Грамотным быть – модно
Грамотным быть – модно
Светлана КОХАНИНА,
учитель русского языка и литературы
многопрофильного лицея №18
имени М.В.Ломоносова г. Зеленодольск
ВВЕДЕНИЕ
О том, что общая грамотность населения резко падает, говорят постоянно. Быть грамотным и начитанным человеком было модно практически всегда, правильность речи всегда украшала человека. Но отныне, почти на каждом шагу мы видим и слышим безграмотную речь, будь это в интернете, на различных сайтах и порою даже в газетах. В наше время остаётся всё меньше людей, относящихся к нашему языку бережно, большинство вовсе не читают книги, а пишут только короткие и безграмотные сообщения в социальных сетях. Причину всего этого я бы хотел рассмотреть в моей проектной работе.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время остро встаёт проблема грамотности. К сожалению, уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы газет и журналов пестрят грамматическими ошибками, видим ошибки в интернете. Остается все меньше людей, бережно относящихся к языку. Большинство населения совсем не читают книг, пишут только короткие, часто безграмотные послания в социальных сетях. Почему так происходит? Чем является для нас грамотность сегодня? Модно ли быть грамотным среди моих сверстников?
Задача каждого, кто считает себя носителем языка, – осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере. Красивый и чистый русский язык является «мостом дружбы и взаимопонимания» различных культур. Знание родного языка позволяет человеку понять и принять собственные исторические корни.
ЦЕЛИ
- Выявить уровень речевой грамотности, а также причины неграмотного употребления в речи тех или иных слов; привлечь внимание к вопросам грамотности и определить возможные пути решения проблемы.
- Выяснить отношение к грамотности обучающихся.
- Выяснить, модно ли быть грамотным?
ЗАДАЧИ
- Изучить литературу и источники по данной теме и выяснить значение термина «грамотность».
- Рассмотреть краткую историю развития языка. Узнать, откуда пошла грамотность.
- Определить понятие грамотности, кто такой «грамотный человек».
- Раскрыть причины снижения уровня грамотности населения.
- Выявить причины, по которым человеку необходимо быть грамотным.
- Подобрать комплекс занимательных заданий.
- Привлечь к участию в проекте одноклассников и провести опрос с целью выяснения их отношения к грамотности.
ОБЪЕКТ ПРОЕКТА – мои одноклассники.
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА – отношение к грамотности моих одноклассников, их уровень грамотности.
ГИПОТЕЗА – если изучить вопрос отношения к грамотности моих одноклассников, то это позволит нам предложить способы преодоления безграмотности.
- ПОНЯТИЕ ГРАМОТНОСТИ
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ГРАМОТНОСТИ
Грамотность, грамотный человек. Эти понятия давно у всех на слуху. Словарь Ожегова гласит – «грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно, без ошибок».
Гра́мотность (от лат. grammatica – «учение о словесности», др.-греч. γραμματική — «словесность, грамматика») – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке.
В современном обществе, где читают и пишут практически все, под «грамотностью» часто понимают способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, без крупных ошибок. А «неграмотный» – тот, кто пишет с ошибками.
Мы видим, что грамотность – это не только умение человека грамотно писать и читать. Чаще всего под этим термином понимают умение человека ясно и связно излагать свои мысли, при этом соблюдая правила орфографии, пунктуации, орфоэпические нормы. Но чтобы быть грамотным, нужно обладать ещё определенными знаниями, умениями и навыками, чтобы участвовать в социальных процессах и быть полезным обществу. Грамотность – это часть общей культуры человека.
- ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРАМОТНОСТИ
Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия христианства. На Русь со времен Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. Обучение велось на русском языке: учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту.
На Руси развитие грамотности было связано с принятием христианства. Появилось много переводной литературы, в первую очередь, конечно, религиозной, но и светской тоже. С именами князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого связано создание первых школ для сыновей «лучших людей», при этом сам Владимир Святославович был неграмотен. Но очевидно, что он понимал важность грамотности для процветания государства.
Обучение грамотности стало важным делом Петра I. Пусть не все получилось, но он старался организовать обучение для детей всех сословий. Петр I считал, что для создание великой державы необходимо большое число грамотных людей.
В XIX веке открывались новые гимназии, но все-таки настоящий рывок в развитии грамотности произошел в советское время.
