Фразеологизмы

Фразеологизмы

(Применение case-study как современной технологии при изучении темы «Фразеологизмы»)

 

Татьяна СЕМЕНОВА,

учитель русского языка и литературы школы № 84 г. Казани

К важным особенностям современного образования относится возможность его постоянного совершенствования, при этом все больше внимания уделяя развитию личности, которая будет многогранна, способна к самооценке, саморазвитию и самоанализу. Именно это предопределяет необходимость поиска технологий обучения, способствующих развитию навыков и умений, эффективному решению проблем и трудных случаев, которых невозможно избежать в процессе реальной учебной деятельности, в целом, и в процессе обучения русскому языку, в частности.

В настоящее время получает довольно широкое использование в процессе обучения в школе метод case-study, прежде всего за счет возможности применения большого количества разнообразных кейсов. В работе с учениками на уроках русского языка появление и развитие метода case-study обусловлено возникающими задачами, которые заключается не только в предоставлении школьникам знаний, но и обеспечении формирования и развития познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного интеллектуального труда.

Применим на уроке русского языка разработку кейса при изучении темы «Фразеологизмы» для оценки возможности case-study.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, полученных о фразеологизмах в предыдущих классах.

Цель урока: организация образовательного пространства, способствующего повторению основных понятий фразеологии, особенностей функционирования фразеологических единиц, обеспечивающего формирование языковой и лингвистической компетенций.

Задачи:

Дидактические – наблюдение над семантикой, стилистическим употреблением, синтаксической ролью и грамматическими особенностями фразеологических единиц.

Развивающие – умение использовать фразеологические обороты в разговорной речи, соотнесение связь фразеологизмов со словом и словосочетанием, знакомство с историей происхождения некоторых фразеологизмов, сравнение русских фразеологизмов с иностранными.

Воспитательные – воспитание наблюдательности, внимания к использованию в речи фразеологизмов, повышение культуры речи учащихся, воспитание интереса к слову, желание выразить мысль не только точно, но и ярко, образно, повысить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Формы работы на уроке: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная творческая работа.

Оборудование урока: школьные фразеологические словари, мультимедийная презентация, раздаточный материал, «Толковый словарь» С.И.Ожегова.

  1. I. Кейс для организационного момента урока.
  2. Введение. Объявление темы, определение цели и задач урока учащимися.

Основная часть. Понятие фразеологизмов (рисунок 1). Изучение фразеологических единиц представляется немыслимым без учета существующих в языкознании традиций рассмотрения этих единиц как языковых знаков особой природы.

Заключительная часть. Учитель предлагает обратить внимание учащихся на слайд презентации, изучить таблицу (рисунок 2).

  1. Вопросы: любят ли ученики (или не любят) делать то, о чем написано в таблице. Ответ аргументировать.
  2. Заключение. Те фразеологизмы, которые остались без внимания учеников, учитель называет и объясняет их лексическое значение, если обучающиеся не знают.
  3. II. Кейс для актуализации домашнего задания.
  4. Введение. Домашним заданием к уроку было самостоятельное ознакомление со значением и этимологией некоторых фразеологизмов.

Основная часть. На основании материалов, изучающих и объясняющих значение и этимологию фразеологизмов, применить знания к конкретным примерам.

Заключительная часть. а) Обращается внимание учеников на картинки (рисунок 3). б) Учитель направляет внимание учеников на «Источники фразеологизмов» (рисунок 4).

  1. Вопросы: к части а) – объяснить значение фразеологизмов, представленных на картинках, к части б) – рассказать, как произошли фразеологические сочетания и откуда.

III. Кейсы для работы в группах.

  1. Введение. Учитель разделяет класс на 3 группы.

Основная часть. Фразеологизмы являются не просто устойчивыми словосочетаниями, но и могут быть антонимами и синонимами друг другу.

Заключительная часть. Учитель раздает каждой группе индивидуальные карточки, на которых написаны буквы.

На слайде представлены фразеологизмы.

  1. Вопросы: ученики должны вспомнить фразеологизмы на буквы, написанные на карточке (рисунок 5).

Необходимо из представленных словосочетаний подобрать к фразеологизмам синоним и антоним (рисунок 6).

Первой группе предлагается вспомнить фразеологизмы со словом глаз, второй группе со словом язык, третьей группе – со словом зуб.

  1. Заключение.

Ученица составила предложения с некоторыми из них:

  • Мой старший брат водил меня за нос по всей квартире.
  • У юноши глаза разбегались в разные стороны – он не знал, куда смотреть.

Разобрать недочеты и составить предложения правильно.

  1. IV. Кейс для работы с текстом.
  2. Введение. Фразеологизмы широко используются как в простонародье, так и в литературных произведениях.

Основная часть. К характерной черте литературного произведения относится наличие эмоционально-экспрессивной информации, создаваемой особым отбором выразительных средств, которые рассчитаны на определенное воздействие на читателя. В качестве такого средства авторы нередко используют фразеологизмы.

Заключительная часть. Прочитайте стихотворения В.Суслова «Бывает частенько, что слово одно…».

  1. Вопросы: выпишите из стихотворения фразеологизмы.

Для чего в тексте и вообще в нашей речи фразеологизмы?

Что же такое фразеологизмы?

Каким членом предложения являются фразеологизмы?

  1. Заключение: обсуждение ответов, заполнение листа флипт-чарта (рисунок 7).

Таким образом, мы установили возможность применения CaseStudy (специфического метода обучения, который применяется для решения образовательных задач) на уроках русского языка. Основная суть данной технологии обучения состоит в осмыслении, проведении критического анализа и решении конкретного случая или проблемы. Это своеобразный инструмент, с помощью которого в учебную среду возможно перенести часть реальной жизни, практическую ситуацию, которые необходимо не только обсудить, но и представить обоснованное, аргументированное решение. Как правило, кейсы готовятся в письменной (наглядной) форме и составляются на собственном опыте или опыте реальных людей. Высокая концентрация ролей в кейсе позволяет приблизить данную технологию к игровым методам.

Благодаря работе с кейсами на уроках русского языка происходит совершенствование мыслительных операций учеников, развитие связной устной речи, расширение и актуализация словарного запаса.