Герой-поэт Муса Джалиль

(Проект для детей старшего дошкольного возраста)

Фарида САБИРЗЯНОВА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада № 146 г. Казани

Одной из основных задач дошкольного образования является приобщение к культуре родного края, его национальным особенностям,  что позволит в перспективе развития личности ребенка воспитать в нем уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому, несомненно, что детям национальных республик Российской Федерации необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Муса Джалиль – известный татарский поэт. Каждый народ гордится своими выдающимися представителями. На его стихах воспитано не одно поколение истинных патриотов своей страны. Восприятие поучительных историй на родном языке начинается с пелёнок. Моральные установки, заложенные с детства, превращаются в кредо человека на всю его жизнь. Сегодня его имя известно далеко за пределами Татарстана.

Творчество Мусы Джалиля является не иссекаемым источником для развития детей дошкольного возраста. Через его произведения мы воспитываем у детей любовь к добру, красоте, труду, уму и родному языку, своей Отчизне.

Актуальность. Воспитание у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, к ее культуре, играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Проблема. Современные дети мало знают о творчестве национальных писателей и поэтов- героях войны, их подвигах перед Родиной.

Цель: познакомить с выдающемся поэтом республики, героем войны М.Джалилем, дать детям сведение о жизни и деятельности поэта, национального татарского героя.

Задачи:

– познакомить с произведениями М.Джалиля. воспитывать чувство национальной гордости за своего земляка, свою Родину, показать его творческий путь;

– обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки;

– воспитывать уважение и интерес к творчеству татарских писателей и поэтов, любовь к родной стране, народу, развивать чувство патриотизма;

– способствовать развитию нравственных качеств характера;

–развивать у детей круг познавательных интересов, систематизировать и закреплять знания о Родине и ее героях

Вид проекта: информационно-творческий, краткосрочный (1 неделя).

Проект «Герой-поэт Муса Джалиль» разработан на основе вариативных программ Р.К.Шаеховой «Сөенеч. Радость познания» региональная образовательная программа дошкольного образования.

Методы и приемы: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты, обьяснительно-иллюстративные, демонстрационные, проблемные ситуации,

словесные, исследовательские, методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические, ситуативные беседы, методы формирования личности и формирования опыта поведения: упражнения, поручения, воспитывающие ситуации.

Формы организации детей: беседы, НОД, продуктивная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание тематических альбомов,

выставки детских рисунков, заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок по теме проекта; чтение художественной литературы, поэтический вечер,

просмотры презентаций.

Предполагаемые результаты проекта:

– обогащенные знания детей о истории Великой Отечественной войны;

– создание системной работы по ознакомлению детей с биографией, личностью и творчеством Мусы Джалиля;

– воспитание добрых, отзывчивых, трудолюбивых дошкольников. желание изучать историю страны;

– формировать представления о воинском долге и верности Отечеству;

– развитие навыков выразительного чтения, , навыков публичного выступления.

Состав участников: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители, педагоги детского сада. музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарского языка, инструктор по физическому воспитанию.

Учебно-методический материал: презентации, комплект наглядных пособий, иллюстраций по теме, художественная детская литература, стихи, методическая литература, конспекты занятий, бесед, прогулок.

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

 

Образовательная область Мероприятие Тема
Физическое развитие

 

Подвижные игры «Воробьи и вороны»,

«Васька кот», «Лохматый пес», «Птичка и кошка». «Котята и щенята», « Совушка»,

«Тубятяй», Игра-эстафета «Передай пакет»

Социально- коммуникативное развитие Игры

 

 

 

Беседа

 

Беседа

Беседа

 

Беседа

 

Беседа

«Васька кот», «Лохматый пес», «Птичка и кошка», «Котята и щенята».

