Формирующее оценивание: эффективная обратная связь

Формирующее оценивание: эффективная обратная связь

Наталья ЧЕРНЯЕВА

учитель русского языка и литературы

Никольской СОШ

Спасского района РТ

Вопрос формирующей оценки актуален, популярен не только в отечественной педагогике, но и в мире. На эффективность формирующего оценивания для повышения мотивации обучения и качества знаний британские учёные обратили внимание давно. Ещё в 1998 году ими были проведены серьёзные исследования, эксперименты, в результате которых были выделены составляющие, эффективно действующие на успехи учеников. В десятке выделенных оказалось формирующее оценивание.

– Что понимать под формирующим оцениванием?

Формирующее оценивание – это:

– вариант организации текущего контроля успеваемости;

– принцип управления познавательной активностью обучающегося на учебном занятии;

– совокупность методов и приёмов коммуникации, обеспечивающих развивающую обратную связь и стимулирующих освоение обучающимися образовательной программы.

Формирующее оценивание не носит контрольно-измерительной функции, это поддержка ученика в его познавательной активности, это обратная связь. Главное, что процесс оценивания есть: «Я даю тебе обратную связь, я оцениваю твой труд, я оцениваю твой вклад, я оцениваю твои успехи, твои неудачи, твою динамику, твои манипуляции (не понял, не успел), но я это делаю не для того, чтобы результат оценки перевести в баллы, а чтобы показать, на каком этапе освоения материала ты находишься, что делать дальше, чтобы итог освоения был положительным. А итог освоения измеряется контрольной работой по окончании изучения каждого тематического раздела рабочей программы.

Основная функция формирующего оценивания – выявить пробелы в освоении учащимися элемента содержания образования, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Процесс получения информации об уровне усвоении обучающимся учебного материала это и есть обратная связь.

С помощью обратной связи учитель получает представление о динамике и полноте процесса обучения, учащийся получает оценку деятельности, рекомендации по её корректированию.

Какой же должна быть обратная связь, чтобы она дала ожидаемый результат, чтобы с её помощью максимально эффективно восполнить пробелы в усвоении учащимися учебного материала, каковы её составляющие, после какой обратной связи ученику захотелось бы переделывать, улучшать свои достижения? Она должна быть эффективной.

Рассмотрим основные качества эффективной обратной связи.

  1. Своевременность и постоянство

Чтобы у учащегося была возможность корректировать свою деятельность, а у учителя – повторно оценить выполненное задание после обратной связи. Её несвоевременность снижает качество улучшения работы. То есть, чем раньше, тем лучше. Обратная связь наиболее эффективна, если её осуществлять незамедлительно, а не по прошествии нескольких дней. Учащимся, которым немедленно предоставляли обратную связь, показывали большую степень улучшения работы, чем те, что получали с опозданием, даже с 24 часовой задержкой. Показано, что обратная связь после ответа на вопрос, после выполненного задания снижает вероятность формирования неправильных знаний. Поэтому необходимо осуществлять обратную связь на каждом постоянно.

Остановимся на трёх уровнях обратной связи:

– задание

– процесс выполнения задания

– рефлексия

На уровне «Задание» учитель определяет уровень понимания смысла задания, его формулировки. Поэтому, если мы хотим получить обратную связь на этом уровне, то необходимо убедиться в том, что учащийся понял.

На уровне «Процесс выполнения задания» учитель определяет, усвоена ли тема. По результатам работы узнаёт о ходе процесса обучения, о достижениях и затруднениях отдельно взятого учащегося и всего класса в целом. Получив информацию, учитель анализирует результаты и принимает соответствующее решение – продолжить изучение/закрепление или вернуться, повторить, применить другие подходы, приёмы обучения, определяет причины затруднений отдельных учащихся, планирует и организует индивидуальные задания, даёт рекомендации по улучшению работы.

При организации индивидуальной работы полезно акцентировать значимость способов действия с учебным материалом (у ученика могут быть свои алгоритмы, индивидуальный опыт запоминания, выведения, решения, определения), подчёркивать самоинициативу ученика (ученик сам предлагает способы достижения результатов, продвижения, может использовать разные ресурсы постигать учебный материал).

На данном уровне для достижения эффективности обратной связи учителя также могут применять три вида подсказок, которые помогут ученикам определить их следующие шаги:

  1. «Напоминание» обращает внимание ученика на цель обучения: «Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно вспомнить алгоритм разбора».
  2. «Поэтапная помощь» (показ, что нужно сделать) помогает ученикам сосредоточить внимание на определённых аспектах учебной деятельности, расширяет понимание и способствует успешному достижению результатов.

