ГТО – основа физического и патриотического воспитания

№51

Сария ВОРОБЬЕВА,

учитель истории и обществознания средней школы №95 г.Казани

Пожалуй, современным языком аббревиатуру ГТО можно смело назвать брендом. И сегодня этот бренд претерпевает второе рождение в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006– 2015 годы»

Сегодня физическая подготовка в школе –  это не только занятия физкультуры по учебному расписанию, но и участие  в  традиционных  мероприятиях школы, района, города:  выставках, конкурсах,  играх «Зарница», военно-прикладных соревнованиях, конкурсах по  строевой подготовке, в военно-патриотическом конкурсе «Равнение на Знамя».  В них  учащиеся демонстрируют спортивные навыки, мастерство собирать и разбирать АК-74М, умение на время одевать ОЗК, стрельбе, знании основ военного дела.  Для успешных результатов наша школа имеет спортивные залы, футбольные  и баскетбольные площадки с искусственной травой, хоккейные коробки, бассейн и талантливых учителей физкультуры – это  Лира Бакиевна Гаптрахманова, Ильдар  Абдуллович Даминов, Николай Александрович Шмаков.  Наши успехи в 2015 – 2016  учебном году   – во Всероссийском соревновании по  плаванию – III место; лыжи  – мальчики III место по району и III место девочки по городу;  игра «Зарница» – III, «Равнение на Знамя» – IV место.

Наряду с федеральной  программой  «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», определяется задача патриотического воспитания  учащихся – гражданина Родины.

Президент РФ В.Путин уверен, что патриотическое воспитание должно стать частью школьного обучения:  «Это направление должно возвращаться в школы».

Патриотическое воспитание учащихся начинается с уроков истории: с познания истории Отечества, любви к родному языку, национальной культуре своего народа, любви к Родине. Олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости, составляют  духовно-нравственную основу личности, формируют  её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Работа по патриотическому воспитанию продолжается и во внеурочное время.

Наиболее эффективными формами работы стали встречи  с  ветеранами Великой Отечественной войны 23 февраля и 9 Мая, организованные поисковой группой школьного музея.  Проводятся  Уроки мужества  «Никто не забыт, ничто не забыто», приглашаются  воины  запаса, выпускники  школы,  с  целью формирования у учеников готовности  к  защите  Отечества  и службе в Российской Армии. Проявлением заботы к инвалидам и  участникам  Великой  Отечественной войны являются  визиты  к  ним  домой  с  целью  оказания  посильной  помощи.

В школьном музее Боевой славы оформлены экспозиции из  материалов, переданных нам музеем Великой Отечественной войны г.Казани.

Поисковый отряд  «Орленок» работает с архивным материалом, проводит экскурсии  в музее, встречается и  записывает  рассказы  ветеранов,  их любимые песни. Экскурсии в школьном музее проводятся  по  следующим  направлениям: «Участники Великой Отечественной войны», «Награды  участников  Великой Отечественной  войны», «О чем говорят фотографии, фронтовые  письма».

Войны на земле…  Что мы знаем о них?

Современные  видеофильмы  войну изображают так: супермены в защитной форме,  опоясанные патронными  лентами  орудуют тяжелыми  пулеметами,  гранатометами. Вспышки взрывов, характерные подергивания тел при попадании в них разрывных пуль, огненные блики на лицах киногероев. Легко и красиво. Так ли это?

Фронтовые письма солдат стали для нас настоящим открытием. Особенно  ценны письма, в которых содержатся  передача фактов фронтовой повседневности. Читая их, чувствуешь, видишь войну, войну не выдуманную, а настоящую.  В них пульс  войны.

Письма с фронта. Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками.  Родные и близкие с большим нетерпением ждали писем с фронта. Они согревали души родственников, знакомых.

О чем думал солдат, склонившись над листком бумаги и торопливо сочиняя письмо: домой – родителям, жене, невесте?  Конечно, не о вечности, не о себе. Главная его забота: успокоить  близких сообщить, что жив-здоров;  воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

Письма с фронта…

В них душа и думы солдата. Читая их, видишь, о чем думал солдат, уходя на фронт, или на фронте, перед боем, перед атакой вражеских позиций, когда он не знает, будет ли  жив через час или после боя. За внешней сухостью, строгостью и торопливостью их строк скрывались  человеческие души и большая любовь к  малой и большой Родине и большая вера в победу.

Фронтовые письма разрушают романтическое представление о войне.  «Часто задаешь себе вопрос: «К чему все эти страдания, не сошло ли человечество с ума?». Все это не поддается описанию, и никто не знает,   сколько  это продлится. Я,  никогда не думал, что придется переживать такое и мое убеждение – война не должна повториться».

Если взглянуть на карту мира, то и сегодня, в XXI  веке, мы можем обозначить горячие точки планеты. Всего по данным ООН в мире начитываются 33 горячих точек. Это локальные войны, но они могут стать глобальными.

Новая общественная модель человека XXIвека – всесторонне развитая, физически и духовно совершенная, способная стать на защиту государственных интересов  личность. С этим трудно не согласиться.