Фотография жива до сих пор…

 

(Урок русской литературы в 8 классе по рассказу В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Дмитрий ШУРХАЕВ,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы №68 г. Казани

Данная оригинальная авторская разработка является попыткой спланировать урок литературы в 8 классе с точки зрения современных требований работы с текстом, основанной на формировании читательских компетенций, отработки навыков читательской грамотности. Урок предполагает работу учащихся с текстом рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Эта работа потребует создание учащимися в группах своих продуктов в виде сплошных текстов (тексты домашнего задания, тексты-комментарии, тексты-цитаты) и несплошных текстов (создание своих таблиц с данными). По сложности выполнения задач данные задания условно можно отнести к заданиям 3 – 4 уровня сложности по PISA.

Цель: определить эстетическую роль фотографии в жизни людей второй половины ХХ века на примере рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» и устных рассказов, подготовленных самими учениками класса.

Задачи:

– проанализировать роль старых фотографий в жизни семей учеников класса, определить их эстетическую роль;

– выявить в ходе текстового анализа рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» значимость для местных жителей факта фотографирования их детей-школьников;

– сформулировать выводы о значимости фотографии в жизни людей второй половины ХХ века и людей современных, живущих в первой половине XXI века.

Тип урока: урок поиска и оценки информации.

Планируемые результаты:

личностные: осмысление каждым учащимся эстетической роли фотографии в жизни их старших родственников и всех их современников;

метапредметные: освоение универсальных учебных действий:

познавательные: сбор информации, определяющий ценность и значимость эстетической сущности фотографии как таковой в жизни семей учеников класса.

регулятивные: сопоставление данных, полученных учащимися в кругу своих семей с текстом рассказа Виктора Астафьева, формулирование соответствующих выводов;

коммуникативные: умение находить в тексте рассказа В.Астафьева тезисную информацию, характеризующую факт фотографирования местных школьников как важный, значимый этап в жизни их деревни.

Виды деятельности учащихся на уроке: индивидуальные выступления с результатами полученной дома информации, работа с текстами, поиск информации, работа в группах, создание коллективных информативных тезисов, подтверждающих значимость озвученных фактов, групповое составление таблиц полученных результатов.

Оборудование урока: мультимедийная презентация.

Ход урока

Организационный момент (2 мин.)

Слово учителя. Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами второе по счету занятие по рассказу Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». В ходе первого урока некоторым из вас было дано индивидуальное задание найти в своих семейных архивах старые фотографии со своими ближайшими родственниками, на которых вас нет, а также подготовить небольшие рассказы об этих фотографиях и их истории. В процессе ваших рассказов ваши фото будут спроектированы на экран для совместного, общеклассного просмотра.

И еще: сегодня на уроке мы будем работать двумя исследовательскими группами и решать разные задачи по предложенным текстам. (Далее учитель приглашает к доске двоих учащихся из двух учебных групп с целью сообщить результаты домашнего задания.)

МОМЕНТ №1 – «Фотография, на которой меня нет» (7 – 8 мин.)

1-й учащийся. На фотографии, которую вы сейчас видите на экране, изображены мои родители – мама и папа. Они, как вы видите на слайде, находятся в здании нашего городского цирка и сфотографировались вместе с цирковыми артистами и их подопечными – цирковыми собаками и кошками.  

Родители решили сфотографироваться вместе с артистами и животными для того, чтобы принести домой живые впечатления от циркового представления, которое я вынужден был пропустить, потому что неожиданно заболел и не имел физических сил, чтобы самому сходить на него. Такова краткая история этого семейного фото.

Учитель. Спасибо большое, ну а у нас еще один рассказ о фотографии, на которой вас нет.

2-й учащийся. Эта фотография была сделана позапрошлым летом на пикнике в одном из живописных пригородов нашего региона. Здесь вы видите моих родителей и младшего брата. Они решили сфотографироваться на фоне реки Волги. Меня на этой фотографии нет, потому что я в этот период времени находился на тренировочных сборах в своем спортивном лагере от футбольной секции. Родители прислали мне это фото в лагерь в память о себе и как наглядное напоминание о том, как меня не хватает для полного семейного комплекта.

Учитель. Хорошо, спасибо за интересные истории. Я думаю, что обе наши исследовательские группы внимательно слушали рассказы своих одноклассников и готовы обменяться мнениями. Вот вам вопрос для обсуждения: что, по-вашему, объединяет оба снимка наших учащихся с текстом рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?  Пожалуйста, слово предоставляется первой учебной группе.