В 1966 году 8 сентября – Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) был учрежден международный день грамотности. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет грамотность как «способность определить, понять, интерпретировать, создать, сообщить и вычислить, используя напечатанные и письменные материалы, связанные с переменными контекстами. Грамотность включает различные способы изучения в предоставлении возможности людям достигнуть их целей, развивать их знание и потенциал, и участвовать полностью в их сообществе и более широком обществе».
- РОЛЬ ГРАМОТНОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Сегодня довольно часто можно встретить малограмотных людей, которые не заботятся о правильном ударении в словах, им и в голову не приходит, что можно мысли складывать складно, а писать – без орфографических и пунктуационных ошибок.
Грамотность закладывается в человеке с раннего детства. Ребенок слушает речь родителей, усваивает их отношение к языку, манеру изложения мыслей. Это и становится ключевым моментом в их дальнейшей жизни. Поэтому, в первую очередь, от родителей зависит, будут ли их дети культурными и образованными людьми.
- ПОЧЕМУ НУЖНО БЫТЬ ГРАМОТНЫМ
Грамотные люди – это счастливые люди. Самуил Маршак писал: «Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть.»
Грамотность имеет большое значение для людей. Грамотное владение русским языком важно для любого человека, проживающего на территории Российской Федерации. Красивый и чистый русский язык является «мостом дружбы и взаимопонимания» различных культур.
Неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной речи, не умеет правильно оформлять какую-либо ценную бумагу или документ.
Неграмотная личность слабо владеет своим родным языком. Максим Горький писал: «Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.» Язык без грамотности, как неисправный инструмент, которым нельзя пользоваться.
Такие люди не могут быть полезны обществу: невозможно развивать современную культуру и искусство, чётко отстаивать свои интересы на различных дипломатических переговорах, международных конференциях.
Грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет. Сейчас появились электронные письма, SMS- сообщения, факсы, которые помогают людям общаться. Но несмотря на это, необходимо правильно и грамотно выражать свои мысли.
Из вышесказанного следует, что любое общение между людьми всегда основывается на словах. По тому, что и как вы говорите, о вас складывают впечатление окружающие: друзья, руководители, коллеги и даже продавец в продуктовом магазине. Грамотность говорит о состоянии интеллекта. Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. Одним из элементов грамотного человека является умение грамотно выражать свои мысли, вести диалог, владеть устной и письменной речью.
- ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ
Существует несколько причин снижения грамотности:
- Многие перестали читать художественную литературу, газеты, журналы, отдавая предпочтение телевизорам и различным гаджетам.
- Падение общего уровня образованности и культуры в обществе. Примеры этому встречаются на каждом шагу (объявления, рекламные баннеры и т.д.)
- Влияние Интернета на современный язык, в том числе на письменный. Мы сегодня чаще общаемся не лично и даже не по телефону, а в интернете: в «Контакте», в «Телеграмме» и других социальных сетях. Там принято писать быстро, оригинально, изобретен даже особый язык, в котором написание слов нарочно становится неправильным (компьютерный сленг).
- Молодёжный сленг. Общаясь между собой, подростки, часто сокращают слова, например, вместо полных слов используют сокращение:
- Пожалуйста – пж,
- Спасибо – спс
- Что тебе нужно? – че те надо?
- Понял – пон или понЕл
- Сейчас – ща
- Также модно наблюдать обилие слов-паразитов:
- «короче»
- «ну»
- «вооот»
- КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ
2.1. АНКЕТИРОВАНИЕ ОДНОКЛАССНИКОВ
В продолжение своего проекта я решил провести анкетирование среди своих одноклассников, с целью выявления их отношения к грамотности. Опрос проводился письменно. Количество опрашиваемых одноклассников – 20 человек. Каждому ученику я раздал анкету с вопросами, на которые они должны были ответить.
Вопросы анкеты.
- Что такое грамотность, по вашему мнению?
- Знание русского языка
- Правильность письма, чтения, речи
- Проявление ума, интеллигентности, культуры
- Умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием
- Затрудняюсь ответить
- Считаешь ли ты себя грамотным человеком?
- Да
- Нет
- Учишь ли ты правила по русскому языку?
- Да
- Нет
- Как стать грамотным?
- Много учиться и работать над собой
- Учить правила
- Больше читать
- Всем уступать, не перебивать, не кричать
- Затрудняюсь ответить
- Читаешь ли ты дополнительную художественную литературу?
