Формы внеурочной деятельности по химии в условиях профильного обучения

№62

Салимя КУРБАНОВА,

учитель химии высшей квалификационной категории Лесхозской средней школы Арского района

Современная школа рассматривает результат образования не как накопление предметной информации, а как комплекс умений, позволяющих добиваться требуемого результата. Это приводит к изменению задач, решаемых в современном образовательном процессе. Учитель не только передает объективные знания учащимся, но и способствует развитию их инициативы и самостоятельности, организует деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог реализовать свои способности и интересы. Он создает условия, в которых учащиеся развивают свои способности, накапливают опыт применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развивает их компетентности. Для успешной реализации профильного обучения особое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся.

В нашей школе с 2004 года успешно реализуется химико-биологический профиль. В специфических условиях сельской школы, нами применяется модель предпрофильной и профильной подготовки учащихся старших классов химико-биологического образования, которая сегодня находится на новом этапе своего развития. Однако, даже в условиях профильного обучения, ресурсов образовательного учреждения не всегда оказывается достаточно для организации практикоориентированной деятельности с целью формирования устойчивого круга интересов и профессинальной ориентации старшеклассников.

Единственным выходом в данной ситуации является расширение сотрудничества с вузами. По нашему мнению, предназначение школы – интеллектуальное, творческое развитие и социализация старшеклассников, формирование активной жизненной позиции, профильная допрофессиональная подготовка в системе «школа – вуз».

Как важная инновация нами рассматривается реализация договора о создании учебно-педагогического комплекса «школа – вуз», который позволяет целенаправленно и организованно использовать ресурсы (материально-технические, учебно-методические, кадровые) системы высшего образования в организации образовательного процесса школы. На сегодняшний день мы можем говорить о системном взаимодействии коллективов школы и профильных вузов: Казанского национального исследовательского технологического университета (КХТИ) на различных уровнях (лаборатории, библиотеки, культурно-массовые мероприятия и т.д.), которые приводят к появлению в образовательном пространстве школы нового качества, отвечающего признакам личностно-ориентированной модели образования и способной к воспитанию творческой, профессионально ориентированной личности. Старшеклассники начинают ощущать себя частью образовательного пространства «школа – вуз», комфортно чувствовать себя в нём, осознанно ставить цели. Организации комплекса предшествовала большая разъяснительная работа на родительских собраниях. От сотрудничества вуза со школой родители ждут многого: повышения уровня образования своих детей, углубленных знаний по выбранным предметам, психологической адаптации детей к вузовской системе образования, помощи в поступлении своих детей в вуз.

В рамках вышеуказанного комплекса реализуется инновационное по содержанию, методам обучения и развития образовательной системы сотрудничество учащихся классов и преподавателей этих университетов (преподавателей кафедр неорганической, органической, аналитической и коллоидной химий КНИТУ-КХТИ). Чтение спецкурсов, руководство научно-исследовательской деятельностью, внедрение метода проектов, метода творческих задач, разработка новых видов занятий, далеко не полный перечень точек соприкосновения университетов и школы в реализации образовательного процесса. Одним из способов повышения эффективности преподавания химии и биологии являются учебно-тренировочные занятия. Такие занятия  проводятся раз в полугодие (с проживанием в профилактории КНИТУ-КХТИ в течение 3 – 4 дня). Эти занятия ведутся по нескольким направлениям: подготовка к ЕГЭ по химии, подготовка к Всероссийской, республиканской олимпиадам, выполнение исследовательских проектов учащимися.

А также мы посещаем музеи КФУ, КНИТУ-КХТИ и дом-усадьбу А.Е.Арбузова. Участвуем в олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах. Наши учащиеся активно участвуют в научно-практической конференции «Нобелевские надежды», проводимой КНИТУ-КХТИ, Поволжской научной  конференции учащихся   им. Н.И.Лобачевского, Поволжской научной экологической конференции школьников им. А.М.Терентьева, в региональной научно-исследовательской конференции школьников и студентов «Наука. Культура. Казань» и становятся победителями и призёрами. Учащиеся имеют возможность применять свои знания в новой ситуации, принимать нестандартные решения, получать первичные навыки исследовательской работы, взаимодействия в коллективе, проявлять личностные качества, т.е. формируют и развивают ключевые компетенции в сферах познавательной и социально-трудовой деятельности. Глубина и прочность знаний по профильным предметам показывают результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады по экологии.