Осуществляется несколькими способами:

  • посредством вопросов;
  • посредством описания;
  • посредством незаконченных предложений.
  1. «Предоставление образца» (пример) даёт учащимся примеры возможных улучшений.

На данном уровне эффективную обратную связь может обеспечит применение техник:

«Измерение температуры»:

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения.

«Сигналы рукой»:

Учитель останавливает выполнение задания и просит учащихся показать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

– Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

– Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен вниз)

– Я не совсем уверен в _______________ (помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял. Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»

Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Приёмы осуществления обратной связи на этапе проверки домашнего задания:

«Карандашные пометки на полях»: 

«Л» – легко, «Т» – трудно, «С» – сомнения, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания. Помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учётом выявленных проблем.

«Найди ошибку»:

Предвидя возможные затруднения при выполнении домашнего задания по теме, можно предложить на следующем уроке устную работу «Найди ошибку», когда всех учеников класса наделяем функциями учителя. На доске заранее записаны не менее пяти заданий, с возможными типичными ошибками, которые могут возникнуть в процессе выполнения домашней работы, записаны ответы. Ученики анализируют задание в течение короткого промежутка времени, молча ставят «+», если согласны с ответом, или « – », если не согласны. Затем вслух анализируются задания, предупреждаются возможные ошибки. Критерии выставления отметки доводится до сведения учащихся. Выполнив задание, школьники с удовольствием ставят оценку себе. Такая работа позволяет охватить всех учеников за короткое время, предупредить появление возможных ошибок, ликвидировать пробелы в знаниях.

Словесная оценка (устная обратная связь):

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Письменные комментарии (письменная обратная связь):

Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры.

Эффективная обратная связь отвечает на следующие три вопроса:

  1. Что сделано хорошо? (Вне зависимости от качества выполненной работы/ задания, поддержать учащегося)
  2. Что требует улучшения? (Показать, где и что следует улучшить)
  3. Как улучшить? (Предоставить целенаправленный совет, конкретную рекомендацию для улучшения работы)

Первым предложением учитель поддерживает учащегося. Далее он показывает проблемные места, при этом делает это корректно – предлагает самому учащемуся улучшить результат. У учащегося появляется стимул самостоятельно заниматься поиском. Затем учитель дает направление для улучшения качества ответа.

В приведенной ниже таблице даются примеры вводных фраз для эффективной обратной связи. Это подсказки общего плана:

Сильные стороны       Что надо улучшить Приёмы для улучшения
Ты можешь… Не забудь, что в этом задании тебе надо сделать… Как бы ты поступил…
То, как ты отвечаешь/решаешь/читаешь, говорит мне, что… Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы… Возможно, тебе надо попробовать…
Ты мыслишь/рассуждаешь правильно, последовательно… Тебе нужно ещё… Твоим следующим действием может быть…
Ты очень хорошо сделал… Ещё один момент, который нужно улучшить… Ты можешь использовать…

 

Сила обратной связи не в её наличии или отсутствии, а в её качестве!

Следующий уровень «Рефлексия» (Многие считают, что рефлексия – приём обратной связи)

Рефлексия обеспечивает эффективную обратную связь.

На данном уровне учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, выявить пробелы в усвоении учебного материала. Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, по итогам изучения темы, целого раздела материала, при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала.

В педагогике есть понятие «двойная рефлексия»: в начале урока и в конце урока.

В начале урока: отвечают на вопрос/выполняют задание с опорой на имеющийся личный опыт.

В конце урока: отвечают повторно на вопрос, сопоставляя с тем ответом, который давали в начале урока, определяя тем самым степень достижения цели.

На данном уровне могут быть применены следующие приёмы: «Мини-обзор», «Неоконченные предложения», «Одноминутное эссе», «Индекс-карточки», «Формативный опрос», «Мини-тест», «Интеллект-карта», Листы обратной связи.

  1. Индивидуальность

Общая обратная связь не даёт понять, что нужно изменить. Она должна быть личностно-ориентированной, так как направлена на конкретного учащегося, его конкретную проблему, на исправление допущенных им ошибок.

  1. Носит описательный, а не оценочный характер

Оценочная обратная связь предоставляет учащимся лишь некоторую информацию в форме общих замечаний, но не даёт учащимся рекомендаций о том, что требует улучшения и каким образом можно этого добиться. Оценочная обратная связь чаще всего осуществляется в виде устных комментариев, информирует и сравнивает учащихся по результатам достижений.

Примеры оценочной обратной связи: Отлично!; Молодец! Правильно; Ты снова допустил ту же ошибку!; Хорошее выразительное чтение! Я горжусь тобой!; У тебя всё получилось. Я тобой довольна; Ты выполнил работу замечательно!; Ты всё время…!; Ты опять…!

