И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»
(Урок по русской литературе в 5 классе)
Фирая АХМАДИЕВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Большеменгерской основной школы Атнинского района
УМК: Коровина В.Я. Русская литература. – М.: Просвещение, 2023.
Тип урока: усвоение новых знаний и закрепления полученных знаний.
Цель: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Планируемые результаты:
личностные:
– формирование устойчивой мотивации к изучению предмета, интереса к классической литературе, использование различных источников информации;
– развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;
предметные:
– освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
– научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте;
– развитие навыков выразительного чтения басни;
– формирование коммуникативной компетенции;
метапредметные:
– планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения;
– искать и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал, магнитофон, CD-диск, карточки с названиями героев басен, понятиями.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку, здоровьесберегательные технологии; технология сотрудничества.
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, эпиграф к уроку «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Портреты А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова.
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… («пять»).
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
- II. Актуализация знаний. Мотивация
Учитель. Представьте себе, ребята, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели… тучку. Какая неприятность! Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте их прочитаем: И.А.Крылов, Волк, псарня, на.
– Давайте из этих слов составим тему нашего урока. (И.А.Крылов. «Волк на псарне».)
Учитель. Правильно. (Появляется солнце.)
– Есть ли среди них знакомые лица? (На доске портреты А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова.)
– А кого из них вы хорошо знаете?
Домашнее задание. Рассказы учащихся о Крылове.
Художники, которые писали портреты И.А.Крылова, просмотр галереи. (Р.М.Волков, О.А.Кипренский, Г.Г.Чернецов).
III. Определение темы, цели. Постановка проблемы
Учитель. Знакома ли вам иллюстрация А.Лаптева? (стр. 63 учебника)
– Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?
– Наша цель – познакомиться с новой басней И.А.Крылова «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
- IV. Первичное восприятие басни
Чтение басни:
- Выделите незнакомые слова.
2.Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой.
Овчарня – с.-х. хлев, загон для овец.
Псарня – помещение для собак (преимущественно охотничьих).
Дубьё – палки, дубинки, употр. в старину как оружие.
Хлев – крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные.
Расчесться – то же, что рассчитаться.
Псари – чернорабочие при псовой охоте.
Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).
Сват – так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.
Кум – крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).
Лад – согласие, мир, стройность, порядок.
Не делать мировой – заключить мир, помириться.
- V. Прослушивание аудиозаписи басни Крылова
- VI. Аналитическая беседа по басне
– Из-за чего поднялся переполох на псарне?
– Какими словами рисует автор переполох? (Обратить внимание на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы – самые характерные, самые образные слова.)
– Весь двор поднялся. Как? (Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! – кричат.– Огня!»)
– Как же ведет себя в этой обстановке Волк? (Злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит.)
– Каким рисует его автор в этот момент? (Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет.)
– А речь льстивая, заискивающая, лицемерная. Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор? («Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню…».)
– Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит». «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным».
– Давайте попробуем прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство. А вы знаете, что Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум…».
– Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? (Он ему не верит.)
– Что говорит Ловчий?
– Именно из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу.
– Докажите, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка. (С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит, наконец, ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка.)
– Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни? (Да, это тот же Волк – злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов.)
– Хотите узнать историю создания этой басни?
Учитель. Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».
Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.
Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура»!
VII. Чтение статьи в учебнике «У каждой басни Крылова своя история (стр. 62)
Вывод. Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по- волчьи. Ловчий конкретен, строг, поэтому ему принадлежат не только финальные слова, но и необычная мораль басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что не раз с ним сталкивался. Находит мудрый ответ на хитрость волка: с волками иначе не делать мировой…/
Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.
VIII. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Учитель.
Чтобы знанья были впрок,
Кратко повторим урок.
- Повторение литературоведческих терминов
Учитель. Что такое басня? (Басня – это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных.)
– Докажите, что это басня? (Есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк – аллегория хитрости, в конце басни – мораль.)
– А какое художественное средство используется в басне? (Аллегория)
Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству. (Карточки на доске.)
– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов. (Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.)
– Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории? (Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории.)
– А как по-иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль)
Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
– Где в басне мораль?
– Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая? (Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю…», «с волками… не делать мировой!»).
- Работа в парах
Учитель. Заполните таблицу:
Название басни | Конфликт | Герои | Композиция (Где находится мораль?) | Особенности языка и стиха |
“Волк на псарне” | Неудавшиеся переговоры Кутузова и Наполеона
|
Волк, Ловчий
|
В конце басни | Глаголы, передающие тревогу;
использование интонации и диалога как средства характеристики героев; использование просторечной лексики; олицетворение. |
Учитель.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский)
– Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
– Почему крыловские слова называют «крылатыми»? Найдите «крылатые слова в басне. (“Ты сер, а я, приятель, сед”, “…волчью вашу я давно натуру знаю”.)
– Почему к теме нашего урока подходит именно это изречение Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»? (Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем, басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.)
- Заключительное слово учителя
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
– Чему нас учат басни Крылова?
– Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Стихотворение П.Вяземского:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
– Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?
– Нравятся ли вам басни И.А.Крылова и почему?
XII. Рефлексия
Учитель. На нашу елочку вы можете повесить шары. Если вы уверены, что усвоили материал чуть лучше, чем раньше, повесьте красные шары; если что-то осталось непонятным, то синие шары. Обсудим, что осталось непонятным?
XIII. Оценивание свою работу на уроке и работу одноклассников
XIV. Домашнее задание
- Чтение басни по ролям.
- Краткое сообщение «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер (по выбору)
- Выполнить задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (к басне «Волк на псарне).
- Нарисовать иллюстрацию к басне.