«Кәрия-зәкәрия»

 

«Случай в подъезде» М.Джалиль (старшая группа)

«Мой пес» М.Джалиль (старшая группа)

«Вороватый кот» М.Джалиль (старшая группа)

«Соловей и родник» М.Джалиль (подготовительная группа)

«Клятва», «Моей дочери Чулпан» М.Джалиль (подготовительная группа)

Познавательное развитие Знакомство с поэтом М.Джалилем.

Знакомство поэтами и писателями Татарстана.

Рассматривание картин, иллюстраций и книг о животных, птицах с использованием стихов

М.Джалиля

Чтение стихов М.Джалиля

 

Дидактические игры

 

 

 

 

Знакомство с устным народным творчеством

Рассматривание картин, иллюстраций, книг, презентаций о М.Джалиле

Беседа, рассматривание картин, иллюстраций, книг

«Поэты и писатели Татарстана – герои войны»

«Домашние животные»

«Домашние птицы»

«Птицы родного края»

«Красная ромашка», «Мой пес»,

«Кукушка», «Клятва», «Петушок», «Вороватый кот», «Случай в подъезде», «Мой город», «Я знаю пять…(названий улиц; театров; парков; имен спортсменов и т.д.)».

«Домашние и дикие животные» «Домашние птицы», «Перелетные и зимующие птицы»

Пословицы и поговорки о Родине

Речевое развитие Чтение стихов

М.Джалиля

«Красная ромашка», «Мой пес»,  «Кукушка», « Клятва», Петушок», «Вороватый кот», «Моей дочери Чулпан»

«Случай в подъезде»

Художественно-эстетическое развитие Аппликация

Рисование)

 

Рисование

 

Рисование

 

Рисование

 

Рисование

«Красная ромашка» (старшая группа)

«Домашние животные – кот и пес» (подготовительная группа)

«Домашняя птица – петушок» (старшая группа)

«Птица родного края – кукушка» (старшая группа)

Пейзаж «Мой край родной»

«Осень пришла» М.Джалиль (подготовительная группа)

Художественно-эстетическое развитие Музыка:

Слушание

 

 

 

Хороводная игра

 

Татарский танец

Песня «Часы», «Вороватый котенок»

Песня на слова М.Джалиля «Колыбельная дочери»

Отрывок из оперы Н.Жиганова  «Муса Джалиль»

«Красная ромашка»

 

Работа с родителями Консультация для родителей «Подвиг М.Джалия»

«Взгляд детей на мир через стихи М.Джалиля»

 

Выставка Рисунки детей «Мой поэт Муса Джалиль»

 

 

Этапы реализации задач:

  1. Организационный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

Организационный этап

– Определение цели и задач.

– Составление плана работы проекта.

– Изучение методической  литературы.

– Подбор, изготовление методических пособий и материала, составление презентаций.

Основной этап

 

Дни недели.

Цели и задачи

Мероприятия Ответственные
Понедельник

Познакомить детей с жизнью и творчеством великого поэта М.Джалиля, вызвать интерес к его творчеству.

Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.

Развивать эмоционально-целостное отношение к своей семье.

Оформление мобильных библиотек по произведениям  М.Джалиля

«Всё о М. Джалиле»

Воспитатели групп
Беседы о творчестве и биографии писателя.

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатели групп
Чтение  и беседа по стихотворениям М.Джалиля: «Кукушка», «Петушок».

Беседа по стихам  М.Джалиля: «Кукушка», «Петушок»

Подвижная игра: «Совушка ».

Дидактические игры: «Домашние птицы»,  «Перелетные и зимующие птицы».

