов

Учитель. Что такое басня? (Басня – это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных.)

– Докажите, что это басня? (Есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк – аллегория хитрости, в конце басни – мораль.)

– А какое художественное средство используется в басне? (Аллегория)

Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству. (Карточки на доске.)

– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов. (Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.)

– Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории? (Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории.)

– А как по-иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль)

Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

– Где в басне мораль?

– Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая? (Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю…», «с волками… не делать мировой!»).

  1. Работа в парах

Учитель. Заполните таблицу:

 

Название басни Конфликт Герои Композиция (Где находится мораль?) Особенности языка и стиха
“Волк на псарне” Неудавшиеся переговоры Кутузова и Наполеона

 

Волк, Ловчий

 

В конце басни Глаголы, передающие тревогу;

использование интонации и диалога как средства характеристики героев;

использование просторечной лексики;

олицетворение.

 

Учитель.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.     (М.Исаковский)

– Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

– Почему крыловские слова называют «крылатыми»? Найдите «крылатые слова в басне. (“Ты сер, а я, приятель, сед”, “…волчью вашу я давно натуру знаю”.)

– Почему к теме нашего урока подходит именно это изречение Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»? (Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем,  басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.)

  1. Заключительное слово учителя

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

– Чему нас учат басни Крылова?

– Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

– Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?

– Нравятся ли вам басни И.А.Крылова и почему?

XII. Рефлексия

Учитель. На нашу елочку вы можете повесить шары. Если вы уверены, что усвоили материал чуть лучше, чем раньше, повесьте красные шары; если что-то осталось непонятным, то синие шары. Обсудим, что осталось непонятным?

XIII. Оценивание свою работу на уроке и работу одноклассников

XIV. Домашнее задание

  1. Чтение басни по ролям.
  2. Краткое сообщение «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер (по выбору)
  3. Выполнить задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (к басне «Волк на псарне).
  4. Нарисовать иллюстрацию к басне.