Похвала или замечание, направленное на самого учащегося, а не на его учебную деятельность, может иметь отрицательное воздействие. Похвала «Молодец, ты самый быстрый!», «Умница!» может переключить внимание учащегося с учёбы на мнение учителя о нём/ней как о человеке: «Учитель думает, что я умный!» На самом же деле учащийся должен думать о том, что учитель говорит о его/её учебных показателях: «Хорошая работа. Ты делаешь успехи. Правильный ответ».

Описательная обратная связь непосредственно связана с ожидаемым результатом и критериями оценивания. Она предоставляет учащимся указания, рекомендации, советы относительно последующих действий, необходимых для улучшения качества работы. Это создаёт условия, при которых учащиеся берут на себя ответственность за корректировку, улучшение своей работы. Описательная обратная связь вовлекает учителя и ученика в активный диалог о способах улучшения устного ответа или письменной работы, и содержит определенную информацию в форме письменных и устных комментариев. Описательная обратная связь помогает учащемуся улучшать свои академические показатели путём поиска информации о текущих достижениях:

– Где я сейчас нахожусь относительно поставленной цели?

– В каком направлении я двигаюсь?

Описательная обратная связь помогает учащемуся определить необходимость следующих действий:

– Как я могу подтянуть свои знания?

– Что мне необходимо сделать для улучшения качества работы?

В некоторых случаях сочетание оценочной и описательной обратной связи может быть эффективным инструментом влияния на деятельность учащихся. Если оценочная обратная связь даётся, то она всегда должна быть позитивной в целях мотивации учащихся. Для последующих усилий в целях повышения достижений учащихся учителю необходимо предоставлять описательную обратную связь.

Например:

– Отличная работа! Ты полностью охарактеризовал героев. А теперь сравни двух героев произведения, какие отличия и сходства у них есть?

– Молодец! Ты полностью пересказал содержание текста. А теперь рассмотри образы животных и определи, какие черты человеческого характера они показывают?

– Хороший пересказ! Как ты думаешь, описал ли ты образ главного героя? Попробуй описать его по–другому.

Описательная обратная связь, когда учитель не оценивает, а объективно описывает учебную деятельность учащихся, – наиболее действенный метод улучшения успеваемости учащихся.

  1. Позитивность

В обсуждении работы ученика крайне важно отметить успешные стороны, потому что признание мотивирует на дальнейшую работу.

  1. Связь с планируемыми результатами, с целью и критериями

На протяжении всего процесса обучения роль учителя состоит в том, чтобы научить учащихся понимать цель обучения, планируемые результаты и соотносить с ними свою работу. Планируемые результаты заявлены в ФГОС.

Обратная связь даёт ученику представление о текущем состоянии усвоения учебной программы. Поэтому, чтобы обратная связь была максимально полезна, работала на результат (Обратная связь – это прежде всего информация о совпадении цели с результатом!), она должна опираться на чёткие критерии, чтобы у ученика, у родителей не осталось непонимания («А почему у меня «3»? «А почему «2»?). Чтобы ребёнок заметил продвижения, нужны критерии, эти раскладки по единицам учебного материала. Критерии не берутся с потолка. Критериями выступают планируемые результаты учебной деятельности, разрабатываются для оценивания промежуточных работ, должны описывать и оценивать то, что заявлено в цели урока.

Систематическое использование критериев оценивания, обращение учащихся к критериям оценивания облегчает процесс предоставления описательной обратной связи. Он становится более простым и понятным обеим сторонам и оказывает влияние на качество конечного продукта.

В рамках рабочей программы учитель определяет главные «реперные» точки (контрольные точки), которые необходимо достичь. Определяет темы, разделы, при изучении которых целесообразно использовать листы обратной связи. Листы обратной связи могут использоваться для оценки образовательных результатов, для организации промежуточного комментирования результатов выполнения заданий (1–2), для организации работы школьников над заданиями с учётом комментариев. После чего проводится итоговое оценивание, выставление отметки.

Листы обратной связи помогают ученику задуматься о том, каким образом можно улучшить качество работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.

Можно выделить три вида листов обратной связи в режиме формирующего оценивания:

  • листы с местом для свободного комментария учителя;
  • листы, содержащие критерии достижения результата, по которым и ожидается реакция учителя;
  • листы, в которых наряду с критериями достижения результата даны характеристики степени достижения этого результата.

Как же достичь эффективной обратной связи?

Достижение эффективной обратной связи позволяет полноценно увидеть ход процесса получения знаний и развития школьников, а дети получают оценку своей деятельности, информацию о недостатках, успехах, способах корректировки и улучшения. Таким образом, основная задача обратной связи – повышение эффективности обучени