Рисование «Птицы родного края»

Воспитатели старших групп

 

Чтение и беседа по стихотворению М.Джалиля «Моей дочери Чулпан»

Слушание песни на стихи М.Джалиля «Колыбельная дочери»

Дидактические игры «Моя семья»,

Подвижная игра Кәрия-зәкәрия»

Чтение стихотворения М.Джалиля « Осень пришла»

Рисование: пейзаж «Мой край родной»

Консультация для родителей: «Подвиг М.Джалиля »

Воспитатели подггтовительных групп
Вторник

Патриотическое и гражданское воспитание на примере творчества

М.Джалиля

Знакомить с поэтами и писателями Татарстана – героями войны

Воспитывать  интерес к художественно-эстетическому развитию

 

Рассматривание книг, иллюстраций

Чтение и беседа по стихотворениям М.Джалиля

« Клятва», « Соловей и родник»

Слушание отрывка из оперы

Н. Жиганова « Муса Джалиль»

Игра-эстафета «Передай пакет»

Воспитатели подг. групп
Чтение стихотворения М.Джалиля «Красная ромашка»

Аппликация « Красная ромашка»

Хороводная игра «Красная ромашка»

Подвижная игра «Котята и щенята»

Консультация для родителей  «Взгляд детей на мир через стихи М.Джалиля»

Воспитатели старших групп

 

Среда

-Дать знания о достопримечательностях родного города; памятных местах жизни М.Джалиля

Развивать выразительность и связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей

-Воспитывать бережное отношение к городу и культурным ценностям

 

 

Рассматривание фотоальбома «Жизнь замечательных людей. Муса Джалиль

Дидактическая игра «Мой город»

Чтение и беседа по стихотворению М.Джалиля «Случай в подъезде»

Подвижная игра «Тубятяй»

Воспитатели старших групп
Рассматривание фотоальбома «Жизнь замечательных людей. Муса Джалиль»

Беседа по содержанию альбома

Дидактическая игра «Я знаю пять… (названий улиц; театров; парков; имен спортсменов и т.д.)»

Чтение и беседа по стихотворению М.Джалиля «Мой пес»

Рисование « Мой верный друг»

Подвижные игры «Лохматый пес», «Котята и щенята»

Воспитатели подг. групп
Четверг

Закрепить знания о родном крае и воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

Формировать бережное отношение к живой природе

Развивать интерес к играм-драматизациям

Воспитывать у детей интереса к устному народному творчеству, культуре и традициям

Чтение и беседа по стихотворению М.Джалиля «Вороватый кот».

Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»

Рисование «Домашние животные: кот и пес»

Игра-драматизация по стихотворению «Вороватый кот»

Подвижные игры «Васька кот», «Птичка и кошка»

Беседа «Знакомство с устным народным творчеством» –пословицы и поговорки о Родине

 

Воспитатели групп
Пятница

Закрепить знания детей о творчестве поэтов и писателей Татарстана

Формирование и развитие художественно-эстетических и ценностных ориентиров, духовных ценностей

Воспитание патриотизма и любви к Родине

 

Конкурс детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям

М.Джалиля

Итоговое мероприятие: Поэтический вечер «Герой-поэт Муса Джалиль»

Воспитатели групп Воспитатель по обучению татарскому языку.

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

 

 

Заключительный (итоговый) этап

Итоговое мероприятие: Поэтический вечер «Герой-поэт Муса Джалиль» для старших и подготовительных групп .

Описание продукта, полученного в результате проекта

Фотоальбом «Жизнь замечательных людей. Муса Джалиль». Выставка детских рисунков

«Мой Джалиль». Поэтический вечер «Герой-поэт Муса Джалиль, посвященный 117 летию М.Джалиля»

Материально-технические ресурсы: наглядные материалы: плакаты,  иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, мультимедийное оборудование.

Заключение

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть подрастающее поколение к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Работа, проводимая по проекту «Герой-поэт Муса Джалиль» обогащает опыт и знания, развивает и активизирует всех участников образовательного процесса, способствует заложению основных понятий у детей о народной культуре, формированию и развитию художественно-эстетических и ценностных ориентиров, прививает любовь к культуре татарского народа Работа, проводимая по реализации проекта, помогает детям стать мыслящими, неординарными, творческими людьми, способными возродить и сохранить духовные ценности своей семьи и народной культуры в целом.