«Гость из Простоквашино»
«Гость из Простоквашино»
(Конспект практического занятия в старшей группе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Оксана ГОРДЕЕВА,
воспитатель
МБДОУ детский сад «Мишутка»
с.Рыбная Слобода.
Актуальность: Обеспечение безопасности дорожного движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».
Цель: Формировать у дошкольников основные навыки безопасной жизнедеятельности через ознакомление с правилами дорожного движения.
Образовательные задачи:
1. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов по пешеходному переходу; свойствами световозвращающего элемента;
2. Обогащение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о нерегулируемом и регулируемом пешеходных переходах – вариативный модуль к образовательной области «социально-коммуникативное развитие, видах пешеходных переходов, видах транспортных средств;
3. Уточнить и закрепить знания детей о светофоре, значении и расположении сигналов сверху вниз (красный, желтый, зеленый) ;
Развивающие задачи:
1. Развивать интерес к изучению ПДД, подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
2. Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия (водитель, пассажиры, транспорт специального назначения);
3. Закрепить навык пользования детского удерживающего устройства, а так же объяснить необходимость его использования; правила пересечения не регулируемого пешеходного перехода проезжей части дороги; умение количественного счета до 10;
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать навыки культурного поведения в транспорте, общения со сверстниками занятыми общим делом.
Материал: проектор, видеоматериал с портала безопасности дорожного движения «Сакла» – «Я –Пассажир», костюм почтальона Печкина из мультфильма «Простоквашино» со световозвращающим элементом на одежде, фотография А4 кота Матроскина, фетровый сортер с картинками транспортных средств, конверт, посылка, детское удерживающее устройство, кукла, заготовки акриловых брелков, заготовки светофоров и световозвращающей ленты, клей, клеенки, салфетки.
Ход занятия:
Вводная часть занятия. Заставка (Простоквашинское радио).
Дети заходят, садятся на стульчики.
Радио: «Внимание! Внимание! Говорит «Простоквашинское радио». Послушайте объявление. Скоро к вам прибудет гость из Простоквашино. Смотрите, слушайте, запоминайте, а главное не забывайте правила дорожного движения». Деревня Простоквашино.
Музыка. Входит почтальон Печкин с конвертом, положив его на стол. (Рассматривая всё вокруг). Картинка героев сайта САКЛА «Дозорные дорог».
Почтальон Печкин: Вот сразу видно, хорошие ребята, как и я, правила дорожного движения изучают. Не то, что кот Матроскин и пёс Шарик телеграммки друг другу посылают.
Ну, ладно, давайте знакомиться. Я почтальон, Печкин – моя фамилия. А вы, все правила дорожного движения знаете?
Здесь, в вашем поселке, столько дорог, заблудиться можно. А мне никак нельзя. Я новую жизнь начинаю. Сейчас с вами повторю, правила дорожного движения и вам вовремя буду доставлять в детский сад журнал «Дорожные горизонты».
Основная часть занятия. Знак «Пешеходный переход». Печкин: Ой, что это любезные, подскажите, что это за дорожный знак? (знак «Пешеходный переход»). Печкин проговаривает полученную информацию: А, да, вспомнил такой интересный знак, представлен в форме квадрата. Он сообщает нам пешеходам, что на отдельном месте проезжей части имеется возможность пересечь дорогу.
Монтируется этот указатель рядом со специальной разметкой для пешеходов в виде полос. Ой, а полоски такие же, как и на шерстке у Матроскина. У меня есть его фотокарточка, вот посмотрите.
Ну, а как проезжую часть дороги то перейти, это же не регулируемый пешеходный переход? Дети отвечают… как интересно. А давайте нажмем на эту кнопку со знаком вопроса, может, и получим правильный ответ. Почтальон Печкин нажимает на кнопку и все слушают, как Печкин зачитывает правила.
Нерегулируемый пешеходный переход – это участок проезжей части, выделенный для перехода пешеходов через дорогу и обозначенный двумя дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» и горизонтальной разметкой 1.14.1, обозначающей пешеходный переход.
- Прежде чем переходить проезжую часть дороги, остановись на краю тротуара. Тротуар – это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части. По линии примыкания тротуара к проезжей части, устанавливают поребрик.
- Внимательно посмотри налево и направо.
- Прежде чем начнёшь переходить дорогу, убедись, что все транспортные средства находятся от тебя на безопасном для перехода расстоянии.
- Пересекай проезжую часть шагом, но не беги.
А какие еще существуют пешеходные переходы? Задумался и нажимает кнопку со знаком вопроса.
5.Существует подземный пешеходный переход, где пешеходы могут перейти проезжую часть. Это самый безопасный пешеходный переход!
- А так же существует надземный пешеходный переход он находится над проезжей частью дороги.