Учащийся 1-й группы. Совершенно очевидно, что первый снимок имеет ту же причину отсутствия на фото ученика – болезнь, только в нашем случае – простудное заболевание, а в рассказе Виктора Астафьева заболевание ног. По- моему, так.

Учитель. Так, согласен. А что мне скажут исследователи второй группы?

Учащийся 2-й группы. Мне кажется, что единственная точка соприкосновения второго фото с рассказом «Фотография, на которой меня нет» – это место действия. Герои В.Астафьева – деревенские жители, и фотография школьников была сделана в деревне. Фото нашего одноклассника тоже была сделана не в городе, а в загородной местности, возможно, где-то рядом и была деревня.

Учитель. Так, очень хорошо. Молодцы! Ну и, конечно же, во всех случаях речь идет о фотографии, т. е. о том, что является темой нашего сегодняшнего урока – «Фотография жива до сих пор…» Кстати, эти слова взяты нами также из рассказа Виктора Астафьева.

МОМЕНТ № 2. — «Фотография жива до сих пор…»

Учитель. А теперь мы переходим ко второй, практической части урока. Две наши условно поделенные исследовательские группы будут решать определенные задачи. Первая группа работает непосредственно с текстом Виктора Астафьева. Ваша задача – цитатно, не более 1 предложения, подобрать фразы, отвечающие условной теме: «Фотография в деревне – целое событие!» Каждая цитата в ходе работы должна быть коротко прокомментирована как доказательство то теме. У вас на столах есть таблица, которую, в ходе исследования, вы и должны заполнить. Вторая же группа будет работать и с текстом, и с различными высказываниями различных людей о фотографии как таковой. Вы должны в свою таблицу внести только те высказывания, которые, по вашему мнению, наиболее точно и полно соответствуют духу рассказа Виктора Астафьева и его финальной фразе в рассказе: «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Итак, начинаем работать. (По окончании работы учащиеся знакомят со своими результатами.)

Вероятные результаты исследования 1-й группы

Ключевая фраза Цитаты из текста
«Фотография в деревне – целое событие!» 1. Нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие.

2. Из города на подводе приехал фотограф!

3. По этому случаю занятия в школе были прерваны.

4. Учитель и учительница – муж с женою – стали думать, где поместить фотографа на ночевку.

5. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя.

6. Фотограф был пристроен на ночь у десятника сплавконторы.

7. Фотографу, конечно же, в доме Чехова – самое подходящее место.

8. Там его и разговором умным займут, и водочкой городской, если потребуется, угостят, и книжку почитать из шкафа достанут.

9. Всем хотелось угодить фотографу, чтобы оценил он заботу о нем и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал.

10. Вздохнул облегченно учитель.

11. Ученики вздохнули.

12. Село вздохнуло – все переживали.

13. Самолучший это в городе фотограф!

14. Он хочь на портрет, хочь на пачпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чем заснимет!

 

Вероятные результаты исследования 2-й группы

 

Ключевая фраза Цитаты
«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». 1. «Выдающаяся фотография – это глубина чувств, а не глубина резкости». Питер Адамс

2. «Вы не фотографируете, вы создаете». Ансель Адамс

3. «Что мне нравится в фотографии, так это то, что в ней пойман момент, который ушел навсегда, который невозможно воспроизвести». Карл Лагерфельд

4. «В фотографии есть настолько тонкая реальность, что она становится все более реальной, чем сама реальность». Альфред Штиглиц

5. «Лучшие изображения это те, которые сохраняют свою силу и влияние на протяжении многих лет, независимо от того, сколько раз их рассматривают». Anne Geddes

6. «Нет никаких правил для хороших фотографий, есть только хорошие фотографии». Ансель Адамс

7. «Красоту можно подметить во всем, виденье и составление красоты это то, что отделяет снимок от фотографии». Мэтт Харди

8. «Для меня фотография – это искусство наблюдения. Речь идет о поиске чего-то интересного в обычном месте … Я обнаружил, что это имеет мало общего с тем, что вы видите и со всем, что связано с тем, как вы видите». Эллиот Эрвитт

9. «Меня не интересует фотография сама по себе. Я лишь хочу захватить минутную часть реальности». Анри Картье-Брессона

10. «Фотография может представлять только настоящее. Как только вы это сфотографировали, оно становится частью прошлого». Беренис Эбботт

11. «Если вы фотографируете в цветном, то показываете цвет одежды, а если вы снимаете в черно-белом цвете, то показываете цвет души».  Неизвестный автор