Практическая часть профильных предметов проходят в лабораториях КНИТУ-КХТИ .

Особенно широко используем потенциал вуза в руководстве научно-исследовательской работой, которая рассматривается как системообразующая в образовательном процессе школы, способствующая формированию творческой личности в профильном обучении и профессиональном самоопределении. Темы экологических исследований: «Гидрохимический мониторинг качества вод в верховьях реки Казанка», «Комплексное использование биомассы древесины основных лесообразующих пород лесного фонда Арского лесхоза». Такой вид деятельности способствует экологическому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся старших классов. Второй учебный год учащиеся IX – X классов занимаются в профессорской школе В.Н.Башкирова, доктора технических наук, профессора КНИТУ-КХТИ, зав кафедрой «Химическая технология древесины». Эта форма работы была совершенно новой для учащихся нашей школы и как оказалось очень увлекательной и успешной. Раз в месяц учащиеся посещали лабораторию кафедры химической технологии древесины. Первые занятия с ними были посвящены ознакомлению с техникой безопасности и лабораторным оборудованием. Школьники проявили большой интерес к способам сборки приборов и проведению химических реакций в области химии древесины. На последующих занятиях учащиеся работали над вопросами химической переработки биомассы дерева, провели серию практических занятий по химической переработке древесины. Итогом практических занятий явилось выполнение исследовательской работы по теме «Комплексное использование биомассы дерева основных лесообразующих пород лесного фонда Арского лесхоза».

Ежегодно в мае месяце проводим школьную научно-практическую конференцию «Арский район в наших исследованиях», на которой подводятся итоги исследовательской деятельности учащихся. В её работе принимают учащиеся старших классов, представители базового предприятия ГКУ «Арское лесничество», научные руководители работ учащихся – преподаватели КНИТУ-КХТИ. Участвуя в этой конференции, учащиеся  получают возможность приобретения опыта публичного выступления, умения слушать и слышать задаваемые вопросы, выстраивать ответы на них. Все эти навыки используются выпускниками школы при получении высшего профессионального образования. На сегодня школьная конференция приобрела статус районной. В 2016 году данная конференция была посвящена Году водоохранных зон в РТ и прошла под эгидой молодых ученых КНИТУ-КХТИ. Представленные наши работы все стали победителями в своих секциях. По итогам конференции была опубликована статья «Наука – занятие приятное» в районной газете «Арский вестник».

Реализация учебно-педагогического комплекса «школа – вуз» осуществляется в течение всего учебного года.

Ещё одна сторона взаимодействия школы и вуза – совместное проведение летней оздоровительной кампании. Ежегодно на базе республиканского детского оздоровительно-образовательного центра  «Костер» учащиеся старших классов принимают участие в профильных сменах юных экологов «Биосфера», юных химиков «Орбиталь».

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в школе существуют комплексная модель химического образования. Внеурочная деятельность по предмету «химия» осуществляется  через:

• элективные курсы;

• предметные кружки;

• проектную деятельность;

• олимпиады, конкурсы, конференции;

• исследовательские работы;

• домашние опыты и эксперименты;

• подготовку к экзаменам;

• проведение предметной недели.

Профессионализм, личное обаяние преподавателей факультетов, их заинтересованность в будущих студентах часто становятся определяющим фактором в профессиональном самоопределении. Тьюторство большинства руководителей продолжается и при обучении на I – II курсах вузов.

Наша школа стала инновационной площадкой, совмещающей последние педагогические разработки с современными информационными технологиями. Постоянно происходит обновление методов педагогической деятельности, реформирование классно-урочной системы, многие из которых являются инновационными.

Наши выпускники становятся успешными студентами, ведь они сделали осознанный выбор своего образования и будущей профессии.