Запомнили? (Да) И я запомнил. Игра головоломка «Собери картинку из фрагментов». Знаете, я очень люблю играть, а вы любите играть? Давайте подойдем к столу. Посмотрите, Шарик передал вам конверт, туда он вложил фрагменты картинки и попросил меня с вами попробовать собрать. Необходимо собрать картинку и назвать, что изображено на ней. Поиграем? Звучит музыка.
Дети собирают картинку. Получилось изображение автомобильного детского удерживающего устройства.
Практика детей в пристегивании ремней безопасности автомобильного детского удерживающего устройства. Печкин обращает внимание детей на рядом стоящее детское удерживающее устройство и куклу, объясняя, как необходимо им пользоваться в жизненной ситуации. Давайте возьмем нашу куклу и попробуем ее усадить. Каждый ребенок – поочередно пристегивает куклу ремнями безопасности в удерживающем устройстве. Звучит музыка, дети поочередно усаживают и пристегивают куклу. Ребята, как называют людей, которые ездят в транспорте? (Пассажиры). Молодцы ребята, справились с заданием!
Физкультминутка. «Я – пассажир» с использованием видеоматериала с портала безопасности дорожного движения «Сакла».
Настала пора немного отдохнуть. Я очень люблю петь и сейчас спою вам песню в караоке, а вам предлагаю меня поддержать, вот такими танцевальными движениями. Показ танцевальных движений. (Видекараоке).
Игра «Фетровое поле». Сейчас для вас другое задание, нужно переместиться на ковер, где расположено фетровое поле. Это коврик Матроскина, на котором крепятся тематические детали на липучках. Но они перепутались. Игра строится по принципу сортера, необходимо правильно распределить детали, по игровому полю разделив их на три группы: воздушный, водный и наземный виды транспортных средств. Попробуем? Звучит музыка. Вы справились с заданием. Смотрите, здесь есть такие транспортные средства как, скорая помощь, полиция, пожарная машина. Каким словосочетанием их можно обобщить? Это транспортные средства специального назначения. Скажите, пожалуйста, как называется человек, управляющий каким-либо транспортным средством? (Водитель).
Ну а сейчас самое интересное! Отправляемся в мастерскую. Скажите, что вы увидели на столе? (Светофоры). Правильно? Их два вида. Светофоры бывают транспортные и пешеходные. У транспортного светофора имеются три стеклянные линзы красного, желтого и зеленого цвета. Пешеходный светофор имеет две стеклянные линзы красного и зеленого цвета, на красной стеклянной линзе у силуэта человека ноги стоят на месте («стоит»), а на зеленой одна нога вытянута вперед («идет»). О чем же нам говорит каждый сигнал светофора? Красный сигнал светофора, в том числе, мигающий, запрещает движение автомобилям и пешеходам. Желтый сигнал запрещает движение всех автомобилей, кроме автомобилей, уже въехавших на перекресток и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Зеленый сигнал разрешает движение, но пешеходам необходимо убедиться в своей безопасности и пропустить автомобили, заканчивающим проезд перекрестка. Назовите мне, пожалуйста, расположение сигналов светофора сверху вниз (красный, желтый, зеленый).
Заключительная часть занятия. Изготовление брелков. Я предлагаю вам на память о сегодняшнем дне сделать светофоры, в виде такого (показывает) акрилового брелка. Но это будут не простые светофоры, а со световозвращающими элементами, кто знает, для чего нужны световозвращающие элементы? Это способ уберечь человека от травмы на неосвещенной дороге.
Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается. Так человек становится заметным в темное время суток.
Для начала берем заготовку, где в прямоугольнике изображен светофор и вырезаем сам прямоугольник по прерывистой линии. Как вы уже заметили сигналы светофора белого цвета, предлагаю это исправить. Берем уже вырезанные кружочки, намазываем клеем и приклеиваем. Далее готовую картинку размещаем на брелке (показ) и крепим верхнюю крышку. Брелок готов. Его можно прикрепить за колечко к куртке. Приступаем к работе. Звучит музыка. (Помощь педагога в работе).
Давайте, посчитаем, сколько всего брелков у нас на столе? (10). Готовый брелок можно прикрепить за колечко к куртке.
Спасибо вам ребята, что напомнили мне, Печкину, как вести себя на улице, по дороге ходить теперь не буду, только по тротуару, а дорогу переходить по пешеходному переходу.
Рефлексия. Вот такие прекрасные работы получились! Здесь у меня имеются точно такие же светофоры, предлагаю часть их поместить в конверт и отправить почтой Шарику и Матроскину. А вам со мной понравилось? Если нет – потопайте ногами, а понравилось – громко, громко похлопайте в ладоши.