Формы взаимодействия с родителями по организации языковой среды в группах младшего дошкольного возраста

Формы взаимодействия с родителями

по организации языковой среды в

группах младшего дошкольного возраста

 

 Джавагира ФАТЫХОВА

воспитатель по обучению

татарскому языку

Татьяна КУРБАТИНА  

воспитатель

детский сад №230

г.Казани

 

Детский сад – первое звено в системе образования. Поэтому одна из основных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОО – формирование правильной устной речи детей, на основе овладения ими языком своего народа.

Главная цель речевого развития состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Обучение языку – планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

В детском саду применяются разные формы и методы в зависимости от намеченных целей и поставленных задач. Также мы учитываем и возрастные особенности детей.

В данной методической разработке представлен опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Для эффективного, успешного результата воспитательно-образовательного процесса в ДОО, необходимо организовывать планомерное взаимное сотрудничество с родителями.  Однако родители не всегда обладают достаточным объемом знаний и умений в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их, предложив родителям свою помощь. У родителей есть возможность наблюдать и радоваться успехами своих детей не только на открытых занятиях, а также на утренниках, вечерах досугов и развлечений. Дети с удовольствием поют песни, выступают с татарскими танцами и рассказывают короткие стихотворения, которые выучили на занятиях татарского языка.

Работу по вовлечению родителей велась по четырем направлениям:

– Информационно-аналитическая

– Информационно-просветительская

– Наглядно–информационная

– Досуговая

  1. Основной задачей информационно аналитической формы организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об культурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностей родителей в психолого-педагогической информации. К данной форме можно отнести анкетирование, проведение опросов, беседы.
  2. Просветительские формы направлены на развитие педагогической компетентности родителей, с целью формирования у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в воспитательно-образовательном процессе детского сада, формирование психолого-педагогической культуры родителей; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми; индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «воспитатель – родитель». К ним относится лекция, дискуссия, общие и групповые родительские собрания.
  3. Досуговые – помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Это утренники, соревнования, выставки, совместные походы и экскурсии.
  4. Наглядно-информационные решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, увидеть работу воспитателя.

Коммуникация – главная цель нашего обучения, так как основная функция языка – быть средством общения. Мы понимаем, что ребенка нужно научить не только отвечать на вопросы, но самому их задавать, поддерживать разговор, беседу, налаживать совместную деятельность со сверстниками.

Одна из важнейших форм обученияигра. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции.

Большое внимание в группе  уделяется   изучению татарских народным играм. Это и пальчиковые игры, считалки, пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи и сказки. Кроме правил каждая игра содержит речевой компонент, который является основой для закрепления активного словаря. Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений навыков практического владения татарским языком в устной форме.

В младших группах в процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики усвоенных слов.

Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

Мы хотим представить вам некоторые игры, которые мы используем в своей группе:

Дидактическая игра

«Накорми куклу? – Курчакны ашат?»

Цель: Активизировать словарь, учить названия овощей и фруктов на татарском языке.

Ход игры: Детям раздаются картинки овощей и фруктов.

 Воспитатель: Это что? (Бу нәрсә?). Это яблоко, кишер, лук… (бу алма, морковь, суган…

Воспитатель: Это что? (Бу нәрсә?)

 Ребенок: Это яблоко. (Бу алма)

Воспитатель: Да. (әйе)

Ребенок: Алсу кушай. (Алсу аша)

Воспитатель: Спасибо. (Рәхмәт) (Вместо куклы говорит воспитатель)

Дидактическая игра

«Подарки к дню рождению Акбая – Акбайның туган көненә буләкләр»

Цель:  закрепить название  предметов  на татарском языке, ответить на вопрос:  Это что? Бу нәрсә?

Ход игры:

Каждый ребенок  достает предмет дарит Акбаю. Описание игры: воспитатель рассказывает детям, что у Акбая – день рождение. Ему надо подарить подарок. Акбаю очень нравится играть с игрушками. Показывая картинки с изображением игрушек, воспитатель вместе с детьми проговаривает название игрушек.

 Воспитатель: Что у нас есть? (Нәрсә бар?)

Ребенок: Это мяч. (Бу туп).

Воспитатель: Да (Әйе). Подари Акбаю.

Ребенок: Акбай, бери мяч. (Акбай, тупны ал).

Воспитатель: Спасибо. (Рәхмәт). (Отвечает за Акбай или за  ребенок)

Дидактическая игра

«Предложи медведям мебель и посуду – Тәкдим ит»

Цель: Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.

Воспитатель показывает трех медведей и говорит, что им нужно подобрать мебель и посуду по величине.

Большому медведю большую (зур) кровать, большой стул, большой стол, а маленькому – маленький (кечкенә) стол, стул и кровать. Дети отвечают на татарском языке.

Дидактическая игра

«Цветочки– Чәчәкләр»

Цель: закреплять знание названий цветов, умения подбирать предметы по цвету; развивать речь.

Описание игры: воспитатель с детьми рассматривает разноцветный цветок.  Затем воспитатель просит: найти прищепке соответствующий лепесток, проговаривая названия цвета.

Дидактическая игра

«Кто в домике живет? Бу өйдә кем яши?»

Цель: научить детей узнавать и правильно называть членов семьи, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику пальцев, воспитывать усидчивость.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живет семья. (открывает папочку, а там изображение членов семьи). Затем стрелочкой указывает, кто живет в домике. Дети называют изображенных на картинках всех членов семьи, поворачивая стрелочкой (иногда и двумя стрелками).

2 вариант игры «Назови, кто это? Бу кем?»

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: «Это кто?» («Бу кем?»). Дети отвечают: «Это мама» («Бу әни») и т.д.