12. «Большинство моих фотографий основано на людях, я смотрю на неохраняемый момент, когда душа выглядывает, тогда опыт выгравирован на лице человека». Стив Мак-Карри

13. «Фотографии – это открытые двери в прошлое, но они позволяют заглянуть в будущее». Салли Манн

14. «Хороший снимок останавливает ускользающее мгновение». Eudora Welty

15. «Фотография подбирает факт из жизни, и он будет жить вечно». Рагху Рай

 

Комментарии 1-й группы (комментарии может суммировать один учащийся, а могут и разные). Неслыханно важное событие – приехал фотограф. Если бы фотограф не был значительным лицом, то на него просто бы не обратили никакого внимания. А тут многие люди, и даже все село переживало, где фотографа получше разместить на ночлег, как о нем позаботиться, чтобы потом фотографировал лучше. Фотографа в тексте называют персоной, даже занятия в школе по этому поводу прервали.  Одно слово – «Самолучший это в городе фотограф!»  Вот как-то так…

Учитель. Хорошо, спасибо большое! Послушаем комментарии второй группы:

Комментарии 2-й группы (комментарии может суммировать один учащийся, а могут и разные, учащиеся читают фрагменты из рассказа Виктора Астафьева). Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня… В гуще ребят, в самой середке — учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят…

Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя – сибиряк.

Как суетились бабы по селу, спешно собирая у соседей и родственников шубенки, телогрейки, все равно бедновато, шибко бедновато одеты ребятишки. Зато как твердо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач. школа 1-й ступени». На фоне деревенского дома с белыми ставнями — ребятишки: кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл, кто сидит, кто стоит, кто на снегу лежит.

Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах — всего больше их и красуется на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше «сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядья красуются в фанерном автомобиле, одна тетка в шляпе вроде вороньего гнезда, дядя в кожаном шлеме, севшем на глаза; пусть казак, точнее, мой братишка Кеша, высунувший голову в дыру на материи, изображает казака с газырями и кинжалом; пусть люди с гармошками, балалайками, гитарами, с часами, высунутыми напоказ из-под рукава, и другими предметами, демонстрирующими достаток в доме, таращатся с фотографий.

Я все равно не смеюсь.

Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда.

Ученик. Мы не зря привели здесь этот фрагмент из рассказа Астафьева. Вслушайтесь! Ведь это все отголоски наших цитат: здесь и «глубина чувств» героев фотографии, здесь и «факт из жизни, который будет жить вечно», здесь и «пойман момент, который ушел навсегда, который невозможно воспроизвести».

«Большинство моих фотографий основано на людях, я смотрю на неохраняемый момент, когда душа выглядывает, тогда опыт выгравирован на лице человека», — пишет один автор. А разве на фотографии из рассказа Астафьева души детей «не выглядывают»?

«Фотографии – это открытые двери в прошлое, но они позволяют заглянуть в будущее». Что касается этой фразы, то она напрямую перекликается с финальной фразой писателя: «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

МОМЕНТ №3 – Рефлексия (3 – 4 мин.)

Учитель. Ребята, спасибо за такую плодотворную работу на уроке. В финале  хотелось бы спросить: у кого какие впечатления останутся?

Вероятные ответы учащихся.

– Рассказ Виктора Астафьева ненавязчиво призывает нас, читателей, трепетно относится к страницам нашей отечественной истории в живых людских лицах, запечатленных на фотографии;

– «Фотография, на которой меня нет» – это рассказ-ностальгия по трудному, но такому счастливому детству. А счастье трудного детства в том, что детство есть детства, когда все проще, легче, мечтательнее.

– Фотография, действительно, жива до сих пор, потому что настоящая фотография всегда будет манить к себе, привлекать внимание.

Учитель. Ребята, а вам не кажется, что, именно в наше время фотография как-то утратила свою эстетическую, даже, я бы сказал, воспитательную функцию. Сейчас фотографировать со своего смартфона может каждый и даже не из очень хороших побуждений, и при всем при том очень часто.

Учащиеся. Ничуть. В рассказе Виктора Астафьева речь идет о настоящей профессиональной фотографии, уже изначально имеющей историческую значимость. А вы говорите не о фотографиях, а о фотографическом баловстве. Это все же разные вещи.

Учитель. Понял, спасибо. Ну что же, пора заканчивать. В качестве домашнего задания хочу предложить вам написать небольшой отзыв об этом уроке. Хочу в письменном виде узнать все ваши впечатления об этом занятии. Договорились?.. Но это уже другая история. А нынешний наш урок закончен.