- Да
- Нет
- Вставь пропущенную букву
- Слышен ш…пот деревьев
- Р…внина отражала солн…чный свет
- Разг…ревшийся к…стёр
- Изл…гать материал урока
- Выбери правильно поставленное ударение
- кАталог катАлог каталОг
- дОговор догОвор договОр
- пОзвонишь позвОнишь позвонИшь
- срЕдства средствА
- свЁкла свеклА
- Как ты думаешь, модно ли быть грамотным?
- Грамотным быть модно всегда
- В наше время люди не стремятся быть грамотными, это не модно
- Сейчас это ценится, актуально, необходимо
- Нет
- Затрудняюсь ответить
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ
Из опроса я сделала вывод, что 90% класса понимают значимость знания русского языка в той или иной степени. 89% стремятся стать грамотными людьми, изучить родной язык. Но лишь 85% постоянно учат правила, остальные 15% не учат правила русского языка совсем. Немногие, чуть больше половины опрошенных в свободное время читают дополнительную художественную литературу. Был пункт анкеты, где учащимся необходимо было вставить пропущенную букву, 6 человек из 20 сделали ошибку в слове «шепот» («шопот») и в слове «излагать» («излогать»), а при постановке ударения 12 человек из 20 неправильно поставили ударение в слове «средства». Хотелось бы, чтобы правила в русском языке учениками не просто заучивались, но и правильно применялись на практике. 85% опрошенных считают, что грамотным быть – модно, и считают себя грамотным человеком. Но, к сожалению, далеко не все стремятся соответствовать этой моде.
Более детальный анализ анкетирования приведен в приложении в форме диаграмм .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся в основном знают, что подразумевается под словом «грамотность», считают, что это необходимая часть нашей жизни. Но среди отвечающих есть и те, кто затруднялся ответить на вопросы.
2.2. КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
Я считаю, что можно повышать уровень знаний с помощью чтения книг, участия в различных викторинах, посещения образовательных сайтов. Почаще нужно заглядывать в словари, чтобы узнавать значение новых слов. Постарайтесь грамотно говорить, не употребляя сленг. В сети Интернет есть множество сайтов, где можно быстро проверить свои знания русского языка по той или иной теме. Для того, чтобы решить такой тест, требуется 5–10 минут. Согласитесь, это не так уж и много по сравнению с временем, потраченным на сетевые игры, просмотр видеороликов, картинок, на общение в социальных сетях.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Русский язык довольно сложный предмет. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение может превратиться в увлекательное путешествие в мир языка. Одним из этих подходов является игра. Использование игровых методов и приемов обучения позволяет в игровой форме закреплять полученные теоретические знания, что способствует лучшему усвоению, совершенствованию, углублению знаний.
ИГРА «ДОБАВЬ БУКВУ»
К названным словам добавить одну букву так, чтобы получилось новое слово (рот – крот, вал – овал, том – атом, овцы – ловцы, рубка – трубка).
ИГРА «НА ОДНУ БУКВУ»
Подбери как можно больше прилагательных на одну букву (например, К) (красивый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, коричневый, комиссионный, коллективный, компактный, кофейный и т. д.)
Таким образом, можно сделать вывод, что игровые формы организации учебной деятельности, способны активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обычно мода недолговечна. Но я считаю, что грамотным и начитанным быть модно всегда. Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. А стремиться к этому нужно уже сейчас: учить правила, читать книги, посещать образовательные сайты, заглядывать в словарь, если не знаешь какое – либо слово.
В современном мире грамотность — это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу. Замечено, что люди, которые обладают правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности — это долгий и упорный труд. Существуют способы, которые могут помочь в этом трудном деле, только надо проявить трудолюбие, настойчивость и огромное терпение.
В ходе реализации проектной работы достигнуты следующие результаты:
- выявлено отношение моих одноклассников к проблеме грамотности;
- предложены способы повышения уровня грамотности;
- продуктом моей проектной работы стал буклет.
Я считаю, что грамотным быть модно. Во все времена. В любой ситуации. Всегда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под.ред. Л.И.Скворцова – М.: Издательство «АСТ» Мир и образование – 2018. – 1360с.
- Маршак С.Я. Кот и лодыри — М.: Издательство «АСТ» — 2015. – 4с.
- Культура РФ. – URL: https://www.culture.ru/s/vopros/chitat-i-pisat/ (дата обращения 07.03.2023)
- Елисеева Л.В. Развитие грамотности: от истории вопроса до современных сервисов. – URL: http://historic.ru/news/item/f00/s34/n0003402/index.shtml
- Беднарская, Л. Д. Грамотный человек : учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта, 2009. – 168 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Причины снижения грамотности