Грибы

№171

(Урок  окружающего  мира  во  2  классе)

Альбина ГАНЕЕВА, учитель начальных  классов  высшей  квалификационной  категории  города  Казани  МБОУ  «Гимназия  №12  с  татарским  языком  обучения  им.  Ф.Г.Аитовой»

Тип  урока:  урок изучения  нового  материала

Цель: Дать  понятие  о  грибах  как  особом  царстве  живой  природы.  Познакомить  учащихся  со  строением  гриба.  Учить  выделять  группы  съедобных  и  несъедобных  грибов  и  обосновывать  своё  мнение.

Планируемые  результаты

Предметные: различать  съедобные  и  несъедобные грибы;  рассказать  о  пользе  грибов  в  природе;  объяснять  и  знать  строение  гриба;  дать  понятие  о  грибах  как  особом  царстве;

Метапредметные

Познавательные: определять  съедобные  и  несъедобные  грибы,  обосновывать  своё  мнение;

Регулятивные: распределять обязанности для выполнения учебного  задания  в  группе;  выполнять  самопроверку  задания;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;  адекватно  взаимодействовать  в  группе  и  приходить  к общему  решению.

Личностные:  сформировать у школьника  позицию   положительного  отношения  к  природе.

Оборудование:  ИКТ  (презентация),  учебник,  карточки  для  работы  в  парах,  группах,  фоновая  музыка,  «Съедобные  и  несъедобные грибы», схема  «Живая  и  неживая  природа».

Ход  урока

I. Организационный  этап.  Мотивация.

Учитель.  Здравствуйте,  ребята!  Посмотрите на солнышко.  Оно нам улыбается  и  желает  успехов  на  уроке.

Что  нам  необходимо  сделать,  чтобы  урок  прошёл  успешно?

Мы  свами  разделимся  на  группы.  В  каждой  группе  нужно выбрать  командира.  У  всех  учеников  будет  свой  номер.  Посмотрите  на  стол.  У  каждого  светофорик. “Нельзя открыть  нового,  не зная  старого”.  Мы  повторим  всё  то,  что  нам  будет  необходимо  для  открытия  новых  знаний.

II. Актуализация  знаний.

Учитель.  С  какими цветами  вы  познакомились  на  прошлом  уроке?

Учащиеся.  Цветники  осенью.  Астры,  гладиолусы,  георгины.  Ещё люди  выращивают  бархатцы,  хризантемы.

Учитель.  Повторим  домашнее  задание, используя  прём  «Да – нет»,  работу  выполняем  на  карточках.

— Цветы  –  это  растения?  (Да.)

— Георгины  –  это  деревья?   (Нет.)

— Хризантемы  боятся  первых  заморозков?  (Нет.)

— Георгины  цветут  в  августе — сентябре?  (Да.)

— Белый  гриб  –  это растение?  (Нет.)

Проверьте вашу работу по образцу и поставьте объективную оценку.  Проверка  по  эталону.

Какой  вопрос  у  вас  вызвал  затруднение?

Учащиеся.  Грибы  – это  растения?

Учитель.  Где  растут  грибы?

Учащиеся. В лесу.  Нет, грибы это что-то между растениями и обитателями  леса.

Учитель. Лес – живая  природа.  В  лесу  есть  растения,  животные, грибы.

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель.  Какая  тема  нашего  урока?  Цель  нашего  урока?

Учащиеся.  Тема  нашего  урока  « Грибы».  Цель: к  какому  царству  живой  природы  относятся  грибы?

IV. Открытие  новых  знаний.

Учитель.  Вспомним,  из  каких  частей  состоит  растение,  и  сравним его  со  строением  гриба.

Учащиеся.  Корень,  ствол,  лист,  цветок,  семя.

Мы  ответили  на  вопрос: что  такое  гриб?

Учащиеся.  Гриб  –  это  гриб.

Учитель.  Что  мы  хотим  ещё  узнать  о  грибах?

Учащиеся. Для чего нужны грибы  в лесу?  Уметь  отличать  съедобные  и  несъедобные  грибы.

V. Динамическая пауза.

Учитель. А сейчас мы в лес пойдём и под музыку грибочки соберём.  (Дети  выполняют  разные  движения.)

VI. Первичное  закрепление.

Учитель. Чтобы  ответить на другие вопросы, мы обратимся к учебнику,  с.87  (Дети  работают  по  учебнику.)

Учитель.  Для  чего  нужны  грибы  в  лесу?

Учащиеся. Грибы питают корни деревьев питательными веществами.  Увлажняют  их  корни.

Учитель. Рассмотрите  в  учебнике,  какие  грибы  вам  известны. (Дети  называют.)

Учитель.  Какой  гриб  лишний?  Где  люди  используют  грибы?

Учащиеся.  Лишний  мухомор.  Люди  варят  суп,  готовят  салаты.

VII. Организация  исследовательской  деятельности  по  решению проблемы.

Учитель. Поработаем в группе. Откройте учебник на с.88. Рассмотрите грибы-двойники.  Ложные  грибы  опасны  для  людей,  а  животные  ими  лечатся.

1 группа  детей:  читают  и  по  схеме  находят  съедобные  грибы.

2 группа:  читают  и  находят  по  листочку  несъедобные  грибы.

3 группа:  читают  и  на  листочке  находят  соответствие  съедобного и  несъедобного  гриба  и  раскрашивают  его.

4 групп:  читают,  и  у  них  проводится  аналогичная  работа.

5 группа:  читают,  и  у  них  проводится  аналогична  работа.

Каждая  группа  выполняет  задание,  и  защищают  работу  группы,  а класс  оценивает  работу  группы.

Учитель.  А  кто  знает,  как  нужно  правильно  собирать  грибы? Работа  в  группах.  Найди  лишнее  утверждение.

Учащиеся. В лесу, около деревьев, на пнях, в теплицах. Не уничтожай  ядовитые грибы

VIII.Обобщение и систематизация знаний. Подведение итога урока.

Учитель. Работая по учебнику, на  какие вопросы мы с вами ответили?  Что  мы  узнали?

Учащиеся.  Что  такое  грибы?

— Какое  строение  имеет  гриб?

— Для  чего  нужны  грибы  в  лесу?

— Какие  бывают  грибы?

— Какие  грибы  съедобные?

— Какие  грибы  несъедобные?

— Как  собирать  грибы?

IX. Рефлексия  учебной  деятельности  на  уроке.

Учитель.  У  каждого из  вас  на  парте  лежат  светофорики. Выберите тот, который соответствует вашей работе.  Зелёный  —  молодец. Желтый  —  хорошо.  Красный  —  тему  урока  не  понял.

X. Домашнее  задание

1.Задания в рабочей тетради с.52-53.

2.Творческое  задание.

Сочините сказку  «В  грибном  царстве»